Что тон голоса говорит о вас

Почему возникает

Само название социально-педагогическое нарушение объясняет этиологию и указывает на факторы, способствующие возникновению патологии. Причины отставания в развитии речи:


  • игнорирование малыша взрослыми, ребенку не с кем разговаривать;
  • гиперопека, при которой не нужно ничего просить, все и так дадут;
  • нездоровая атмосфера внутри семьи, постоянные конфликты родителей;
  • мама и папа общаются на разных языках.

В семьях, где единственный собеседник малыша – телевизор, словарный запас ограничивается фразами из мультфильмов. Чрезмерное сюсюканье также провоцирует негативную реакцию. Насторожить родителей может использование малышом жестов, мимики для получения необходимой информации

Он привлекает к себе внимание различными звуковыми сигналами, может дергать взрослых за одежду для активизации внимания

Виды тембров

Все голоса делятся на несколько типов в зависимости от диапазона звуков, который они могут охватить. У мужчин это тенор, баритон, бас.

У женщин – сопрано, меццо-сопрано, контральто. Каждый тип делится на несколько подтипов, которые, находясь в одном звуковом диапазоне, отличаются друг от друга, благодаря разным тембрам исполнителей.

Тенор – это самый высокий мужской певческий голос.

Различают следующие виды тенора:

  • альтино (контртенор). Очень высокий, редкий голос, напоминающий женский;
  • легкий тенор. Высокий голос, имеющий более низкий, грудной обертон;
  • лирический тенор. Отличается мягкой, нежной окраской. Его обладателем был Сергей Лемешев;
  • лирико-драматический тенор. Близок к лирическому тенору, но имеет более глубокие обертоны;
  • драматический тенор. Самый низкий из теноров, близок к баритону.

Баритон – средний по звучанию голос, самый распространенный. Баритон бывает:

  • лирический. Близок к драматическому тенору, но имеет более глубокий оттенок;
  • лирико-драматический. Самый яркий представитель семейства баритонов. Им обладали Муслим Магомаев, Георг Отс;
  • драматический. Более низкий, сильный насыщенный оттенок. Драматическим баритоном обладал Дмитрий Хворостовский.

Бас – самый низкий по звучанию голос. Бас бывает:

  • высокий (бас-баритон). Самый яркий, светлый представитель семейства. Известный обладатель баса-баритона – Федор Шаляпин;
  • центральный (драматический). Твердый, звучный, тяжелый бас;
  • низкий (бас-профундо). Очень редкий, густой, низкий голос. Таким обладал Борис Штоколов.

Сопрано – самый высокий женский голос. В зависимости от тембра сопрано может быть: колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое. Колоратурное сопрано – самое легкое, звонкое, воздушное. Драматическое – самое низкое, глубокое.

Меццо-сопрано – средний по высоте голос. Тембр меццо-сопрано теплый, густой, насыщенный. Оно также бывает колоратурное, лирическое, драматическое. Обладательницы меццо-сопрано – Елена Образцова, Любовь Казарновская.

Контральто – низкий женский голос, встречается гораздо реже, чем сопрано и меццо-сопрано. Современная обладательница контральто – польская оперная певица Эва Подлещ.

Детские голоса принято разделять на низкие (альт) и высокие (сопрано у девочек, дискант у мальчиков).

Симптомы нарушений темпа и ритма речи

При тахилалии (ускоренном темпе речи) бурный поток высказывания ошеломляет собеседника, которого высказывающийся практически не  дослушивает до конца, и часто перебивает. Артикуляционный аппарат не успевает отчетливо произносить звуки, слоги и слова, все высказывание произносится на одном выдохе, без передышки. Тахилалия может сопровождаться подергиваниями тела или отдельно рук и ног, гримасничаньем.

Спотыкание отличается, кроме частого повторения речевых единиц, еще и неоправданными паузами в речи, остановками в середине речевого высказывания. В отличие от заикания при спотыкании  речь ребенка не ухудшается при незнакомой аудитории, не имеет периодичности.

При брадилалии артикуляция звуков вялая и нечеткая, гласные звуки произносятся растянуто. Голос монотонный, высказывания не окрашены эмоционально, в них не хватает характерных модуляций. Речь настолько замедленная, что вызывает у окружающих нетерпение и раздражение.

Дети, видя такое отношение, стараются чаще молчать, чем говорить. Такая позиция еще больше задерживает их умственное развитие. По данным научных исследований, при брадилалии не только внешняя, но и внутренняя речь имеет замедленный темп.

