Творческие способности — тест торренса материал по информатике и икт

Изобразительное творческое мышление

Невербальный буклет «А»

Субтест 1. Нарисуй картинку Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные карандаши. Рис. 4

Инструкция. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.


С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам больше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами картина.

Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю.

Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю.

Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.

Комментарий. На девятой минуте напомните детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием субтеста 1.

Субтест 2. Закончи рисунок Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис. 5). Рис. 5

Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (Если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».) По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу.

Субтест 3. Линии Инструкция. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий — где угодно.

Рис. 6

Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.

По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования.

Словесно-звуковое творческое мышление

Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводимых при помощи магнитофонной записи.

В первом тесте — «Звук и образы» — используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые и незнакомые звуки (используются естественные, синтетические и музыкальные звуки).

Второй тест — «Звукоподражание и образы» — содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные знаки (скрип, треск), имитирующие естественные звуки, присущие какому-то объекту, музыкальные интонации, интонационные комплексы, смоделированные на синтезаторе.

В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что похож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка.

Звуковые последовательности предъявляются четыре раза.

Определение и особенности творческого мышления

Творческое мышление позволяет создавать что-то новое. Это новый продукт, новое качество, какое-либо оригинальное решение проблемы, новый путь коллектива, новые задачи.

Творческий характер мышления выдает человека за версту. Он всегда будет выделяться из серой массы за счет особенностей:

  • спонтанная гибкость – креативная личность может перестраиваться с одной мысли на другую, накапливать поступающую информацию, от нее постоянно исходит поток идей вне ситуации, в которой она находится;
  • семантическая гибкость – личность всегда пытается применять к общеизвестному факту другую точку зрения, она учитывает все стороны одного объекта, открывает потенциал, скрытый до сих пор;
  • образная гибкость – человек адаптирует под свое восприятие ситуацию или предмет, в своем воображении он видит этот предмет уже по-новому, уникальнее;
  • оригинальность – создает то, чего раньше не было, это уникальное новое творение творческого ума, такой человек не действует по шаблонам, создавая свое, отличительное от того, что уже придумано до него.

Что это такое

Креативность, или творческое мышление, — это деятельность, в результате которой человек создаёт нечто совершенно новое. Для этого он использует не только исходные данные, но ещё и ассоциации, опыт, личное восприятие, воображение, внутренние ощущения. В результате получается абсолютно уникальный продукт.

Изучается в психологии творчества — отдельном разделе, посвящённом исследованию созидания всего нового человеком в науке, искусстве, технике, быту и обыденной жизни. Здесь же рассматривается творческий потенциал — как он формируется и развивается. Эти данные активно используются другими направлениями:

  • культурно-исторической психологией;
  • экзистенциальной;
  • гуманистической;
  • когнитивной;
  • психоанализом;
  • деятельностным подходом;
  • гештальт-терапией.

Потенциал творческого мышления используется не только в психологии. Им заинтересованы и другие науки: философия, социология, политология, педагогика, информатика. Сегодня одним из критериев набора сотрудников на работу во многие крупные компании является креативность. Она необходима не только художникам, кинорежиссёрам, поэтам и музыкантам. Многие современные профессии также требуют способности созидать нечто совершенно новое, уникальное. Это дизайнеры, стилисты, копирайтеры, маркетологи, рекламщики и т. д.

Адаптация

Попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса была предпринята А.Н. Ворониным – субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами — вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Как развить творческое мышление

Психологи утверждают, что это вполне возможно. Главное — иметь высокую мотивацию (понимать, зачем это нужно) и заниматься регулярно, а не время от времени.

Условия

Прежде чем поднимать в себе творческий потенциал, нужно знать условия его развития. Чтобы получить результаты, придётся создать благоприятную ситуацию.

Что требуется для выработки в себе креатива:

  • яркая индивидуальность: надо разглядеть в себе того, кто отличается от остальных и может это продемонстрировать миру через взгляды, суждения, одежду, интеллект;
  • постоянное исследование всего интересного, что попадается на пути: анализ сложившейся ситуации, выводы из случившегося, сравнение двух разнородных понятий — мозг должен постоянно работать;
  • проблематизация: всё, что происходит в жизни, содержит в себе проблему — её надо учиться видеть, вычленять и успешно решать.

Так что, прежде чем приступить к развитию своего творческого начала, создайте для этого необходимые условия, иначе результатов можно так и не дождаться.

