Ницше

Человек есть нечто, что должно превзойти

В своих рассуждения Ницше стремится показать, что первостепенная цель человечества заключается в развитии человека как вида. Он объявляет войну морали, религии, авторитетам и всему, что под угрозой принуждения навязывает людям правила поведения. Слепое следование этим правилам, по его мнению, приводит к тому, что естественные побуждения и привычки человека подавляются, делая людей слабыми, превращая их в «стадных животных», неспособных к познанию, творчеству и развитию.


Так что же ищет Ницше? В здоровом обществе, которое он видит, каждый отдельный индивид прежде всего стремится к самопознанию. Воспитывая в себе личность, они приобретают сильный и независимый характер, который позволяет им достигать поставленных целей. Они активны и предприимчивы, не боятся ответственности, готовы бороться за то, во что верят. При этом, господствуют такие личности прежде всего над собой. Самодисциплина и самовоспитание — вот что характеризует их. Вот к чему должны стремиться люди.

Литература:
  • 1. Карл Ясперс. Ницше. Введение в понимание его философствования
  • 2. Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1 2003 г.
  • 3. Ницше Ф. Веселая наука
  • 4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра

Редактор: Бибикова Анна Александровна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

В нездоровом теле — здоровый дух

Все свои идеи Фридрих Ницше вынашивал в больной голове. В буквальном смысле слова. С детских лет его мучила мигрень, такая жуткая, что другой на месте Ницше лежал бы и не шевелился. Но философ был не таков: он работал по 10 часов подряд, нарушая предписания врачей и противореча элементарным правилам заботы о здоровье. Более того, Ницше был почти слеп — не видел дальше трех шагов, а также страдал жуткими болями в желудке, и как следствие — рвотой, запорами (уж извините) и прочими несчастьями. В комплект входили также замкнутость, бессонница и проблемы с рассудком.

Все это удивительным образом не мешало философу работать с полной отдачей. Правда, тело иногда оказывалось сильнее духа: в 39 лет Ницше ушел на пенсию из университета, так как не мог нормально заниматься преподаванием. Без пяти минут слепой, бедный, с приступами мигрени, сорокалетний Ницше, вместо того, чтобы сдаться и превратиться в лежачего больного, начинает новую жизнь. Он отправляется в Италию и берется за перо с удвоенной силой. И, кроме того, влюбляется. Несложно догадаться, что неудачно, так как барышня по имени Лу Саломе — красавица, харизматик, умница и светская девушка — была ему явно не по зубам. Вместе с общим другом Ницше объединяется с Саломе в коммуну, они живут втроем. Говорят, спорят, пишут стихи, музыку — в общем, занимаются чем угодно, но только не сексом. Несмотря на целомудренность этой коммуны, Элизабет, сестра философа, приходит в ярость. Элизабет, в отличие от трепетного брата, философию не разводит, высказывает Лу все, что она о ней думает, и странная семья разваливается.

Примерно тогда же Ницше пытается покончить с собой, но не из-за несчастной любви, а потому что начинает терять рассудок. Быть сумасшедшим ему не улыбается, но три попытки ни к чему не приводят. Проблемы с психикой у Ницше были всегда, но постоянная бессонница, с которой он боролся лекарством хлорал (разрушавшим нервную систему), с годами все только усугубила.

Взгляды на философию Ницше

Если рассматривать, как другие философы относились к идее Ницше о сверхчеловеке, то стоит признать, что мнения были противоречивыми. Существовали различные взгляды на этот образ.

С христианско-религиозной точки зрения предшественник сверхчеловека — это Иисус Христос. Такой позиции, в частности, придерживался Вячеслав Иванов. С культурологических полиций эту идею характеризовали в качестве «эстетизации волевого порыва», так высказывался Блюменкранц.

В Третьем рейхе сверхчеловек считался идеалом нордической арийской расы, такого мнения придерживались сторонника расовой интерпретации идей Ницше.

Большое распространение этот образ получил в научной фантастике, где он соотносится с телепатами или суперсолдатами. Иногда герой совмещает в себе все эти способности. Множество таких историй можно отыскать в японских комиксах и аниме. Во вселенной Warhammer 40 000 есть особый подвид людей с психическими способностями, которых называют «псайкеры». Они могут менять орбиту планет, брать под контроль сознание других людей, способны к телепатии.

