Главные храмы мировых религий

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ». «Три сокровища» – это Будда, его учение и община, образовавшаяся вокруг этого учения. Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.


Храм Махабодхи

Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.

Монастырь Таванг

Знаменитые духовные наставники в буддизме

Истинными наставниками буддизма считаются те, которые происходят от Будды по непрерывной цепи реализовавшихся мастеров и знатоков учения.

Будда Шакьямуни

Живший 2,5 тыс. лет назад в северной части Индийского субконтинента Будда достиг просветления. То есть методом медитации смог понять и осознать истинную природу материального мира. Тем самым он смог избавиться от недостатков и раскрыть свой внутренний потенциал.

Всю свою жизнь Будда посвятил преподаванию методов, с помощью которых каждый человек способен избавиться от проблем.

Нагарджуна

Был основоположником одного из течений буддизма под названием мадхьямаки. Жил Нагарджума примерно во II н.э. Он проповедовал своим последователям глубинное видение пустоты. Составленные им тексты и направление буддизма Срединного пути позволяют сторонникам учения сегодня наиболее глубоко трактовать понятие реальности.

Арьядева

Был родом из королевской семьи, правившей на Шри-Ланке в начале современного летоисчисления. Родился и жил Арьядева ориентировочно с середины II по начало III вв. н. э.

Он был последователем Нагарджуна, сопровождал его во всех странствиях и изучал буддистские пергаменты. После смерти последнего Арьядева стал его приемником и продолжил проповедовать учение махаяны.

Шантидева

Родившись в VIII в. н. э. в царской семье Шантидева отказался вступать на престол и ушел в джунгли для проведение духовных практик и медитации. После долгих лет практики он нашел просветление и только тогда вышел к людям.

Шантидева был автором, сохранившихся в тибетских традициях по настоящий момент, практик ботхисаттвы.

Атиша

Атиша жил в период с 982 по 1054 года и был воспитанником Индонезийской буддистской школы милосердия. После чего принес это учения в Индию повторно. После этого его пригласили в Тибет для возрождения данной школы. Атиша стал родоначальником буддистской традиции Кадам.

Гампопа

Гомпопа являлся основным учеником тибетского йогина Миларепы. В своём труде «Драгоценном украшении освобождения» он свел воедино практики ума с традициями кадам и учениями махамудры. Годы его жизни с 1079 по 1153.

Цонкапа

Цонкапа (с 1357 по 1419 годы) – это основоположник традиции гелуг, которая по сей день является господствующей в тибетском буддизме. Его часто называют главным реформатором этой религии. Цонката настаивал на необходимости соблюдения жесткой дисциплины среди монахов, а также сумел верно разъяснить многие сложные вопросы, связанные с философией буддизма.

Ценшаб Серконг Ринпоче

Священные сооружения буддизма в Индии, построенные в начале ХХ в, были возведены при активном содействии Ценшаб. Он также был сподвижником Далай-Ламы, помогал ему в философских дебатах и был его наставником. Живший в период с 1914 по 1983 годы Ценшаб Серконг Ринпоче дважды отправлялся в путешествия по всему миру с целью проповедовать учения буддизма.

Казань

В Казанском Кремле на берегу могучей реки Волги располагается самая красивая и значимая мечеть Татарстана под названием Кул-Шариф. Многие приезжают в Казань полюбоваться такой достопримечательностью города. Хоть это и современная постройка (начались работы в 1996 году), но воссоздавалась она по чертежам и сохранившимся сведениям про легендарную мечеть, которая существовала в столице Казанского ханства еще в 16 столетии. Мечеть в Казани была разрушена в 1552 году во время штурма города войском Московского царя Ивана Грозного.

Воссозданный вновь храм получил название в честь последнего правителя, имама и начальника оборонительных действий столицы.