Методы

Психология предлагает использовать следующие методы активизации творческого мышления:

  • эмоциональная вживаемость в проблему;
  • визуализация;
  • метафоризация;
  • юмор, ирония, сарказм;
  • аналогии (прямые и личные, символические и фантастические);
  • ментальные карты;
  • бисоциации;
  • метод ментальной провокации;
  • риторические вопросы;
  • мозговой штурм.

Данные методы лежат в основе практически всех упражнений.

Упражнения

Ниже описаны эффективные упражнения для развития творческого мышления для взрослых.

Угадай сценарий

Найдите в Интернете любой фильм, который вы раньше никогда не смотрели. Выключите звук. Перемотайте на середину и просмотрите ровно 20 минут. Подумайте, что происходило на экране? Ответьте на вопросы: что этому предшествовало? что было потом? что говорили герои? Запишите вкратце свои догадки. На следующий день, уже не просматривая данный отрезок фильма, прокрутите его в своей голове и постарайтесь придумать ещё один сюжет, отличный от того, что вы описали вчера. Делайте так до тех пор, пока мысли не иссякнут. И только после этого просмотрите всю киноленту со звуком. Ну что, какой из вас сценарист?

Лавина вопросов

Сядьте за стол. Достаньте огромный лист бумаги и ручку (карандаш). Задание: записать как можно больше вопросов, касающихся того, что вас окружает, но как можно более нелепых. Например: почему стена прямая? сколько времени понадобится, чтобы я прочитал все книги на этой полке? что будет, если засунуть в принтер салфетку? сколько предметов треугольной формы находятся в поле моего зрения? Теперь вам понадобится помощник. Отдайте ему лист с вопросами. Чем больше из них ввергнут его в состояние ступора, тем лучше вы справились с заданием.

Бытовые лайфхаки

Среди блогеров бытовые лайфхаки сейчас в тренде. Интернет просто пестрит заголовками: «10 необычных способов использования зубочистки», «Как применять губку для мытья посуды не по назначению?», «Что можно сделать со сломанными часами?» и т. д. Несмотря на то, что они уже давно всем набили оскомину, те люди, которые их придумали, однозначно обладают креативным мышлением. Попробуйте повторить их подвиг. Возьмите за правило каждый день прописывать по 5 (а потом увеличивайте это количество) необычных способов использования какого-либо бытового предмета. Это могут быть скрепки, гвозди, пальчиковые батарейки, сломанный пульт. После теории перейдите к практике: попробуйте реализовать всё то, что вы придумали. Выставите себе оценки и попросите сделать то же самое кого-нибудь из близких. Ну как, они остались довольны?

Творческое мышление, вне всякого сомнения, делает честь тем людям, которые им обладают. Однако не нужно забывать о том, что оно требует постоянного развития и источников вдохновения. Если эти два фактора будут отсутствовать, потенциал может угаснуть, так и не реализовавшись на практике.


Теоретические основы

Тесты П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования как часть продолжительной исследовательской программы, направленной на создание таких методик работы с учащимися, которые стимулировали бы их творчество. При создании тестов автор стремился получить модели творческих процессов, отражающие их природную сложность. Но главной целью исследований П. Торренса и его сотрудников было доказательство надежности и предсказательной валидности (обоснованности) тестов творческого мышления.

Эти исследования, продолжительностью в 7, 12 и 22 года, привели к усовершенствованию первоначальных версий тестов 1958-1966 it. в сторону повышения их надежности и валидности, разнообразия показателей (версии 1974, 1979, 1984 гг.).

Кроме того, были выделены следующие характеристики для оценки творческих достижений тех, кто продемонстрировал высокие тестовые показатели:

  1. количество достижений в естественных и гуманитарных науках, искусстве, организаторской деятельности (лидерство) во время школьного обучения, определяемое самим испытуемым по списку из 25 видов;
  2. аналогичный показатель достижений после окончания школы;
  3. показатель творческого стиля жизни (определяется самим испытуемым по списку из 22-х видов творческого поведения);
  4. оценка творческих достижений независимыми экспертами;
  5. экспертная оценка профессиональных планов.