Заикание имеет обширную клиническую картину. Ему свойственны такие симптомы:

  • Судороги всех отделов артикуляционного аппарата.
  • Сопутствующие движения мышц  лица, шеи, рук и ног — зажмуривание, топанье, сжимание кулаков, частое моргание.
  • Речевые уловки — всевозможные «э-э», «ну». «так», «вот» и т.д.
  • Страх перед речью, боязнь произношения отдельных звуков, слов.
  • Усиление заикания при общении с малознакомыми людьми.

Про это

Британские исследователи из университетов Ливерпуля и Стирлинга, работая в племени хадза в Танзании, сделали открытие, что обладатели тембра в нижнем голосовом регистре имеют больше детей. Так танзанские «баритоны» опередили «теноров» в среднем на два ребенка. Ученые же Государственного университета штата Нью-Йорк нашли зависимость сексуальной привлекательности тембра женщин от фертильности.

Психологи Университета южной Каролины, проанализировав телефонные разговоры, выявили разницу тембров в процессе общения с безразличными и любимыми людьми. Последние даже копировали интонации друг друга, как бы ставя голоса на одну тоновую волну.

Антропологи Пенсильванского университета — Сара Вольф и Дэвид Путс — впервые попытались разобраться, «как признаки маскулинности влияют на мнение человека о его способности доминировать». Опыты показали, что мужчины с голосами глубокой тембральной окраски воспринимаются другими особями того же пола как «вожаки прайда».

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания

Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно

Дыхательная гимнастика

Предлагаем комплекс упражнений на дыхание, которые помогают:

  • Вернуть голос, если вы ранее потеряли его;
  • Укрепить связки;
  • Избавиться от лор-заболеваний;
  • Сделать голос более глубоким, мягким, эластичным и ярким, чтобы он выходил из вас свободнее.

Если делать все упражнения правильно – дыхательная гимнастика заменяет занятия спортом. Т.е. физически вы будете уставать. Но если вы будете чувствовать себя расслабленными, значит, упражнения делаете неправильно.

Для детей эти упражнения тоже будут полезны (возраст детей строго после 5 лет – не перегружайте их голосовые связки!)

Основные правила этой гимнастики:

  • Плечи во время вдоха не поднимать. Плечи должны быть свободные.
  • Лучше делать перед зеркалом.
  • Вдох обязательно короткий, резкий и шумный. Он должен быть похож на «шмыг» носом. Плечи при этом не участвуют, работает только диафрагма. Делать 8 раз по 4 подхода каждое упражнение. После каждого подхода отдохнуть 5 секунд.
  • Этот легкий, короткий шмыг проникает в самую глубину наших легких, и легкие начинают хорошо работать, чистится весь организм, поднимаются ваши хронические заболевания. Если будет кашель, головокружение – это нормально.
  • Противопоказание: высокое давление. Начинайте слабо и только 1 подход.

Упражнение №1 «Ладошки».

При резком вдохе (шмыге) сжимаем руки в кулаки, выдох тихий и небольшой.

Упражнение №2 «Погончики».

Стоя, руки вперед, пальцы растопыриваем и держим в напряжении. Делаем вдох/шмыг вниз.

Упражнение №3 «Насосик».

Движения вниз, словно мы держим насос в руках и накачиваем шины. Руки при этом свободны и расслаблены. Движение вниз – вдох/шмыг.


Упражнение №4 «Кошечка».

Исходное положение – стоя. Приседаем на поворотах и делаем хватательные движения руками, как кошка. На каждую сторону/поворот делаем резкий вдох/шмыг через нос.

Упражнение №5 «Обними плечи».

На шмыге мы себя закрываем, обнимаем плечи.

Упражнение №6. 2 в 1 «Нососик» + «Обними плечи».

Делаем насосик на шмыге, на втором шмыге – обнимаем плечи, немного отклоняясь назад.

Упражнение №7. «Повороты головой».

При выполнении этого упражнения плечи должны быть неподвижны. Шмыг на каждый поворот.

Упражнение №8 «Китайский болванчик».

Легкий наклон головы на каждый шмыг.

Упражнение №9 «Маятник».

Наклоны головы вперед и назад на каждый шмыг. Назад сильно голову не запрокидываем. Увидели потолок – и хватит.

Упражнения на ноги.