Мечеть в Казани состоит из здания с многочисленными минаретами, двумя павильонами по бокам храма, дворика в виде площади и рядом находящегося помещения хозяйственного назначения. Все сооружения объединены общей стилистикой и смотрятся комплексом. Здание отлично просматривается с набережной реки Казанки. На всех открытках города можно увидеть фотографии этого прекрасного сооружения. На службу приходят около 1,5 тыс. человек. На площади перед храмом помолиться и послушать службу смогут еще 10 000 мусульман.

Видео о буддизме

О буддизме — кратко и доступно:

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведенияЧто означают названияВнешнее и внутреннее устройствоЗаключение

Священные места и сооружения буддизма

Священные сооружения буддизма называются Дацан.

Они включают в себя все необходимые здания для жизни монахов, а также объекты поклонения:

  • Ступы.
  • Скульптуры и статуи божеств.
  • Хурдэ (религиозные барабаны).

Приверженцы буддизма ходят в Дацан не только для молитв. Сторонники древнего учения могут пообщаться здесь с ламой, спросить совета и получить ответа на интересующие вопросы.

Отличительной чертой буддистских храмов является наличие многоуровневых крыш, со свисающими над землей скатами, позолоченных столбов и изображений мифических животных.

Правила посещения

Прийти в буддистский храм может каждый человек независимо от его религиозных воззрений.

Но посещая подобные места необходимо придерживаться ряда простых правил:

  1. Отключить электронные устройства.
  2. Снять головной убор (касается мужчин и женщин).
  3. Прикрыть одеждой руки и ноги.
  4. Рюкзаки и сумки следует держать в руках.

На территории священного сооружения запрещено распитие спиртных напитков. Также запрещается посещать храмы в нетрезвом виде.

После того, как человек попадает во внутреннюю часть строения ему необходимо пройти обряд очищения.

Для этого следует обойти храмовый комплекс по периметру и обязательно в направлении вращения часовой стрелки. В процессе прохождения по маршруту необходимо вращать молитвенные барабаны.

Только после этого посетители могут получить доступ к главной достопримечательности Дацан или попасть в центральное здание храма.

Храм Хэинса

Расположен на горе Каясан в корейской провинции Кенсан-Нандо. Храм был впервые построен в 802 году. По одному из вариантов его основателями были Иджон и Сунын. После возвращения из длительного странствия по Китаю эти два монаха вылечили от тяжелой болезни супругу корейского чиновника. И тот выразил свою благодарность Будде путем строительства Дацан.

Сегодня храм Отраженный в спокойном море (Хэинса) является одним из самых значимых центров развития буддийского учения Сон. На территории комплекса хранится свод священных текстов Трипитака (около 80 тысяч деревянных табличек, с записанной на них мудростью буддизма.

Пха Это Луанг

Буддистское священное сооружение считается одним из самых значимых культурно-исторических памятников Лаоса. Расположен храм в 4 км. к северо-востоку от столицы государства. Изображение священного строения находится на гербе этой восточноазиатской страны.

Буквальный перевод Пха Это Луанг или Тхат Луанг означает Великая Ступа. Согласно источникам из местных легенд храм был основан в III в. до н. э. индийскими миссионерами. По одному из сказаний монахи скрыли в стенах здания грудную кость Будды.

Дожившая до настоящего момента Великая Ступа была построена в середине XVI в. во времена правления короля Сетхатхирата.

Однако спустя 200 сотни лет в результате нападений со стороны Бирманских и Сиамских вооруженных сил храм был значительно поврежден. Лишь в 1900 году восстановлением сооружения занялось французское правительство. А в 1995 году в честь 20 летнего юбилея образования Лаосской Народной Демократической Республики Пха Это Луанг был отреставрирован в последний раз.

Сегодня Великая Ступа представляет собой трехуровневую пирамиду:

  1. 1 уровень символизирует материальный мир. Вдоль практически квадратного основания 68х69 м располагаются священные камни (323 штуки). Также здесь находятся 4 зала для молебен и лестницы.
  2. 2 уровень и 30 малых Ступ, расположенных по периметру, являются символом буддийских добродетелей. Этот уровень имеет квадратную форму с длинной стороны 48 м.
  3. На 3 уровне располагается Большая Ступа, высотой 45 м.