В самом длительном лонгитюде П. Торренса изучалась взаимосвязь тестовых показателей креативности у младших школьников и каждым из перечисленных выше показателей их творческих достижений 22 года спустя. Все корреляции (связи) оказались высоко достоверными. Коэффициент множественной корреляции дня всех пяти критериев достигал 0,63, что свидетельствует о существенной взаимосвязи исследованных показателей даже при таком длительном промежутке времени между обследованиями.

Однако, высокие показатели тестов креативности у детей отнюдь не гарантировали их творческие достижения, а лишь свидетельствовали о высокой вероятности их проявления.

Для того чтобы объяснить роль творческих способностей в понимании, предсказании и развитии творчества П. Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениями творческой мотивации. Высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов.

Другими словами, при отсутствии творческой мотивации (стремления к новому, приверженности задаче и т. д.) высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не могут привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.

Важными условиями творческой реализации одаренных детей являются также, во-первых, поддержка их увлечений со стороны взрослых, во-вторых, уровень их интеллектуальных способностей, и в-третьих, опыт проживания и обучения в других странах (раннее овладение иностранными языками).

Первое положение получило подтверждение в исследованиях, проведенных учеными разных стран

Так, например, даже подростки, считающие независимость необходимым условием для стабильности своих увлечений, подчеркивают важность поддержки своих интересов («но без давления») со стороны родителей. В то же время стабильность интересов и внешкольных увлечений детей является важной, но часто игнорируемой, характеристикой их творческой продуктивности.

Как и П. Торренс, большинство психологов включает в число обязательных признаков одаренности интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. При этом более благоприятным для прогноза развития одаренности и творческих достижений признается сочетание уровня развития интеллекта выше среднего с высоким уровнем творческого мышления, чем даже очень высокий уровень развития лишь одного из этих аспектов.

И наконец, наблюдения за одаренными детьми продемонстрировали благотворное влияние на их развитие раннего знакомства с различными типами поведения, речи, обучения, которое способствует формированию более разностороннего взгляда на мир, более гибкого подхода к проблемам, актуализации разнообразных форм самовыражения.

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
   => array(6) {
     => string(98) "Развитие творческих способностей младших школьников"
     => string(61) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_mladshikh_shkol_nikov_1"
     => string(6) "463561"
     => string(7) "prochee"
     => string(11) "presentacii"
     => string(10) "1522068122"
  }
}

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «БУМАГОПЛАСТИКА»

object(ArrayObject)#872 (1) {
   => array(6) {
     => string(156) "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «БУМАГОПЛАСТИКА» "
     => string(94) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-zaniatiiakh-kruzhka-bumagoplastika"
     => string(6) "114618"
     => string(10) "vneurochka"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1411578390"
  }
}

Методический материал по проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста «Кругосветное путешествие»

object(ArrayObject)#850 (1) {
   => array(6) {
     => string(242) "Методический материал по проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста «Кругосветное путешествие»"
     => string(150) "mietodichieskii-matierial-po-probliemie-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-krughosvietnoie-putieshiestviie"
     => string(6) "262338"
     => string(10) "vneurochka"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1449315401"
  }
}

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии».

object(ArrayObject)#872 (1) {
   => array(6) {
     => string(236) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии». "
     => string(156) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii"
     => string(6) "103299"
     => string(12) "tehnologiyad"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1402577526"
  }
}

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии».

object(ArrayObject)#850 (1) {
   => array(6) {
     => string(200) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся  на уроках технологии». "
     => string(130) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
     => string(6) "140168"
     => string(12) "tehnologiyad"
     => string(12) "meropriyatia"
     => string(10) "1417886831"
  }
}

Интерпретация результатов

Беглость, или продуктивность

Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. табл. 1), что большинство детей 1–8 классов выполняют от 7 до 10 заданий, а старшеклассники – от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5–8 классы).

Гибкость

Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

Оригинальность

Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

Разработанность

Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Процедура диагностики творческого мышления детей

Тестирование чаще всего проводится в групповой форме

С малышами дошкольного возраста проводить диагностику лучше в индивидуальной форме, в младшем и среднем звене — в группах по 10–15 человек, а в старших классах рекомендуется организовывать тест среди целого класса (до 30–35 школьников).

На выполнение заданий даётся столько времени, сколько испытуемым нужно (в пределах разумного). Но некоторые специалисты утверждают, что следует придерживаться оригинальной методики, где на работу отводится 10–20 минут.