Одна нога впереди, другая сзади. Получается, что мы приседаем на одну ногу и на другую. Две ноги сгибаются/приседают вместе, но корпус тела и центр тяжести переносится с одной ноги на другую. Переход с одной ноги на другую сопровождаем шмыгом. Затем меняем ноги и делаем 4 подхода на другую ногу. Расстояние между ног небольшое.

Упражнение «Рок-н-ролл». Одну ногу приподнимаем к локтю, при этом вторая слегка сгибается. Поднимаем ногу на каждый шмыг.

Делаем короткий шмыг, задерживаем дыхание. И на задержанном дыхании считаем восьмерками (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь). Выдох. Повторяем упражнение 8 раз по 4 подхода.

Типы предложений

Синтаксисты различают предложения по цели, интонации. Каждый из них выражает совершенно разную информацию и имеет свою мелодику.

Повествовательные предложения спокойно, ровно и без каких-либо явных интонационных выделений передают информацию. Большинство эмоциональных оттенков в таких предложениях оформляется на лексическом уровне: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»

Для вопроса характерна восходяще-ниспадающая интонация, при которой в начале вопроса тон существенно повышается, а к его окончанию – понижается: «Когда ты сюда пришел?»

А вот восклицание имеет ровную восходящую интонацию. Тон фразы поднимается постепенно, и в ее конце обретает наивысшее напряжение: «Она пришла!»

Делаем вывод, что интонация, примеры которой мы рассмотрели выше, служит для того, чтобы выражать эмоции и отношение того, кто говорит, к содержанию сказанной им информации.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Какой темп речи выбрать, чтобы люди слушали

Представьте, друзья мои, что перед вами множество народа, для которых нужно выступить: сказать хороший тост, смотивировать пойти на футбол, выступить публично. Какой темп речи выбрать, чтобы понимали все?

Ответ очевиден. Нужно подобрать такую скорость речи, чтобы удобно было слушать всем.

Таковой является речь со скоростью 2-3 слова в секунду. Это средний темп. Тогда и люди с «шустрым умом» не будут скучать, и медлительные смогут внимательно слушать.

Как выработать среднюю скорость речи?


Для этого удобнее всего использовать ритмический жест. Поднимаете руку, соединяете пальцы и делаете отмашку в такт каждому слову. Если вы будете говорить слишком быстро, то ваша рука не будет успевать попадать в такт словам. С другой стороны, легкая отмашка рукой создает ритм речи, и такая речь автоматически оживляется, не будет казаться медленной и скучной, будет интересна слушателям.

Диагностические методы исследования брадилалии

быстрая, медленная, заикание

Логопеду также важно знать состояние артикуляционного аппарата, мимических мышц. Если ребенок умеет писать и читать, специалист оценивает состояние письма и чтения (скорость, правильность слов, наличие пауз в предложениях, наличие заикания, запинок во время чтения, скорость и правильность написания слов и предложений)

По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение.

Пациентам с брадилалией необходимо проходить комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, которое направлено, прежде всего, на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Поэтому пациент с брадилалией может посещать одновременно невролога, логопеда, психолога и психиатра.

При брадилалии пациент проходит следующие виды исследования:

  • данные анамнеза, которые включают информацию о перенесенных заболеваниях и повреждениях головного мозга;
  • данные о наличии генетической предрасположенности к нарушениям темпа речи;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • ПЭТ головного мозга.

Также проводится диагностика устной и письменной речи. Анализ устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса. В свою очередь, исследование письменной речи подразумевает выполнение заданий на письмо под диктовку, самостоятельное списывание текста, чтение отдельных слогов, целых фраз и текстов. Состояние артикуляционной и мимической моторики у пациентов оценивается специалистами по методикам, которые включают:

  • анализ состояния тонуса мышц;
  • изучение возможности осуществлять непроизвольные и произвольные движения;
  • изучение ритмичности, точности, амплитуды и силы мышечного сокращения, времени, которое необходимо для фиксации артикуляционного уклада и т.д.

Учитывается также уровень интеллектуального развития, состояния мимической и общей моторики, сенсорных функций. На основании обследования логопед составляет речевую карту пациента.

Медленная речь. В чем ее сила?

Медленная речь также имеет свои преимущества.

Если вы хотите придать значимость своим словам, если хотите внушить, или убедить человека в чем-то, тогда обязательно говорите медленно. Это закон!