Стоит отметить, что в той или иной мере все эти трактовки противоречат идеям самого Ницше, тому смысловому понятию, которое он вкладывал в образ сверхчеловека. В частности, философ всячески отрицал демократическую, идеалистическую и даже гуманитарную его интерпретацию.

А было ли место состраданию в идее сверхчеловека в философии Фридриха Ницше?

Вопрос отнюдь не праздный. Да, идеал сверхчеловека отрицает эту добродетель, но лишь в плане выражения слабости бесхарактерного, пассивного существа. Ницше не отрицает самого чувства сострадания как способности чувствовать страдания других людей. Заратустра говорит:

Дело в том, что сострадание и жалость не всегда и не на каждого могут оказывать доброе и благотворное влияние — кого-то они могут оскорбить. Если рассматривать «дарящую добродетель» Ницше, то объектом служит не собственное «я», не эгоистичное сострадание, а стремление одарить другого. Таким образом, сострадание должно быть альтруистичным, а не в рамках того, чтобы занести данное деяние в список своих добрых дел.

«Так говорил Заратустра»

Идея о существовании человека и сверхчеловека изложена у Ницше в книге «Как говорил Заратустра». В ней рассказывается о судьбе и идеях бродячего философа, который решил взять себе имя Заратустра, назвавшись в честь древнеперсидского пророка. Именно через его поступки и действия Ницше и выражает свои мысли.

Центральной идеей романа становится заключение о том, что человек — всего лишь ступень на пути превращения обезьяны в сверхчеловека. При этом сам философ неоднократно подчеркивает, что человечество само виновато в том, что пришло в упадок, фактически исчерпав себя. Только развитие и самосовершенствование способно приближать каждого к реализации этой идеи. Если же люди будут и впредь поддаваться сиюминутным устремлениям и желаниям, то будут с каждым поколением все больше скатываться в сторону обычного животного.

Примеры сверхлюдей в литературе

В литературе, в том числе отечественной, можно найти примеры, как проявляет себя сверхчеловек. В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников демонстрирует себя в качестве носителя именно такой идеи. Его теория заключается в том, чтобы поделить мир на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Он решается на убийство во многом из-за того, что желает доказать самому себе принадлежность ко второй категории. Но, убив, он не может выдержать навалившихся на него моральных страданий, вынужден признать, что не годится для роли Наполеона.

В другом романе Достоевского — «Бесы» сверхчеловеком себя считает едва ли не каждый герой, стараясь доказать свое право на убийство.

Яркий пример создания сверхчеловека в массовой культуре — Супермен. Это супергерой, образ которого был навеян трудами Ницше. В 1938 году его придумали писатель Джерри Сигел и художник Джо Шустер. Он стал со временем иконой американской культуры, является героем комиксов и фильмов.

Самый известный и обсуждаемый труд великого ученого: идея сверхчеловека Фридриха Ницше

С чего же все начиналось? Со смерти Бога… Это означало, что становившееся все более мирским и научным общество не могло больше находить смысл в христианстве, как в прежнее время. Куда же мог обратиться человек в поисках утраченного смысла, потеряв возможность обратиться к Богу? У Ницше был свой сценарий развития событий.

Сверхчеловек – это цель, которую нужно достичь, чтобы возвратить человеку утраченный смысл. Само слово «сверхчеловек» Ницше заимствовал из «Фауста» Гете, но вложил в него абсолютно другой, свой смысл. Каков же был путь возникновения этого нового образа?

У Ницше прослеживаются 2 концепции развития событий: одна из них основана на биологической теории Дарвина о постоянном развитии эволюционного процесса, ведущего к появлению нового биологического вида, и, таким образом, считала создание сверхчеловека следующим пунктом развития. Но в связи с чрезвычайно долгим путем данного процесса, стремительный в своих порывах Ницше не мог так долго ждать, и в его работе предстает иная концепция, согласно которой человек представляется как нечто окончательное, а сверхчеловек выступает совершеннейшим человеческим типом.