Тестирование должно предваряться беседой о проблемах, беспокоящих детей в текущий момент (например, как сообщить маме, что маленького нарушителя ругали на уроке)

Очень важно настроить испытуемых на атмосферу доверия и спокойствия. Для этого можно перед работой со стимульным материалом включить расслабляющую музыку или почитать вслух короткие стихотворения, сказки

Инструкция по организации диагностики:

  1. Организатор раздаёт детям листы с элементами фигур и набор разноцветных овалов, а также пишущие инструменты — ручки или цветные карандаши.
  2. Дети коллективно подписывают бланки (под руководством взрослого).
  3. Экспериментатор объясняет испытуемым, как работать с каждым из субтестов (обязательно следует оговорить, что нужно экономно относиться ко времени, а при возникновении вопросов не кричать, а поднимать руку — при групповой работе):
    • 1-й. «Изобразите картинку и подпишите её, взяв за основу овал любого цвета».
    • 2-й. «Дополните каждую из 10 фигур так, чтобы получились целые рисунки, дайте название своим изображениям».
    • 3-й. «Из пар линий создайте неповторяющиеся картинки и обязтельно озаглавьте свои творения».
  4. Дети приступают к работе. При необходимости подписывать рисунки помогает взрослый.

Если по окончании теста тестируемый не успел подписать какой-либо рисунок, то во что бы то ни стало полагается узнать название фигуры и добавить его, иначе результаты оценивания будут не вполне объективными. Вот почему проводить групповое тестирование нужно с помощниками, которые смогли бы взять на себя помощь в наблюдении за работой испытуемых.

Не стоит давить на ребёнка, если у него ничего не получается. Лучше перенести тест на другой день

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.

Когнитивная сфера

Творческое мышление тесно связано со всеми когнитивными способностями человека.

Память

Люди, способные к творчеству, обладают специфическими видами памяти. Музыканты — слуховой, художники — зрительной, хореографы — двигательной, дегустаторы — вкусовой, скульпторы — тактильной и т. д. И абсолютно все они обладают образной и ассоциативной памятью. Обычные люди, решая задачу, используют только исходный материал. Креативные привлекают для этого весь свой прошлый опыт, который, казалось бы, совершенно не связан с проблемой. Психологи называют это «высокой готовностью памяти».

Внимание и концентрация

Креативные люди часто считаются рассеянными и несобранными. В большинстве случаев это правда. Просто они слишком заняты своим личностным восприятием окружающей среды и не мотивированы параллельно интересоваться чем-то другим. Например, на совещании они могут совершенно не слушать доклад начальника о подведении итогов за прошедший квартал. В этот момент они представляют на его месте мудрого филина (срабатывают ассоциации) или переносят его на берег лазурного моря и делают аниматором (желаемое вместо действительного). Зато, когда они увлечены процессом творчества, они могут работать часами, ни на что не отвлекаясь. Им не могут помешать ни посторонние звуки, ни голод. Психологи называют это полным погружением и вовлечённостью.

Восприятие

Креативные люди воспринимают мир не так, как все. Они способны увидеть в обыденных вещах и явлениях то, что раздвигает рамки привычного и дозволенного. Только для них «Чёрный квадрат» Малевича — чистое искусство во всей его красоте. Это они придумывают бытовые лайфхаки: чистят зубной щёткой подошву обуви, собирают ртуть с пола скотчем и выращивают рассаду в яичной скорлупе.

Воображение

Творческое мышление невозможно без воображения. Из всех когнитивных способностей между ними самая прослеживаемая связь. Только через воспроизведение в уме образов и ассоциаций человек способен создавать что-то новое, креативное, необычное, ни на что не похожее.

Интеллект

Как именно взаимосвязаны интеллект и творческое мышление, пока нет единого ответа. Множество талантливых людей, создавших бесценные шедевры искусства, имели IQ ниже среднего. Но известны и такие, у кого он зашкаливал. Точно такая же ситуация с обратной стороны: люди, обладающие высоким интеллектом, далеко не всегда отличаются творческим потенциалом. Особенно это заметно в школе. Отличникам, как правило, плохо даются музыка, рисование, прикладная деятельность. Но есть и исключения, когда ребёнок талантлив буквально во всём, демонстрируя высокие показатели по обоим критериям.

Многие склонны объяснять это конвергентностью и дивергентностью мыслительных процессов. Таблица наглядно продемонстрирует, что это такое.

Получается, что творческое мышление является основой мышления именно дивергента, а не конвергента.

