Эти-дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Самооценка и тревожность

Цветовой тест Люшера (адаптированный детский вариант)

Ребенку показывают 8 карточек, каждая из них определенного цвета. Инструкция: «Выбери цвет, который тебе больше всего нравится в данный момент». Выбранная карточка откладывается, затем инструкция снова повторяется. И так до тех пор, пока не останется только один цвет.


На основании выбранных цветов можно судить об эмоциональном комфорте ребенка. Можно вовремя выявить у него депрессивное состояние (в этом случае он будет выбирать сначала темные цвета). Взрослый сможет выявить причины такого состояния и устранить их.

Тест на определение самооценки «Лесенка»

Ребенку показывают лесенку из 5-7 ступеней, нарисованную на бумаге. Затем говорят: «На самой верхней ступеньке находятся самые хорошие (добрые, умные, трудолюбивые) люди, а на самой нижней — худшие (злые, глупые, ленивые)».

Так определяется отношение ребенка к самому себе. Низкая самооценка может быть также признаком депрессивного угнетенного состояния. Крайне высокая самооценка — уже не является адекватной для данного возраста, это тоже повод задуматься.

Тест-опросник школьной тревожности

Ребенку задают 58 вопросов. На основании ответов можно определить не только общий уровень школьной тревожности, но и конкретные страхи. Например, страх перед ответом у доски, боязнь учителя, страх раскрываться перед другими людьми и прочее. Выявив конкретный источник тревожного состояния в школе, будет проще помочь ребенку проработать свой страх.

Определение темперамента

Тест содержит 57 вопросов, на основании ответов ребенка определяется один из четырех типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Темперамент подразумевает под собой тип нервной системы человека. Он является врожденным и не поддается изменению. Тип темперамента определяется на основе таких характеристик нервной системы как сила, уравновешенность и подвижность. Темперамент может объяснить многие поведенческие особенности человека. Зная темперамент, можно выстроить правильный подход к ребенку. Так, например, нельзя требовать от меланхолика активности и энергичности, а от холерика — тихого и спокойного поведения.

Тест позволяет заодно определить, кем является ребенок — экстравертом (сангвиник и холерик) или интровертом (флегматик и меланхолик). Экстраверты предпочитают чаще быть среди людей, в то время как интроверты предпочитают уединение. Хотя у интровертов тоже есть потребность в общении, а экстраверты иногда хотят побыть одни.

Тесты для детей от 10 до 16 лет

Начиная с 10-12 лет до 14-15 лет, наступает подростковый возраст. Этот отрезок жизни считается одним из кризисных. Связано это как с физиологической перестройкой организма, так и с бурным развитием психологии личности.

С 10 до 12 лет у подростка начинает просыпаться потребность в самопознании, интерес к внутреннему миру.


Проводимые тесты для детей от 10 до 16 лет направлены на выявление трех сфер:

  • Определение типа темперамента.
  • Понимание самооценки и уровня тревожности.
  • Социальная адаптация.

1. Тест Айзенка (EPI)

Цели: определение типа темперамента. Сюда входят 4 понятия — меланхолик, сангвиник, холерик или флегматик. А также диагностируется экстраверсия (холерики или сангвиники) или интроверсия (меланхолики и флегматики).

Инструкция проведения: зачитывается тест из 57 вопросов, направленных на выявление способов поведения. Во время работы испытуемый представляет типичные ситуации и выдает ответы, которые первыми приходят на ум.

Анализ результатов: по качеству ответов определяется 2 фактора – индивидуально-психологический склад человека (экстраверсия, интроверсия) и нейротизм (социальная устойчивость, тревожность, уровень самоуважения).

2. Тест Филлипса

Цели: определяет уровень тревожности — низкий, умеренный, высокий. Применяют для оценки адаптации 5-классников.

Инструкция: ученики должны указать, как себя чувствуют в школе, ответив на список вопросов. Отвечать необходимо максимально правдиво. Возле номера вопроса ставят знак «+», если согласны с утверждением или «-» в противном случае.

Анализ результата: при подсчете ответов учитывается число несовпадений и совпадений с ключом. Большое количество несовпадений ответов указывает о повышенной степени тревожности.

В тесте выделяют 8 фактов, по которым смотрится число совпадений:

  • Общее понятие тревожности.
  • Уровень социального стресса.
  • Фрустрация при достижении успехов.
  • Страх самовыражаться.
  • Страх перед проверками способностей.
  • Страх не оправдать ожидания других.
  • Физиологическое сопротивление стрессам.
  • Проблемные отношения со взрослыми, учителями.