Дело в том, что медленная речь звучит более внушительно

Например, товарищ Сталин говорил медленно и важно, делал большие паузы между словами

Поэтому возьмите за правило в каждый момент речи, когда вы говорите что-то особенно важное, замедлить речь, говорить четко и веско, будто бы «процеживая» слова сквозь зубы. Только так вам поверят больше и сильнее!

Только так вам поверят больше и сильнее!

Вывод: речь – это река, она то замедляется, то ускоряется, но всегда умеренна, чтобы по ней можно было плыть речным судам.

Учитесь говорить доступно, но всегда динамично, весомо и убедительно.

Научиться говорить красиво, убедительно и в правильном темпе, вы сможете посетив наш курс «Ораторское искусство»

Обертоны

Это звуки над звуками. Тренированным горлом производятся одновременно как бы два звука – тон и обертон. Обертоны – высокочастотны и ранжированы по законам «золотого сечения». Что это такое? Когда мы смотрим на лицо человека и находим его привлекательным, это означает, что оно «скроено» природой по соотношению частей соразмерно. Вот так же и обертоны гармонизируют тембр голоса при помощи интервалов.

Голос словно поднимается по обертонной лестнице — с одной ступени на другую. Между ними паузы. «Первый обертон отстоит от тона на октаву. Второй – уже меньше. Это – квинта.» И так же — по «шажкам» обертонов — постепенно подстраивается и обычное человеческое ухо, которое первоначально может обертонов и не различать.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Чтобы точнее услышать реальный тембр голоса, можно зажать одно ухо пальцем и проговорить несколько слов – звук будет уходить в ухо, а значит, не так сильно искажаться.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.

Контроль голоса и переход на интернет-общение.

Психология голоса в разговоре понимается интуитивно, это делает человека замкнутым, закрытым. Звук создает музыку: когда мы говорим, трудно скрыть истинные чувства. С каждым произносимым словом голос невольно передает эмоции. Почему? Насколько хорошо другие могут считывать то, что он передает?

  • Если мы в депрессии, то говорим довольно ровно, без особого внимания;
  • Когда мы претерпели поражение, сердиты, то «выплевываем» слова прямо;
  • Боимся — молчим.

Вывод: речь — это средство транспорта для человеческих эмоций, сложно поддающееся контролю. Касаемо технического прогресса, чтобы уточнить посыл отправляемых сообщений и заблаговременно задать правильную модель восприятия, люди отправляют смайлы, фотографии.

Степень изменения голоса зависит от самостоятельных реакционных физических и психологических факторов. Например, если мы разделяем грустное с собеседником, наше беспокойство отражается на нашем сознании, тон становится похожим. Если услышали вопрос: «Как дела?», моментально отвечаем: «Все нормально!», но задумчивость о проблеме выдается автоматически. Тут уже легко узнать, кто как относится к вам. Ведь если человек знаком с вашей психологической натурой, он не пошлет вас мысленно: «Хорошо, ну, ладно!».

Почему мы не способны контролировать тональное произношение лучше или для этого нужны годы тренировок? Потому что голос привязан к автономной, вегетативной, нервной системам, занимающимся жестикуляционным и мимическим контролем. Важную роль играет гортань. Этот «вокальный орган» реагирует на эмоционально заряженные ситуации без прямого влияния.

Что такое тембр, от чего он зависит

Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.

Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.

Тон вокала или голоса в обычной речи определяется следующими качествами:

  • анатомической формой трахеи;
  • размером трахеи;
  • объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
  • плотностью смыкания голосовых связок.

Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.

Повлиять на тембр голоса могут также следующие факторы:

  • осанка человека;
  • скорость произношения слов;
  • усталость.

Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.

Что такое тембр

Термин произошел от французского timbre (колокольчик). Это психоакустическая характеристика голоса. Его эксклюзивная окрашенность. Поэтому, когда анализируют мастерство владения вокалом, часто используют определения из словаря живописи — «колорит», «палитра», «краски». И вот эти «цветовые» нюансы и позволяют различать голоса людей. Даже если высота, громкость и длительность их звучания одинакова.


Фониатры говорят, что тембр голоса труднее настроить, чем музыкальный инструмент. Радикально же «переделать», к примеру, тенора в бас и вовсе нельзя. Даже хирургическим путем.