Тест на креативность

1. Возможно ли улучшить мир вокруг вас?

Да – 3


Нет, меня и так всё устраивает – 1

Да, кое-что изменить нужно – 2

2. Когда начинаете какое-либо дело, вы всегда настроены на успех?

Да – 3

Обычно терзают сомнения – 1

Нет – 2

3. Возникает ли у вас желание сменить род деятельности, начать что-то новое, не изведанное?

Да, интрига меня притягивает – 3

Хочу оставить всё, как есть – 1

В зависимости от направления нового дела – 2

4. Вы начинаете заниматься новым делом, при этом появляется желание добиться в нём совершенства?

Да – 3

Меня устраиваете уже то, чего смог(ла) достичь – 1

Да, только если есть к нему интерес – 2

5. Например, вы занимаетесь каким-либо делом. Что может вас остановить или заставить бросить это занятие?

Вы считаете, что работа полностью сделана и всё выглядит прекрасно – 3

Вас более или менее удовлетворяет результат – 1

Работа до конца не завершена, исчезло вдохновение – 2

6. Если новое занятие вызывает у вас интерес, хотите ли вы знать о нём больше?

Да – 3

Нет, меня интересует только самое основное – 1

Нет, мне просто было любопытно – 2

7. К каким средствам вы прибегаете, когда всё идёт не так, как надо?

Всё равно продолжаете работать, но не долго – 3

Бросаете эту затею и считаете её не достижимой – 1

Упорно продолжаете работать – 2

8. По-вашему мнению, как нужно выбирать профессию?

В первую очередь должен быть к ней азарт, способности и будущие перспективы – 3

Учесть спрос на профессию и её престижность – 1

Какие преимущества можно от неё получить – 2

9. Имеете ли вы собственные нереализованные проекты, которое значительно облегчат вашу деятельность?

Да, даже несколько – 3

Да, но их сложно реализовать – 1

Нет, для чего это вообще нужно – 2

10. Как вам больше нравится проводить свой досуг?


В уединении и в размышлениях – 3

В компании друзей – 1

Всегда по-разному, всё зависит от настроения – 2

11. Вы остались наедине с собой, чем вы займётесь?

Будете мечтать и строить безумные планы – 3

Найдёте занятие и начнёте что-то делать – 1

Предадитесь мечтам связанных со своей работой – 2

12. Внезапно вас захватила интересная идея, где и когда начнёте её обдумывать?

Вне зависимости от местонахождения и в любое время – 3

Исключительно наедине – 1

В том месте, где более спокойно — 2

13. Как себя поведёте при отстаивании собственного мнения?

Откажетесь, если аргументы другой стороны более убедительны – 3

Строго будете настаивать на своём, даже если доводы не в вашу пользу – 1

Ваше мнение изменится при сильном давлении оппонентов — 2

Результаты к тесту

От 30 до 39 баллов

Ваше воображение очень развито, к любой работе и ситуации вы подходите с творческим взглядом. Если вы научитесь правильно применять свои способности, то в любом начинании вас ждёт большой успех!

От 20 до 29 баллов

Бесспорно, вы умеете нестандартно мыслить, но иногда вы не полностью раскрываете свой потенциал. Вы обязательно добьётесь признания, если будете работать над своим развитием дальше.

От 13 до 19 баллов

Ваша креативность, к сожалению, не очень велика. Может дело в том, что вы себя просто недооцениваете или перед вами, не было творческих задач. Проверьте в свои способности, найдите какое-нибудь интересное занятие.

Хотите узнать свой стиль в одежде? Тогда пройдите ещё один тест и узнайте собственный стиль.

Желаю вам, успехов во всём! Пока!

P.S. В конце хочется дополнить чудесным стихотворением Ольги Сеньковой:

«Человек рождается без крыльев»

Человек рождается без крыльев. Но бывает, крылья «вырастают» — Ели вдруг, влюбился человек. Или его что то «окрыляет» Пока есть за что бороться, есть надежда, Пока есть ему к чему стремиться — Человек, как птица-феникс вновь Оживёт, из пепла возродится. Человек рождается без крыльев Но ведь сам себя он окрыляет… Что вновь суждено ему пройти, Только Бог один на свете знает. Человеку крыльев не дано Не дано было крылатому родиться. НО пока живёт на свете человек — Значит ему есть к чему стремиться.

Сердечно ваша, Мария Новикова

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.


С этим читают