День весеннего равноденствия в 2020 году: когда, какого числа, точная дата и время

Традиции и обряды

Как раньше, так и сегодня этот день сопровождается различными празднованиями и обычаями. Например, сегодня в некоторых странах 20 марта отмечают Новый год. К ним относятся: Иран, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, то есть страны Великого шелкового пути.


Также во многих странах этот день является магическим, так как это единственный день в году, когда весна встречается с весной. Обычно в это время гадают, в языческой культуре встречают весну, торжественно сжигая чучело зимы.

Для Германии и кельтов этот день ассоциировался с возрождением весны и знаменовался началом земледельческого сезона. Чтобы особенно встретить весну, хозяйки окрашивали яйца и пекли пшеничные булочки. Эти обычаи соблюдаются для того, чтобы угодить Остаре — богине весны.

На Руси этот день отмечали по особенному, и назывался он Сороки. По мнению древних славян именно в это время прилетает множество птиц, а именно 40. Символом же праздника являлся жаворонок, так как он возвращался первым.

Одним из обычаев было печь в этот день печенье в виде птицы. А первому, кто увидит жаворонка, дарили печенье от всей деревни. Остальное лакомство впоследствии раздавали всем детям в деревне, чтобы те, в свою очередь зазывали жаворонков, которые по поверьям и принесут с собой весну. Дети брали палки, куда привязывали кукол Мартиничек и печенье, бежали на любую вершину и кричали во весь голос:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

Те, кто постарше кричали на вершинах веснянки. Если же в деревне не было никакой возвышенности, то люди шли к проталинам и там совершали все обряды.

Что означает День весеннего равноденствия в других народах

У многих народов день ассоциировался не только с приходом весны, но с борьбой между силами тьмы и света. Побеждали всегда светлые боги или духи, принося весеннее тепло и солнечный свет в качестве победного трофея.

Во многих странах 20-23 марта празднуется Новый год, тесно связанный с наступлением весны. Это практически все государства, который стоят на Шелковом пути – Иран, Таджикистан, Афганистан и многие другие. Равноденствие праздновали славяне, кельты, германцы, а также, предположительно, египтяне и народ майя.

https://youtube.com/watch?v=Iq7m8nWtKH8


В европейском язычестве Весеннее Равноденствие посвящено древнегерманской богине весны Остаре. Остарой называют его приверженцы викканского неоязычества. В честь богини красили яйца и выпекали булочки, схожие с пасками.

Считается, что отсюда берет корни христианская пасхальная традиция. И дата Пасхи, кстати, по сей день отсчитывается от даты почитания Остары. Точнее, христиане отмечают ее в первое воскресенье после полнолуния, следующего после Равноденствия.

Мабон

У кельтов существовал такой праздник, как Мабон. Он был посвящен второму урожаю и созреванию яблок, являлся частью цикла праздников Колеса года. Их даты были основаны на астрономических изменениях положения Земли по отношению к Солнцу. В этот день воздавали почести покойным женщинам. Само название происходит от имени бога Солнца у кельтов. Также в этот день колдуньи изготавливали себе новые посохи и вырезали руны.

Мабон имел свой необычный обряд. Необычность состояла в том, что на празднике демонстрировались самые лучшие дары лета, а затем эти плоды съедались. Существовала еще одна традиция, по которой друиды забирались на самую вершину горы, где они пытались провести как можно больше времени наедине с уходящим солнцем. Другие же ходили в леса, чтобы собрать семена и опавшие листья. Некоторыми украшали дом, другие же сохранялись и использовались в магических ритуалах.

Традиции Мабона живы и по сей день в европейских странах, где проводятся праздники урожая. Прихожане украшают свою церковь корзинками с собственноручно выращенными фруктами и овощами. По окончании церковной службы их раздают всем нуждающимся, а также делают благотворительные взносы для общины.

По словам исследователей, знаменитый немецкий Октоберфест берет свое начало именно из Мабона.

Как славяне отмечали День весеннего равноденствия

У поздних славян этот праздник назывался Сороками. В старину его связывали с прилетом птиц, и считалось, что пернатых возвращается в конце марта именно сорок — отсюда и название.