Тодай Дзи

Священные сооружение буддизма в Японии главным образом знамениты благодаря этому храму, расположенному в городе Нара.

Храм был построен в 745 году н.э. по приказу императора Сёму. В 743 году он издал указ о том, что жители его земель должны построить гигантскую статую Будды для собственной защиты.

Тодай Дзи — священное сооружения буддизма в Японии

В строительстве приняли участие более 2 млн. человек. Высота статуи, которая по настоящий момент является основной достопримечательностью Тодай Дзи, составила почти 15 м. Претерпев несколько реконструкций храм приобрел современный вид 1709 году.

Окрестные территории Тодай Дзи представляют собой олений парк. По ней беспрепятственно гуляют животные. На площади комплекса располагаются знаменитые февральский и мартовский павильоны (Нигацу-до и Сонгацу-до соответственно).

Православные соборы

Собор — это особый храм, который относится к христианским культовым помещениям. Особый статус получают главные храмы страны, города, монастыря. Давайте рассмотрим соборный храм, расположенный на Красной площади столицы России. Это знаменитый собор Василия Блаженного.

Построен храм по личному указанию царя Ивана Грозного в 1561 году. Строился собор шесть лет. Заложение храма было посвящено победе над старым врагом Руси — Казанским ханством. Во-первых, было захвачено целое государство, а это случилось за всю историю Руси впервые, во-вторых, поход проводился и с религиозной целью (против неверных).

Соборное сооружение имеет уникальную конструкцию, автор которой доподлинно не известен. Десять куполов имеют разную структуру. Вокруг центрального здания располагаются церкви, которые символизируют все имеющиеся на период сражения праздники. Луковичные купола поражают воображение всех людей. Это символ Москвы и России вообще. Часто собор изображают на открытках достопримечательностей столицы.

Языческие святилища

Мнения историков о языческих верованиях восточных славян разделились. Одни считали, что молитвы приносили люди на поле, в лесу, на берегах рек, в общем, на природе. Другие убеждены, что все-таки существовали у древних славян и культовые постройки, которые были представлены вырезанными из дерева или камня изображениями богов. Эти идолы располагались в отдельно отведенном месте, и руководили службой жрецы.

Археологи часто находили вдалеке от жилища людей особые языческие культовые сооружения с ямой для жертвоприношений. Это были круглые капища, выложенные камнями и огороженные по кругу. В поселениях славян имелось длинное строение для общественных сборов, так вот, чаще всего капища находили возле таких домов.

Что такое буддизм

Буддизм – это одна из первых, зародившихся на планете религий. Исторические свидетельства позволяют ученым утверждать, что буддизм появился в начале V в. до н. э. Эта религия объединяет представителей различных государств с отличающимся культурным и историческим наследием. Что несвойственно для христианства или ислама.

Священные сооружения буддизма можно встретить на территориях от южных окраин Индии и острова Шри-Ланка до северной Республики Бурятия (территория Российской Федерации).

От Японии на востоке до Каспийского моря и Республики Калмыкия на западе. Но колыбелью буддийского мира является Тибет. Горный регион, который получил письменность и обзавелся основными элементами цивилизованного общества благодаря буддизму.

Появление этой древней религии произошло на территории Индийского субконтинента. Возникновение буддизма не было случайным явлением. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. в регионе активно развивались разные философские течения, во главу угла которых ставилось развитие внутреннего мира человека и избавления его духа от страданий.

В этот период на территории современной Индийской Республики, Пакистана, Непала и Бангладеша были очень сильны ведические традиции, опирающиеся на кастовую систему (власть принадлежала брахманам-жрецам). Но в северо-восточной части страны их влияние не было столь значительным.