По пути к сверхчеловеку необходимо пройти несколько стадий развития человеческого духа:

  1. Состояние верблюда (состояние рабства – «ты должен», оказывающее давление на человека.
  2. Состояние льва (сбрасывание оков рабства и создание «новых ценностей». Этот этап служит началом эволюции человека в сверхчеловека.
  3. Состояние ребенка (период творчества)

Приближение к сверхчеловеку Фридриха Ницше

В то время в европейской философии все больше проявляется призыв к изучению внутреннего мира человека, но истинный прорыв в этом направлении совершает Ницше, который бросает вызов человеку, признавая за ним способность превращения в сверхчеловека:


Если говорить кратко, идея сверхчеловека Ницше состоит в том, что человек, по его понятию, является мостом к сверхчеловеку, а преодолеть этот мост можно путем подавления в себе животного начала и движения к атмосфере свободы. По мнению Ницше, человек служит канатом, протянутым между животными и сверхчеловеком, и только в конце этого пути он может вернуть себе утраченный смысл.

Мнения об учении Ницше, равно как и о нем самом, весьма неоднозначны. В то время как одни считают его безусловным гением, другие воспринимают его как чудовище, зародившее философскую идеологию, оправдывавшую фашизм.

Перед тем как приступить к рассмотрению основных положений его теории, давайте познакомимся с жизнью этого неординарного человека, которая, безусловно, наложила свой отпечаток на его убеждения и помыслы.

Модель поведения

Наиболее выгодной моделью поведения таким образом является поведение без сдерживающих моральных факторов.

Это не означает, что нужно всех убивать и обманывать, вовсе нет.

Но в выборе перед соблюдением морального закона и реализацией собственной воли сверхчеловек выбирает второе.

Для сверхчеловека главным фактором является прогресс и движение вперед, рост в любой из сфер. Это является главным определяющим признаком добра.

Критерий истины

Упрощенно, главным критерием истины любой теории является ее работа на практике. Как бы хорошо ни была расписана теория, если на практике это не работает, сверхчеловек в это не верит и отбрасывает ее.

Пример

Я хочу привести два примера, очень разных и очень явных.

Воля сверхчеловека может иметь любые цели. Кроме того, он может быть кем угодно и находиться на любом уровне.

Сверхчеловек может быть даже рабом, если он того захочет.

Пример #1:

Скажем, для кого-то цель, очень обобщенно, мир во всем мире, процветание человечества, здоровье и образование населения.

И этот кто-то достигает этого любыми средствами. Иногда он может пожертвовать одним человеком, чтобы спасти сотню.

Иногда он может совершить “плохой” с точки зрения других поступок, но этот поступок повысит его власть, так что для него этот поступок хороший.

Пример #2:

У другой персоны цель состоит в уничтожении 90% человечества и установлении жесткой диктатуры.

Эта личность также достигает своих целей любыми средствами, для него нет никаких сдерживающих факторов и моральных рамок, любую ложь он использует себе во благо.

С точки зрения Ницше они оба равны.

Это слегка упрощенные примеры, я хотел привести две противоположности с точки зрения стороннего наблюдателя.

Еще больше мне нравится цитата из известного романа, где главный герой задавал себе вопрос:

Так вот, сверхчеловек никогда не задает себе такого вопроса. Он всегда право имеет.

О человеке


Проблема человека и его сущности находит свое отражение и в психологических рассуждениях Ницше.

Для него человек — это прежде всего бесконечно изменчивое существо. Личность человека формируется как путем целенаправленного воздействия, так и под влиянием различных паттернов .

Паттерны, или «устойчивые поведенческие реакции» способны сильно влиять на личность человека, зачастую их приходится контролировать и подавлять. Отказ от одних моделей поведения оказывает положительный эффект и способствует благоприятному развитию личности, но изменение других наносит вред. Подавление сильных негативных эмоций может пагубно повлиять на психику человека.

Возможность отделиться от животного мира появилась не только в результате контроля над эмоциями и отказа от деструктивных моделей поведения

Другой важной составляющей стало самосознание . Человек не просто осознал свое отличие от животного, он сделал попытку определить свое месте в мире и дать оценку окружающим явлениям

Однако, составляя представление о внешнем мире, о других людях и о себе, человек нередко заблуждается. Это происходит потому, что в действительности то, как человек видит себя, часто внушается окружающими. Таким образом, многие представления индивида о себе ничто иное, как самообман. Однако способность сохранять устойчивое представление о себе является крайне важным. Именно это дает возможность верить в свои способности, познавать себя и совершенствоваться .