Основным символом был жаворонок, поскольку эта птица возвращается первой. В форме него выпекали обрядовое печенье, которым угощали увидевшим жаворонка.

В языческие времена огромное значение для славян имело солнце. По легендам, когда день равен ночи, солнечные божества приходят в мир людей и проверяют, как идут их дела. С приходом весны был связан Ярило.

Ему посвящены различные обряды, приношения. Славили его победу над зимой. По славянским легендам, в конце марта он отшибает зиме рога, и она убирается восвояси.

День Весеннего Равноденствия у славян был шумным праздником. Устраивались массовые гуляния, щедрые и шумные застолья. Особое место на последних занимали блины, которые символизировали солнце. Готовили их чаще незамужние девушки, которые по блинам гадали о замужестве. Первый блин комом — свадьбы в этом году не будет.

Подавая блины на стол, стоит присмотреться, кто возьмет самый первый из них. Если мужчина — первым ребенком будет мальчик. Если женщина — родится дочь. Так могут гадать и беременные. Как и на Святки, гадали на суженых различными способами — от карт до вызова на зеркале.

Обязательный элемент народных гуляний — чучело, символизирующее зиму, или богиню зимы Морену. Его торжественно сжигали на огромном костре. После сожжения прыгали через костер, чтобы очиститься от накопленного за зиму негатива. Отголоски данной традиции можно увидеть в современных масленичных традициях.

На вершинах гор и холмов пели песни, закликая весну и призывая птиц возвращаться из теплых стран. Веснянки — так называли эти песнопения. С гор же спускали колеса, что символизировало движения солнца-Ярило по небосводу. Не забывали далекие предки почтить усопших, оставив им угощения и посетив могилы.


Спать ночью было не принято, народ застывал в ожидании звука «ломающегося года» — приход весны у славян был подобен современному Новому году. Их быт был тесно связан с сельским хозяйством, и новый год начинался тогда же, когда и работы на земле. Впрочем, по некоторым данным славяне отмечали новый год осенью или поздней весной.

Причины

Прецессия волчка

Анимация прецессии земной оси (вид с северного полюса эклиптики)

Основная причина предварения равноденствий — прецессия, периодическое изменение направления земной оси под влиянием притяжения Луны, а также (в меньшей степени) Солнца. Как указал Ньютон в своих «Началах», сплюснутость Земли вдоль оси вращения приводит к тому, что гравитационное притяжение тел солнечной системы вызывает прецессию земной оси; позже выяснилось, что к аналогичным последствиям приводит неоднородность плотности распределения масс внутри Земли. Величина прецессии пропорциональна массе возмущающего тела и обратно пропорциональна кубу расстояния до него; чем быстрее вращается прецессирующее тело, тем меньше скорость его прецессии.

В результате прецессии земная ось описывает в пространстве конус. Поворот земной оси смещает и связанную с Землёй экваториальную систему небесных координат относительно удалённых, практически неподвижных на небесной сфере звёзд. На небесной сфере ось описывает окружность так называемого малого круга небесной сферы с центром в северном полюсе эклиптики для северного полушария и в южном полюсе эклиптики — для южного полушария, с угловым радиусом примерно 23,5 градуса. Полный оборот по этой окружности происходит с периодом (по современным данным), составляющим примерно 25 800 лет. В течение года скорость земной прецессии, вызванной данным небесным телом, меняется — например, для Солнца она максимальна в дни солнцестояния, а в дни равноденствия равна нулю.

Наложение нутации (N, красная линия) на прецессию (P, синяя)

Существуют и другие причины смещения земной оси, в первую очередь — нутация, периодическое, быстрое относительно периода прецессии, «покачивание полюсов». Период нутации земной оси равен 18,61 года, и её средняя амплитуда составляет около 17″ (угловых секунд). При этом на угол наклона земной оси к плоскости эклиптики прецессия (в отличие от нутации) не влияет.