Скороговорки – хлеб с водой для каждого диктора

Скороговорки по праву считаются самым древним и эффективным способом повлиять на свой темп и ритм речи. Это упражнение использовали античные софисты и демагоги, которые в погоне за способностью убеждать следили за своим голосом, улучшали его силу и тембр. Скороговорки используются в любом театральном университете, на факультетах журналистики и ораторского искусства. Регулярные повторения позволяют натренировать разборчивый быстрый темп речи.

Подойдут любые скороговорки, которые выговариваются с заминками. Не используйте стишки, которые «не ломают» язык. Чтобы определить, достаточно ли сложной является скороговорка, прочитайте ее несколько раз медленно, затем максимально быстро. Если ни разу не запнулись – переходите к следующей, потому что пользы от повторения простой скороговорки вы не получите, интенсивность речи останется на прежнем уровне. Не используйте стишки, имеющие меньше 5 строк. Оптимальное количество для новичка 7-10 строк по 5-10 слов.

Выпишите 5-10 стишков. Тренируйтесь осознанно не менее 20 минут в день, отложив остальные дела, проговаривая слова вслух. Используйте быстрый темп речи, постепенно повышая скорость произношения. Если у вас выдалась свободная минута (к примеру, в пробке), не будет лишним повторить упражнение.

Тембр на службе политики

В 2012 году корреспонденты журнала Proceedings of the Royal Society в содружестве с PR-технологами и нейропсихологами провели опросов американцев, которые отвечали на вопрос: «Какой тембр голоса вызывает у них наибольшее доверие к политику?».

Авторы публикации записали 17 женщин и 10 мужчин, которые произносят одну фразу – «Я призываю вас голосовать за меня в ноябре». Записи подвергли цифровой коррекции. Создали пары – один голос подняли, другой — снизили. «Избиратели» выбрали – глубокие низкие тембры. Причем, и мужской, и женский.

Ученые давно пришли к выводу, что секрет успеха/неуспеха человека — в тембре его голоса. Специалист по социологии общения в Институте когнитивной неврологии при Университетском колледже Лондона — профессор София Скотт — отметила, что «мы используем свои голоса для того, чтобы сообщить окружающим, что думаем о себе, и создать в их представлении положительный образ». Но тембр выдает и то, что человек, возможно, хотел бы скрыть.

Упражнения на дикцию

Очень важно, что и как мы говорим. Чтобы нас было понятно и ясно слышно, помогает наш артикуляционный аппарат

Если мы им пользуемся правильно, и он у нас работает, тогда нас все понимают, нам легко говорить, и голос льется намного легче.

Но если артикуляционный аппарат очень вялый – страдает дикция. Предлагаем вам комплекс упражнений для работы с артикуляционным аппаратом.

Все упражнения делаем перед зеркалом, чтобы видеть свои ошибки, контролировать себя.

Каждое упражнение  делать 10 раз и почаще. Первый результат вы увидите в течение недели – речь будет более четкой, ясной и приятной на слух.

Разогреем губы. Губы отвечают за четкость. Они держат звук. Причем так, как они направляют звук, так он и выходит. Это упражнение также для красоты вашего лица (рабочие мышцы и улучшается кровообращение), лицо будет более подтянуто.

Упражнение делаем активно, растягиваем улыбку до упора.

  • Делаем трубочку из губ и водим в стороны, влево и вправо.
  • Делаем круговые движения трубочкой по часовой стрелке, затем против часовой.
  • Натягиваем губы на зубы. Затем скатываемся и делаем как бы оскал. Повторили упражнение. Если вы под носиком почувствовали тепло, значит, упражнение делаете правильно, т.е. действительно разогревается артикуляционный аппарат. Если ничего не чувствуете, попробуйте делать упражнение более активно.

Упражнение для языка: покусывание языка, будто делаем отбивную. Покусали по бокам, пришла слюна, стало легче говорить, активизировалось кровообращение в языке, и голос сразу становится объемнее.

  • Упражнение для языка: упираемся в левую, в правую щечку поочередно. Как бы толкаем язык, чтобы он вышел сквозь щеку. Упражнение предназначено для того, чтобы язык не был вялым и умел хорошо напрягаться.
  • Упражнение для языка: «Жало-Лопатка». Высовываем язык вперед и напрягаем его, затем расслабляем. Еще раз напрягаем и расслабляем.

Упражнение для нижней челюсти: чтобы челюсть свободно уходила вниз, и наш звук лился полноценно, со всем объемом, со всеми красками. Если у нас зажат голос, мы не сможем четко произносить гласные звуки, не донесем своих эмоций до собеседника (сексуально, интригующе, интересно, восторженно). Опускаем нижнюю челюсть и поворачиваем в сторону вправо-влево. Далее делаем упражнение по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Упражнение делаем аккуратно, чтобы не повредить челюсть. После упражнения делаем «полоскание» (надуваем щечки, как будто полощем зубы).