Интересным является тот факт, что несмотря на то, что все представление человека о себе самообман, лишь незначительное число людей обладает верой в себя, не говоря уже о том, что часть из этих и так немногих людей эту веру пытаются еще и заслужить хорошими поступками или значительными деяниями .

Таким образом, когда человек в себя не верит, он не способен к самоуважению и может начать себя презирать. По мнению Ницше, такой человек себя стыдится и враждебно относится к окружающим.

Отсюда недовольство Ницше моралью. По его мнению, именно христианская религия подавляет в человеке все его достоинства. Заставляет его быть смиренным, убивая в нем стремление к борьбе, превращает здоровую личность в индивида, постоянно сдерживаемого чувством сомнения, страха и вины.

Годы после Базеля

Следующее десятилетие Ницше провел в путешествиях по миру в попытках найти климат, который мог бы облегчить симптомы его болезни. Источниками дохода в тот период была пенсия от университета и помощь друзей. Иногда он приезжал в Наумбург, чтобы навестить мать и сестру Элизабет, с которой у Ницше случались частые конфликты по поводу ее мужа, имевшего нацистские и антисемитские взгляды.

В 1889 году Ницше подвергся психическому расстройству во время пребывания в Турине, Италия. Говорят, что пусковым моментом этого расстройство явилось его случайное присутствие при избиении лошади. Друзья отвезли Ницше в Базель в психиатрическую клинику, но его психическое состояние быстро ухудшалось. По инициативе матери он был переведен в больницу в Йене, а через год его привезли домой в Наумбург, где мать заботилась о нем до своей смерти в 1897 году. После смерти матери эти заботы легли на его сестру Элизабет, которая после смерти Ницше получила в наследство его неопубликованные работы. Именно ее издания сыграли ключевую роль в более позднем отождествлении работ Ницше с нацистской идеологией. Дальнейшее исследование работ Ницше отвергает существование какой-либо связи его идей и их интерпретации нацистами.

После того как в конце 1890-х годов он перенес удар, Ницше не смог ходить и говорить. В 1900 году он заболел пневмонией и умер после перенесенного инсульта. По мнению многих биографов и историков, изучавших жизнь великого философа, проблемы со здоровьем Ницше, включая психическое заболевание и раннюю смерть, были вызваны третичным сифилисом, но были и другие причины, такие как маниакальная депрессия, деменция и другие. Кроме того, в последние годы своей жизни он практически ослеп.

Формирование образа сверхчеловека в истории развития общества

Кто же впервые выдвинул идею сверхчеловека? оказывается, она уходит своими корнями в далекое прошлое. В легендарном Золотом веке сверхлюди выступали посредниками в общении между богами и людьми, которые считали себя слабыми и недостойными прикоснуться к божеству.

Позже понятие сверхчеловека стало тесно связано с религией, и практически во всех вероисповеданиях присутствует подобная идея мессии, роль которого сводится к спасению людей и заступничеству перед Богом. В буддизме сверхчеловек даже заменяет идею Бога, потому что Будда – не бог, а сверхчеловек.

Образ сверхчеловека в те далекие времена не имел ничего общего с обычными людьми. Человек даже и помыслить не мог о том, что путем работы над собой может развить в себе сверхспособности, но с течением времени мы видим примеры наделения этими качествами реальных людей. Так, в античной истории сверхчеловеком воспринимался Александр Македонский, а позже Юлий Цезарь.

В эпоху Возрождения этот образ ассоциировался с государем, носителем абсолютной власти, описанным Н. Макиавелли, а у немецких романтиков сверхчеловек – это гений, неподвластный обычным человеческим законам.

В 19 веке для многих эталоном был Наполеон.

Проблема выбора

Также существует проблема сверхчеловека, связанная с необходимостью выбора, когда нужно решить вопрос о превосходстве одного индивида над другим. Говоря об этом, Ницше выделяет уникальную классификацию духовности, в которую входят верблюд, лев и ребенок.