Причиной этому явились два события:

  1. Кризис ведических религиозных течений, связанный с появлением шраманов. Основанное на жертвоприношениях ведовство проигрывало конкуренцию новому воззрению, основанному на аскетизме.
  2. Смена лидирующих сословий. В результате активного образования новых государственных образований в юго-восточной части современной Республики Индии произошло смешение 1 главной касты брахманов и замена её 2 по старшинству кастой хшатриев.

Именно в этот период и при этих обстоятельствах на указанной территории начал проповедовать новое религиозное течение Будда Шакьямуни – родоначальник и основатель буддизма.

Исторические корни буддийских ступ

Еще с незапамятных времен существовала традиция на местах захоронения человека возводить курган. Это делалось для того, чтобы потомки помнили своих предков. В Индии ступы появились еще в те времена, когда буддизм не был сформирован как философия и религия. Изначально такие могилы создавали вокруг деревьев, помещая в них останки кремированного тела. Со временем в ступы стали помещать останки людей, в некотором плане выдающихся. Более подробно про философию буддизма можно прочитать в .

Слово «ступа» с санскрита имеет несколько значений: «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли». В таких сооружениях могут храниться священные останки, одежда просветленного учителя, тексты. В некоторых случаях буддийская ступа возведена в честь какого-то памятного события и в ней не хранятся реликвии.

Сам Будда желал, чтобы над его останками была возведена ступа (получила название Махапаринирвана-сутра), ставшая объектом подношения не лично ему, а его уму – олицетворению мудрости и просветления.

Буддйская ступа в Санчи. Индия

После смерти тело Будды было кремировано со всеми почестями. В буддизме утвердилось поверье, что после сожжения тела Будды останки были разделены на восемь частей. Для каждой из этих частей были построены соответствующие постройки в разных местах Индии. Они получили название «Великие реликварные ступы». Еще две ступы воздвигли для захоронения сосуда, в котором был Будда кремирован, а также для золы из его погребального костра.

Символизм сооружений

Значение ступы в буддизме священно. Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели. Особое сакральное значение придается обходу строения в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала. Таким образом можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.


Более действенным считается ритуал, выполняемый в виде простираний на земле. Выглядит это следующим образом. Сначала человек, совершающий обряд, укладывается на землю, затем встает и становится ногами туда, где только что было его лицо. И так до тех пор, пока не будет совершен круг. Желательно выполнить 3, 7, 11, 21 или 108 обходов. Магическое воздействие будет усилено, если при этом будет произноситься мантра «Ом Мани Падме Хум». Подробнее про символ Аум.

Ступа буддизма в Непале

Разновидности буддийских ступ

По мере того, как эти культовые сооружения буддистов стали распространяться по разным странам, постройки начали приобретать различные архитектурные особенности, необычные формы.

Так, в Тибете ступы строились по строгим архитектурным канонам с соблюдением всех пропорций. Тринадцать колец шпиля олицетворяют путь к Просветлению. Наиболее популярной тибетской ступой можно назвать Ступу Калачакры в Индии, относящейся к Тантре. Согласно ваджраянским источникам, здесь свершились поучения Будды и церемония Калачакры.

В Китае ступы имеют форму пагоды. Они прекрасно вписываются в пейзаж, так как их сооружали в горах и на берегах рек. Такое сочетание природы и архитектурного искусства стали объектами созерцания. По примеру китайских построек стали сооружать такие же пагоды в Японии, Вьетнаме, Корее.

В таких странах Юго-Восточной Азии, как Бирма и Таиланд, получили широкое распространение ступы в виде храма-пагоды. Их формы – преимущественно конусообразные со скошенными углами. Часто их украшают таким образом, чтобы они выглядели сверкающими, поэтому выкрашивают золотым цветом или выкладывают блестящей плиткой.