3. Тест Розенцвейга

Предназначение: выявление социальной адаптации, конфликтности с окружением в неприятных для испытуемого ситуациях.


Инструкция: ученику показывают 24 картинки, на которых изображено 2 беседующих человека. Один из них произносит фразу, вызывающую негативное отношение (фрустрацию). Задача испытуемого написать пришедший в голову ответ на эту фразу.

Выводы: ответы анализирует психолог, после чего оценивается 2 критерия: направление реакции и тип реакции. По результату можно увидеть, насколько конфликтует ребенок с окружением в стрессовых ситуациях.

Тесты для среднего и старшего школьного возраста

Уже в 11 лет ребенок вступает в переходный возраст, и становится актуальным исследование личностных особенностей. В этот период происходит становление характера, оформляются способы поведения и эмоционального реагирования. Очень важными становятся достижения и реакция на них окружающих, принятие ребенка социальной микросредой. Повышается чувство собственного достоинства, и обостряется чувствительность к критике, восприятие себя зачастую может быть неадекватным. В то же время появляется мотивация к самопознанию

Важной становится половая самоидентификация

Удобно использовать для психодиагностики анкеты и опросники, такие как:

  • САН (самочувствие-активность-настроение);
  • тепинг-тест (исследование свойств НС по психомоторным показателям);
  • тесты структуры темперамента Я. Стреляу, В.М. Русалова;
  • опросник Айзенка (выявление акцентуации личности);
  • ЧХТ (черты характера и темперамента).

В исследовании психических функций детей в старших и средних классах используются перечисленные выше диагностические инструменты, кроме того, к ним добавляются новые:

Исследуемая функция Методики Восприятие «Компасы», «Часы» и другие Внимание Расстановка и поиск чисел, тест Мюнстенберга. Память Опосредованное запоминание (Л.С.Выготский), пиктограммы (А.Р. Лурия), воспроизведение по памяти цифр, образов. Мышление ШТУР (школьный тест уровня развития), детский тест Векслера, матрицы Равена и другие. Речь Толкование пословиц.

Для диагностики разных сторон личности применяются методы изучения мотивации к обучению, самооценки, тревожности (например, опросник Спилберга), характера (тест определения акцентуации Леонгарда), шкала депрессии, проективные методы изучения образа своего «Я», такие, как «Несуществующее животное», «Дом-дерево человек» и другие.

Для оценки отношений школьника с микросоциальной средой используются тесты общения, межличностных отношений, социометрия. У старшеклассников целесообразно использование методик на профориентацию, исследование склонностей, влияющих на выбор профессии.

Необходимо помнить, что окончательное заключение об особенностях личности и уровне психического развития ребенка можно сделать лишь после комплексной всесторонней диагностики, включающей метод наблюдения, результаты бесед с учителями, родителями и самим испытуемым, cбора биографических данных и анамнеза.


Автор статьи Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Рисуночные тесты

Рисуночный тест «Моя семья»

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй свою семью». Только одна фраза, без каких-либо пояснений. После того как ребенок закончит рисунок, можно оценить, насколько он удовлетворен семейными отношениями.

«Благополучными» признаками являются:

  • наличие на рисунке всех членов семьи;
  • все члены семьи расположены близко друг к другу либо заняты одним делом;
  • основную часть рисунка занимают члены семьи, а не вещи или предметы;
  • все члены семьи улыбаются (но не «скалятся»);
  • отсутствие штриховки и слишком слабого или сильного нажима карандаша.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Инструкция для ребенка: «Нарисуй животное, которого не существует в природе, и дай ему имя». Этот тест позволяет узнать, насколько благополучно эмоциональное состояние ребенка, насколько комфортно ему в окружающем мире.

«Благополучными» признаками являются:

  • животное имеет что-то похожее на рот, глаза, уши, руки и ноги человека;
  • животное сочетает в себе признаки различных живых существ (но не неодушевленных предметов);
  • животное дружелюбно, не прячется от окружающего мира, не имеет средств нападения или защиты (когти, зубы, панцирь);
  • животное имеет четкие (но без нажима) контуры;
  • отсутствие штриховки;
  • имя животного несет в себе позитивный смысл.

Рисуночный тест «Мое дерево»

Инструкция: «Нарисуй любое дерево».

После того как рисунок будет готов, анализируются размер и расположение дерева. Например, крупное дерево с толстым стволом может говорить об энергичности. Маленькое дерево внизу листа может говорить о низкой самооценке и подавленном состоянии

Также обращается внимание на составные части дерева: корни, ветки, листья. Засохшее или сломанное дерево может говорить о психологической травме


С этим читают