Если следовать этой теории, то супер-сверхчеловек должен освободиться от оков мира, который его окружает. Для этого ему необходимо стать чистым, каким бывает ребенок в самом начале пути. После этого изложена нетривиальная концепция смерти. Она, по мнению автора, должна подчиняться желаниям человека. Он обязан владеть монополией на жизнь, становиться бессмертным, сопоставимым с богом. Смерть должна подчиняться целям человека, чтобы каждый успевал сделать все, что запланировал в этой жизни, поэтому человеку необходимо самому научиться управлять этим процессом.

Смерть, по Ницше, должна превратиться в особую форму награды, которую человек может получить только тогда, когда прожил достойно всю жизнь, выполнив все, что было ему предначертано. Поэтому в будущем человек должен научиться умирать. Многие исследователи отмечали, что эти идеи схожи с кодексами и понятиями, которым следовали японские самураи. Они тоже считали, что смерть необходимо заслужить, она доступна только тем, кто выполнил в жизни свое предназначение.

Современного человека, который его окружал, Ницше всячески презирал. Ему не нравилось, что никто не стыдится признавать себя христианином. Фразу о необходимости возлюбить ближнего своего он трактовал по-своему. Отмечая, что она означает оставить ближнего в покое.

Еще одна идея Ницше была связана с невозможностью установления равенства между людьми. Философ утверждал, что изначально кто-то из нас больше умеет и знает, а кто-то — меньше и не способен выполнять даже элементарные задачи. Поэтому идея абсолютного равенства казалась ему абсурдной, а именно ее пропагандировала христианская религия. Это была одна из причин, почему философ так яростно выступал против христианства.

Немецкий мыслитель утверждал, что необходимо выделять два класса людей. Первые — люди с сильной волей к власти, вторые — со слабой волей к власти, их как раз абсолютное большинство. Христианство же воспевает и возводит на пьедестал ценности, присущие слабовольным, то есть тем, кто по свей сути не может стать идеологом прогресса, творцом, а значит, не сумеет способствовать развитию, процессу эволюции.

Сверхчеловек должен быть полностью освобожден не только от религии и морали, но и от любых авторитетов. Вместо этого каждый человек должен найти и принять себя. В жизни он приводит большое количество примеров, когда люди освобождались от моральных оков ради поиска самих себя.

Философские взгляды Ницше Учение о Сверхчеловеке


Одну из таких значимых теорий выдвинул в своё время Фридрих Вильгельм Ницше, родившийся в девятнадцатом веке, конкретней, 15 октября 1844 года в городке Рекен в Саксонии. Так, например, его пылкий ум создал Сверхчеловека, описанного им в творении «Так говорил Заратустра». Этот сверхчеловек – это образ великого человека, почти Бога, настоящего гения, сильного духом, умелого, напористого, уверенного в себе, способного собрать вокруг себя настоящую армию сподвижников. Сверхчеловек способен выделиться из толпы, стать лидером, предложить человечеству новый путь развития и сдержать слово. Он – наивысшая степень морали и ответственности. Он – идол своего поколения. Это новая мысль, новый ум, сила, мощь и благодетель в одном лице. Именно к такому «виду» людей Ницше причислял Юлия Цезаря, Наполеона Бонапарта, Александра Македонского и Чезаре Борджиа.

О мире у Ницше было своё мнение. Он понимал, что мир вокруг нас именно такой, каким мы его представляем. Если объяснять эту теорию просто, то достаточно предложить посмотреть на небо. Оно голубое. Так думают все. Думают, но не знают наверняка. Все уверены в том, что небо действительно голубое, но, может быть, один-единственный человек думает, что небо зеленое. И для него оно действительно зеленое. Потому что он его так видит.

А если мыслить глобально, то теория Ницше заключается в том, что каждый человек по-разному трактует свои и чужие поступки, ситуации, происходящие в жизни, поведение людей и прочее. Таким образом на поступок одного и того же человека у каждого формируется своё особенное мнение. И нельзя сказать, что кто-то из осуждающих или одобряющих прав, а кто-то нет. Просто каждый видит происходящее по-своему.