На острове Ява в Индонезии в период между 750 и 850 годами была построена поразительно огромная ступа Боробудур в форме мандалы. Его считают самым большим памятником буддийской культуры. Квадратный фундамент и длина одной стороны в 118 метров – её особенности. Из восьми ярусов пять являются также квадратными, а три – круглыми. На верхнем ярусе находятся 72 малые ступы, расположенные вокруг большой Ступы, выполненные в форме колоколов. Постройка мандалы символизирует буддийские представления Абхидхармы о схеме мироздания.

Интересные факты о буддизме

Многие из буддистских традиций могут показаться необычными для стороннего наблюдателя:

  1. Слово «Буддизм» происходит от слова Budhi (на хинди означает мудрость).
  2. В целях популяризации буддизма монахам запрещено готовить пищи. Они должны получать её в качестве подаяния, обращаясь с проповедями к людям.
  3. Учения этой древней религии способствуют не только обретению гармонии с душой, но и улучшают контроль собственного тела. По всему миру известны тибетские боевые искусства.
  4. Буддисты посещают священные сооружения в тот момент, когда сами чувствуют в этом потребность.

Буддизм – это древнее учение, которое не похоже ни на одну религию в мире. Последователи буддизма верят в правильные поступки, а не в богов. Они убеждены в возможность реинкарнации души.

Их философия утверждает, для того чтобы следующая воплощение человека была лучше, необходимо прожить настоящую жизнь с соблюдением всех правил. Впитать в себя мудрость буддизма можно, посетив священные сооружения, которые расположены более чем 20 странах мира.

Оформление статьи: Владимир Великий

Что такое буддизм

Буддизм – это одна из первых, зародившихся на планете религий. Исторические свидетельства позволяют ученым утверждать, что буддизм появился в начале V в. до н. э. Эта религия объединяет представителей различных государств с отличающимся культурным и историческим наследием. Что несвойственно для христианства или ислама.

Священные сооружения буддизма можно встретить на территориях от южных окраин Индии и острова Шри-Ланка до северной Республики Бурятия (территория Российской Федерации).

От Японии на востоке до Каспийского моря и Республики Калмыкия на западе. Но колыбелью буддийского мира является Тибет. Горный регион, который получил письменность и обзавелся основными элементами цивилизованного общества благодаря буддизму.

Появление этой древней религии произошло на территории Индийского субконтинента. Возникновение буддизма не было случайным явлением. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. в регионе активно развивались разные философские течения, во главу угла которых ставилось развитие внутреннего мира человека и избавления его духа от страданий.

В этот период на территории современной Индийской Республики, Пакистана, Непала и Бангладеша были очень сильны ведические традиции, опирающиеся на кастовую систему (власть принадлежала брахманам-жрецам). Но в северо-восточной части страны их влияние не было столь значительным.

Причиной этому явились два события:

  1. Кризис ведических религиозных течений, связанный с появлением шраманов. Основанное на жертвоприношениях ведовство проигрывало конкуренцию новому воззрению, основанному на аскетизме.
  2. Смена лидирующих сословий. В результате активного образования новых государственных образований в юго-восточной части современной Республики Индии произошло смешение 1 главной касты брахманов и замена её 2 по старшинству кастой хшатриев.

Именно в этот период и при этих обстоятельствах на указанной территории начал проповедовать новое религиозное течение Будда Шакьямуни – родоначальник и основатель буддизма.

Мнения о значении Храма

«Двенадцать находившихся там хлебов соответствуют двенадцати месяцам; семь лампад — солнцу, луне и пяти планетам ; а четыре рода материалов, из которых была соткана завеса, — четырём стихиям .»

— «Иудейские древности» III, 7:7

«Храм, прообраз мироздания, назван „вратами небес“, ибо Божественный свет исходит из высшего мира в нижний и наполняет Храм, а из Храма распространяется по всей земле, и каждый элемент мира получает предназначенный ему свет из соответствующей детали Храма.»