Кроме Луны и Солнца, прецессионное смещение вызывают и другие планеты (в основном из-за уменьшения наклона плоскости эклиптики к экватору), но оно невелико, в сумме примерно 12 угловых секунд в столетие и направлено противоположно лунно-солнечной прецессии. Имеются и другие факторы, возмущающие направление земной оси — апериодическое «», изменения океанических течений, движение атмосферных масс, сильные землетрясения, изменяющие форму геоида и т. п., однако их вклад в смещение земной оси по сравнению с прецессией и нутацией ничтожен.

Аналогичные явления происходят на других планетах и их спутниках. Например, ось Юпитера под влиянием его многочисленных спутников и Солнца смещается на −3,269 секунды дуги в год (в начале XX века предполагалось, что угловая скорость прецессии юпитерианской оси составляет примерно полградуса за юпитерианский год, или примерно в 50 раз больше настоящего значения). Ось Марса прецессирует с угловой скоростью −7,6061(35) секунды дуги в год. Существует и лунная прецессия двух типов — орбитальная прецессия с периодом 8,85 года и прецессия узлов с периодом 18,6 года.

Описание

Различают весеннее и осеннее равноденствие. По всемирному времени (в других часовых поясах эти даты могут отличаться на сутки) в северном полушарии весеннее равноденствие происходит 20 марта, когда Солнце переходит из южного полушария небесной сферы в северное, а осеннее равноденствие происходит или 23 сентября, когда Солнце переходит из северного полушария в южное. В южном полушарии — наоборот, мартовское равноденствие считается осенним, а сентябрьское — весенним.

Закат в равноденствие (Pizzo Vento, Фондакелли-Фантина, Сицилия)

В дни равноденствия на всей поверхности Земли (исключая районы земных полюсов) день почти равен ночи («почти»: в дни равноденствия на всей поверхности Земли день несколько длиннее ночи; причинами этого являются атмосферная рефракция, которая несколько «приподнимает» солнечный диск для наблюдателя, и тот факт, что долгота дня определяется как разность между моментами захода и восхода солнца, которые, в свою очередь, определяются по положению верхнего края солнечного диска относительно горизонта, в то время как равноденствие рассматривается относительно центра солнечного диска). Для наблюдателя в средних широтах Солнце, из-за рефракции, в дни равноденствия восходит не точно на востоке, а несколько ближе к повышенному полюсу, то есть, в северном полушарии — севернее востока, в южном — южнее, и заходит не точно на западе (с аналогичной оговоркой). Лишь для наблюдателя на экваторе азимут восходящего и заходящего Солнца не искажается рефракцией, для него меняется только момент данного астрономического события (восход наблюдается раньше, заход — позже).

В период, когда в северном полушарии день длиннее ночи, приблизительно от весеннего до осеннего равноденствия, Солнце восходит севернее востока и заходит севернее запада (строго говоря, этот период начинается незадолго до весеннего равноденствия и оканчивается вскоре после осеннего равноденствия), а в период, когда день короче ночи, который продолжается приблизительно от осеннего до весеннего равноденствия, Солнце восходит южнее востока и заходит южнее запада (строго говоря, этот период начинается вскоре после осеннего равноденствия и оканчивается незадолго до весеннего равноденствия).

Вблизи дат равноденствий скорость изменения склонения Солнца наибольшая — около одной угловой минуты в час (~24 угловые минуты в сутки), так как это соответствует пересечениям синусоидой горизонтальной оси (времени), где у неё максимальный наклон. Напротив, около дат солнцестояний склонение Солнца меняется медленно, так как это соответствует вершинам синусоиды, где она почти параллельна оси времени.