Упражнение для нижней челюсти: берем тыльную сторону ладошек и поглаживаем свои щечки. Вы увидите, насколько ваш рот может опуститься вниз. Например, проговорим фразу «Два сапога пара». Это упражнение можно делать до 30 раз или до того момента, как почувствуете, что ваша нижняя челюсть расслабилась.

  • Упражнение для лучшего звучания голоса. Работаем над гласными звуками (И, Э, А, О, У), они очень эмоциональные. Выдох-вдох через рот и тянем звук «И» на одном дыхании, насколько сможете (и-и-и-и…). Повторяем упражнение с остальными звуками в той последовательности, как написано выше.
  • Работает над согласными звуками. Звук «М» активизирует грудную часть тела и живот. Помычим на выдохе 3 раза (техника, как в предыдущем упражнении): тихо, средне и громко.
  • Звук «Р», чтобы голос звучал звонче и ярче. Техника выполнения та же. Давайте порычим снизу вверх (по нарастающей) и наоборот.

Основные функции

Фразовые акценты выполняют наиболее важные функции, когда направление движения тональности указывает на то, какая цель преследуется при высказывании. Интонационные средства можно разделить на два основных типа:

  • индивидуальная фразовая манера произношения;
  • интегральные или неакцентные характеристики, которые охватывают предложение полностью или распространяются на группу слов.

Фразовая интонация и ее виды используется совместно с разными языковыми средствами. Способ применения ее элементов зависит от того, в каком языке они применяются. В России и Германии важнейшим средством выражения правильного отношения в изложении является физическая выразительность речи и распределение силы ударения на отдельных словах или слогах. Данная функция во французской языковой системе обеспечивается так называемым описательным оборотом. Вместе с тем существуют общие признаки интонационного построения. Это справедливо в отношении повествовательного сообщения, которое выражается приятным для слуха понижением звука в конце фразы.

Наиболее значимое интонационное средство, весомость которого не зависит от используемого языка, вариации эмоциональных тембров голоса.

Меняя тон произносимых слов, он может производить психологическое воздействие на другого человека, добиваясь определенного воздействия. О категоричности утверждения свидетельствует резкое падение тона, а слегка подымающийся тон небольшой глубины указывает на сомнение или недоумение. Одно и то же слово, произнесенное в другой тональности, оказывает разное эмоциональное воздействие. Для выражения эмоционального состояния активно применяются сила и высота голоса. При взволнованном или обеспокоенном состоянии скорость речи возрастает, а угнетенность, усталость выражается замедленной, тихой речью.

Что такое интонация: изменение темпа

В повседневных разговорах слова льются легко и спонтанно. Если человек взволнован чем-то, то говорит быстро. Когда же хочет, чтобы слушатели хорошо запомнили его слова, то замедляет темп. Но в публичных выступлениях делать это не всегда легко. Особенно если говорящий зазубрил текст на память. В таком случае его интонация бывает холодная. Он сконцентрирован только лишь на том, чтобы чего-то не забыть. Соответственно, темп его речи, скорее всего, будет одинаковым во время всего выступления.

Чтобы не делать таких ошибок, надо усвоить основные приемы грамотной техники разговора. Ускорять речь следует на несущественных деталях или незначительных подробностях. А вот главные мысли, значимые аргументы или кульминационные пункты надо озвучивать медленно, четко, с расстановкой. Еще один важный момент: никогда не надо тараторить настолько быстро, чтобы от этого страдала дикция.

Проявления болезни

Несмотря на рекомендации педиатров наблюдать за развитием ребенка с рождения, это отклонение обнаруживают чаще всего при оформлении в детский сад в возрасте от трех лет. ЗРР выражается в сниженной активности речи по сравнению с нормой при отсутствии нарушений в связочно-мышечном аппарате. Диагноз устанавливается после заключения врачебной комиссии, состоящей из логопеда, психолога и невролога. Основанием для подозрения считается недостаточный, ниже минимального уровня, словарный запас в возрасте до 3-х лет.