Р. Йешая Галеви Горовиц (XVI в.), «Шней лухот а-Брит»

«На западе стоял Ковчег Закона с его украшенной херувимами крышкой; на севере — Стол с хлебами предложения; на юге — Менора с лампадами; восточная сторона была обращена к народу, с той стороны был вход, и там, один за другим, стояли жертвенники, которые как бы побуждали людей к радостной самозабвенной отдаче себя Божественной Торе, ожидающей их на западе. Мы верим, что не ошибёмся, предположив, что западная сторона призвана была олицетворять Тору и Присутствие Бога, которое она, и только она, воплощает; северная сторона — материальную жизнь; южная — духовную жизнь; восточная же — конкретный народ, народ Израиля, призванный к самоотверженному служению Богу и Его Торе.»

Р. Шимшон Рафаэль Гирш

«Десять чудес были явлены нашим предкам в Храме: не было выкидыша у женщин из-за запаха жертвенного мяса; никогда не гнило жертвенное мясо; не было мух в месте забоя животных; ни разу не было поллюции у Первосвященника в Йом Кипур; дожди не гасили огонь на жертвеннике; ветер не отклонял столб дыма; ни разу не было так, чтобы сноп, жертвенные хлеба и приносимый на стол хлеб оказались непригодными; стоять было тесно, а падать ниц — просторно; ни разу не укусила змея и не ужалил скорпион в Иерусалиме; ни разу не сказал человек: „Мне не хватает денег, чтобы остаться ночевать в Иерусалиме“.»

Святые места ислама в Эрец-Исраэль

Отношение к стране Израиля как Святой Земле и к Иерусалиму (по-арабски ал-Кудс — Святыня) как святому городу ислам прежде всего унаследовал от иудаизма и христианства — религий, основные персонажи священных книг которых включены мусульманской религией и в свой канон в качестве пророков, святых или праведников. Святость Иерусалима проистекает из рассказа в Коране об «отдаленнейшей мечети» (по-арабски — ал-Акса; мусульманские теологи помещают ее на Храмовой горе, хотя в самом Коране об этом нет ни слова), в которую Аллах перенес чудесным образом Мухаммада и откуда он возносился на небо. В освящении исламом Страны Израиля и Иерусалима со времени арабского завоевания в 7 в. (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк) все мусульманские правители видели также важный политический козырь против христианских притязаний на них. Притязания самого ислама на Страну Израиля и Иерусалим не становятся меньшими от того, что главные мусульманские святыни, в отличие от иудейских и христианских, находятся не здесь, а в Мекке и Медине; уже сам Мухаммад заменил первоначальную киблу (ориентацию верующего во время молитвы на Иерусалим) ориентацией на Мекку.

Основные святые места ислама в Эрец-Исраэль в большинстве случаев расположены там, где издавна находятся главные святыни иудаизма и христианства, что в значительной мере проистекает из признания мусульманской религией духовного и легендарно-исторического наследия предшествовавших ему форм монотеизма. Это относится прежде всего к Храмовой горе, на которой в 7 в. там, где был расположен Храм, возведен Купол над скалой (Куббат-ас-Сахра, неточно порой именуемый мечетью Омара), и в начале 8 в. построена на месте снесенной христианской базилики мечеть ал-Акса (см. выше), ставшие третьими по значению после расположенных в Мекке и Медине святых мест ислама (более подробно о святых местах ислама в Иерусалиме см. Иерусалим. Иерусалим в христианстве и исламе).

Самым почитаемым святым местом для мусульман в Стране Израиля вне Иерусалима стала также древняя еврейская святыня — пещера Махпела, особенно вследствие захоронения там Авраама, (по-арабски — Ибрахима), которого и иудейская традиция признает как отца Исмаила праотцем и арабов. Другими святыми местами иудаизма в Эрец-Исраэль, освященными также исламом, являются могилы еврейских пророков (например, Самуила — наби Самвил; недалеко от Иерусалима), могилы сыновей Иакова — Иосифа (наби Юсуф в Шхеме) и Реувена (наби Рубин, недалеко от Ашдода); с 13 в. мусульмане поклоняются расположенной по дороге из Иерусалима в Иерихон могиле наби Муса (то есть Моисея), хотя, согласно библейскому повествованию, место его захоронения неизвестно, но никак не может находиться в пределах Страны Израиля. Предписание мусульманам совершать массовое паломничество к этой могиле в дни Пасхи по христианскому календарю (отличающемуся от мусульманского), свидетельствует и о межконфессионально-полемической подоплеке обычая, в значительной мере сохраняющейся и поныне.