Но, казалось бы, зачем тогда нужно осуждать мнение социума, ведь именно мнение большинства является правильным? На это у Ницше есть свой ответ. Мнение большинства создаётся из одинаковых мнений индивидуумов. А остальным, «несогласным», остаётся действовать именно по этим установленным правилам. Допустим, у социума есть определенный негативный взгляд на культуру панков. Но ведь и у людей, причисляющих себя к панкам, есть определенный взгляд на правильную модель поведения. Значит, эти два мнения условно делятся на «социум» и «панков». Социум в несколько раз превосходит противоборствующую субкультуру, поэтому все предпочитают считаться именно с этим мнением. Но что, если панков будет больше социума? Тогда за основу людям придётся принять мораль этой субкультуры, которая перерастет в полноправную культуру за счет своего численного перевеса. А мнение «социума», которое раньше имело вес, обратится в субкультуру, либо вовсе перестанет существовать, так как «социум» станет меньшинством.

Именно поэтому не стоит идти на поводу у чужого мнения, так как единых правил его формирования не существует. И, если уж небо для какого-то человека покажется зеленым, не стоит его разубеждать. Может, именно он окажется прав?

Воля

По мнению Ницше, первый вид воли — это воля к жизни. Она заключается в том, что у каждого человека есть инстинкт самосохранения, это основа нашей физиологии.

Во-вторых, у целеустремленных людей появляется внутренняя воля, так называемый стержень. Именно он помогает понять, чего в действительности индивид хочет от жизни. Человека с внутренней волей невозможно переубедить, он никогда не станет подвержен влиянию чужого мнения, с которым он изначально не согласен. В качестве примера внутренней воли можно привести советского военачальника Константина Рокоссовского, который неоднократно подвергался избиениям, пыткам, но остался верен присяге и солдатскому долгу. Он был арестован в ходе репрессий 1937-1938 годов. Его внутренняя воля так поразила всех, что его вернули в армию, во время Великой Отечественной войны он дослужился до маршала Советского Союза.

Третий тип — бессознательная воля. Это аффекты, неосознанные влечения, страсти, инстинкты, которые руководят действиями человека. Ницше подчеркивал, что люди не всегда остаются разумными существами, часто подвергаясь нерациональному влиянию.

Наконец, четвертый тип — воля к мощи. Она в большей или меньшей степени проявляется у всех людей, это желание подчинить себе другого. Философ утверждал, что воля к мощи — это не то, чем мы располагаем, а то, что мы есть в действительности. Именно эта воля и есть самая главная. Она составляет основу концепции сверхчеловека. Эта идея связана с кардинальным изменением внутреннего мира.

Афоризмы

В общем-то, Ницше не был философом в привычном смысле слова. Он не ваял трактаты-кирпичи, а упаковывал свои идеи и мысли в нечто среднее между поэзией и эссе. А еще Ницше мастерски владел способностью формулировать сложное в короткой форме. Его афоризмы давно превратились в крылатые фразы. Наследие Ницше объемно, вспомним некоторые из его «слоганов». Предупреждаем: феминисткам не читать — Ницше был сексист.

«Женщина — вторая ошибка Бога».

«Идешь к женщине — бери плетку».

«Женщина начинает ненавидеть, когда перестает очаровывать».

«Если женщина обнаруживает научные склонности, то в ее половой системе не все в порядке»

«Церковь — камень на могиле Бога».

«Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-нибудь, достаточно сказать о нем правду».

«Что не убивает меня, то делает меня сильнее».

«Бог умер: теперь мы хотим, чтобы жил Сверхчеловек».

«Падающего подтолкни!»

Тернистый путь в мир философии

Как ни странно, но годы мучительных страданий, связанных с плохим состоянием здоровья, совпали с его самыми плодотворными годами, ознаменовавшимися написанием множества трудов по темам искусства, филологии, истории, культуры, науки и философии. Именно в это время появляется идея сверхчеловека в философии Ницше.

Он знал цену жизни, ведь будучи неизлечимо больным и живя в постоянных страданиях от физической боли, все равно утверждал, что «жизнь есть благо». Он старался впитать каждый миг этой жизни, повторяя фразу, которую каждый из нас неоднократно произносил в своей жизни: «Что нас не убивает – делает нас сильнее».

Путем нечеловеческих усилий, превозмогая мучительную, нестерпимую боль, он писал свои нетленные труды, в которых черпает вдохновение уже не одно поколение. Как и его любимый образ (Заратустра), он «поднялся на высочайшие горы, чтобы посмеяться над всякой трагедией сцены и жизни. Да, этот смех был сквозь слезы страданий и боли…


С этим читают