Типы отклонения по типу поражения аппарата:

  • Органическая форма возникает в результате перенесенной инфекции при беременности, как осложнение травм и заболеваний, повлекшее за собой поражение нервной ткани головного мозга.
  • Сенсорная вызвана тугоухостью, ребенок не слышит, не воспроизводит речь.
  • Темповая, или социально-педагогическая, означает, что пациент не испытывает необходимости разговаривать по разным причинам.

Нельзя недооценивать важность ЗРР, в последующем она отражается на формировании личности человека. Кроме того, возможна задержка психоречевого развития

Что может повлиять на тембр

На тембр могут повлиять следующие факторы:

  1. Подростковый возраст. У мальчиков голос «ломается» – становится ниже, грубее. Это естественный процесс, заложенный природой. У девочек такого яркого события, как «ломка» голоса не происходит, но, по мере взросления, он становится глубже и выразительнее.
  2. Простудные заболевания. Голос на время болезни становится низким и глухим, появляется хрипота. После выздоровления он возвращается к своему обычному состоянию.
  3. Курение. Со временем голос может стать ниже и грубее, особенно это заметно у женщин.
  4. Алкоголь. Алкоголь тоже не лучшим образом влияет на голос, который становится сиплым и грубым. Происходит это из-за раздражения голосовых связок.
  5. Стресс, эмоциональное перенапряжение. Из-за этих факторов человек может плохо контролировать свой голос, из-за чего он может начать дрожать, изменить тональность, стать визгливым или грубым. При устранении неблагоприятных факторов голос вернется к своему нормальному звучанию.
  6. Профессии, где голос является «инструментом». Это певцы, дикторы, педагоги, экскурсоводы. Люди этих профессий так привыкают к постановке своего голоса на работе, что могут и в повседневной жизни непроизвольно разговаривать несколько театрально или излишне громко. Ярким примером тому является сцена из фильма «Блондинка за углом», где мама главного героя, разговаривая излишне громко, объясняет: «Это профессиональное». Оказывается, она работает учительницей.
  7. Излишне горячая, холодная, острая еда негативно влияет на связки. Она делает голос сиплым и грубым, так же как алкоголь.
  8. Плохая осанка. Сгорбленная спина не позволяет грудной клетке расправиться, поэтому голос становится тихим и бесцветным.
  9. Возрастные изменения. Гормональные возрастные изменения в организме приводят к потере связками эластичности, голос становится более дребезжащим, скрипучим.

Отражение интонации на письме

Интонирование текста более характерно для живой речи, когда человек может управлять голосом, и с его помощью менять мелодику высказывания. Письменная речь выглядит довольно сухо и неинтересно, если не использовать средства, с помощью которых передается интонация. Примеры таких знаков известны всем со школы – это точки, тире, восклицательный и вопросительный знаки, запятые.

Конец мысли оформляет точка. Последовательное разворачивание фразы оформляется запятыми, указывающими на место пауз. Неоконченная, оборванная мысль – это многоточие.

А вот причинно-следственные отношения выражаются при помощи тире. Перед ним в речи интонация всегда повышается, а после – идет на спад. Двоеточие, наоборот, характерно тем, что перед ним голос немного утихает, а после паузы начинается новый виток его развития с постепенным угасанием к концу предложения.

Этапы действенного анализа стихотворения или фрагмента текста

  • Всестороннее ознакомление с содержанием текста, постижение авторского замысла: – выразительное чтение учителем текста (никаких заданий перед первым чтением!); – самостоятельное чтение учащихся, определение отдельных событий и частей текста (заглавие или цитатный план); – создание цепи вИдений и ассоциаций, связанных с эстетическим восприятием содержания текста (работа с ключевыми понятиями, вопросы по анализу текста, работа с образными средствами языка); – выяснение основной мысли, идеи произведения.
  • Формулирование главной цели чтения, сквозного действия для всего текста.
  • Исполнительская задача для каждой части текста. – Анализ текста, итог анализа: главная мысль – А.С. Пушкин любит и раннюю осень, пору прощальной красы, когда «в багрец и золото одетые леса», и позднюю осень, когда блеснёт «редкий солнца луч», когда в природе чувствуются «отдалённые седой зимы угрозы». (Можно записать этот текст как образец с частичным цитированием, которое используется при литературоведческом анализе произведений). – Главная цель чтения, сквозное действие – передать любовь автора и к ранней, и к поздней осени. – Исполнительская задача для каждой части: первая часть – восхищение ранней осенью, вторая часть – лёгкая грусть. – Интонация (разметить).

С этим читают