Мусульманское духовенство издавна претендует на отправление своего культа и в ряде святых мест христианства, в частности, в церкви Рождества в Бет-Лехеме и церкви Богоматери в Иерусалиме. Святыми местами ислама в Эрец-Исраэль считаются также многочисленные в арабских деревнях могилы мусульманских праведников, сподвижников Мухаммеда, воинов, прославившихся в битвах за овладение Страной Израиля. Нередко могилой одного и того же мусульманского святого признаются захоронения в нескольких арабских деревнях, что не препятствует их почитанию и паломничеству к каждому из них.

О святых местах ислама в Эрец-Исраэль см. также Государство Израиль. Население.


В Израиле находятся святые места и других религиозных групп: у самаритян — гора Гризим; у друзов — могила пророка Шу‘айба, близ Тверии (см. Итро), мировой центр бехаизма — усыпальница Мирзы Али Мухаммеда, Храм всемирной справедливости (оба — в Хайфе) и могила Мирзы Хусейна в Акко (см. также Государство Израиль. Население).

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище».

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

Храм буддизма штата Махараштра

Перечислить основные части буддистского храма

Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.

В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь»

Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае — одно и то же. В любом храме живут монахи

Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо.

Пагода, то:, предназначена для хранения останков земного тела Будды. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или под центральным столбом, или на его верхушке.

Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений», ко:до:.

Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.

Начиная с VIII в. при многих храмах стали обустраивать место для почитания «родных богов», ками. Святилище может находиться на территории храма или вне ее.

Для примера можно взять устройство храма «Четырех небесных государей»), одного из самых древних в Японии. В храме может быть несколько пагод, иногда бывает несколько «Золотых залов», но расположены они почти всегда в таком порядке, как на рисунке.

Буддийский обряд в основе своей — это выражение почтения к Трем Сокровищам и обращение к ним как к «прибежищу». В ходе обряда статуи и другие изображения открываются для обозрения, тексты звучат полностью или в отрывках, монахи совместно предаются «сосредоточению», иногда проводят шествие и т.д. «Трем Сокровищам» совершают подношения, и ответом на них служат различные действия, призванные выразить помощь «Трех Сокровищ» их почитателю

Важно, что в обеих ролях — и того, кто прибегает к помощи, и того, кто ее дает, — могут выступать и монахи, и миряне. Обряды имеют общую цель: распространить последствия сострадательных деяний одного человека на множество других существ, уменьшить их страдания, преодолеть заблуждения, и в пределе — помочь каждому существу достичь освобождения

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.

На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

Ангкор-Ват

Это не просто храм в Камбодже, это огромный комплекс, состоящий из красивейших сооружений. Его постройка относится еще к 12 столетию, когда страной правил король Сурьяварман II. Находится Ангкор-Ват недалеко от современного города Сиемреапа. Площадь храмового комплекса — 200 км2. Однако раскопки и свидетельства историков, изучающих Камбоджу, говорят, что ранее он мог достигать 3000 км2.

Принадлежал он городу с 500 тыс. жителей. Можно его назвать самым огромным поселением людей древности. Индуистский храм построен для прославления бога Вишну. Имеет форму горы Меру из мифов страны. Это гора, на которой обитали боги. Храмовый комплекс окружен стеной и большим рвом с водой. Центральное сооружение достигает 65 метров в высоту. С 15 века считается буддийским культовым сооружением.

Сейчас храм заброшен, хотя к нему ежегодно приезжают толпы туристов со всего мира и на флаге страны имеется его изображение.


С этим читают