Точки пересечения небесного экватора с эклиптикой называются точками равноденствий. Из-за эллиптичности своей орбиты Земля переходит от точки осеннего равноденствия до весеннего скорее, чем от точки весеннего до точки осеннего. Вследствие прецессии земной оси взаимное расположение экватора и эклиптики медленно изменяется; это явление называется предварением равноденствий. За год положение экватора меняется так, что Солнце приходит в точку равноденствия на 20 минут 24 секунды раньше, чем Земля завершает полный оборот по орбите. В результате меняется положение равноденственных точек на небесной сфере. От точки весеннего равноденствия ведётся отсчёт прямых восхождений по небесному экватору, долгот по эклиптике. Определение положения этой фиктивной точки на небесной сфере составляет одну из главных задач практической астрономии. Точки весеннего и осеннего равноденствий обозначаются символами зодиака, соответствующими созвездиям, в которых они находились во времена Гиппарха (в результате предварения равноденствий эти точки сместились и ныне находятся, соответственно, в созвездиях Рыб и Девы): весеннего равноденствия — знаком Овна (), осеннего равноденствия — знаком Весов ().

Весеннее и осеннее равноденствия считаются астрономическим началом одноимённых времён года. Промежуток между двумя одноимёнными равноденствиями называется тропическим годом, который и принят для измерения времени. Тропический год составляет приблизительно 365,2422 солнечных суток, поэтому равноденствие приходится на разное время суток, передвигаясь вперёд каждый раз почти на 6 часов. Юлианский год заключает 365¼ суток. Вставной день високосного года возвращает равноденствие на прежнее число года. Но тропический год немного меньше юлианского, и равноденствие в действительности медленно отступает по числам юлианского календаря. В григорианском же летоисчислении вследствие пропуска 3 дней в 400 лет оно почти неподвижно (григорианский год в среднем составляет 365,2425 суток).

Пернатый змей

На территории Мексики сохранилось сооружение, связанное с древней цивилизацией майя — пирамида Пернатого змея, другое название которой Кукулькан. Найти ее можно в городе Чечен-Ице. Удивительна она своим расположением. Пирамида расположена таким образом, что благодаря игре света и тени на ступенях главной лестницы появляются различные узоры. В то время как солнце приближается к горизонту, тень принимает образ змеи. Хвост ее расположен на самой верхушке пирамиды, тело тянется по всей высоте строения, а голова расположена вплотную к земле.

Продолжительность этого явления равняется 3 часам 22 минутам. Существует легенда, что если в эти три часа забраться на самую вершину и произнести свое заветное желание, оно обязательно сбудется.

День третий: готовьтесь встречать весну

Когда всё готово к проводам зимы, пора подумать о том, как встретите красавицу Лёлю, Богиню Весны, да что принесет вам легкий весенний ветерок в этом году. Для этого славяне проводят красивый обряд Закличек Весны. Первый раз весну закликают в начале марта, если пропустили этот день – подготовьтесь ко вторым Закличкам, которые приходятся ровно на празднование весеннего равноденствия:

Научитесь печь обрядовое печенье и заранее приготовьтесь к Закличкам Весны.

Обрядовое печенье для вторых Закличек Весны называется жаворонки. Печь его, пожалуй, ещё рано. А вот рецепт традиционного весеннего печенья пора записывать:

Понадобится: 350 г муки (можно добавить ржаную), 300 г кефира, 1,5 ч.л. соли, 11 г разрыхлителя, 2 ч.л. сахара, 1 ст.л. растительного масла. Рецепт можно немного изменить, увеличив количество сахара, если булочки планируются сладкими. Яйца добавлять не нужно. Кефир с маслом смешивают отдельно, а лишь потом добавляют смесь из муки, соли, сахара и разрыхлителя.

Раскатать на посыпанной мукой поверхности и слепить фигурку, обозначив перышки, крылышки и хвостик. На головку можно прилепить 2 изюминки — «глаза». Жаворонки посыпать сахаром и выпекать на пергаментной бумаге не менее 15 мин. при температуре 220 градусов.

Можно сформовать и символизирующее тепло — «солнышко»: кусочки теста раскатать в виде кружочка, прилепить «лучики», а из изюминок сделать «глаза» и «ротик».


Обрядовое печенье жаворонки для празднования весеннего равноденствия.

Есть ещё один небольшой славянский обряд для Закличек Весны: обязательно положите несколько монеток в карманы верхней одежды – тогда весь год будете жить в достатке.

История праздника

У славян существовало несколько великих торжеств, которые проводились в течение года. Один важный праздник язычники отмечали весной – это Комоедица. Сейчас этот день празднуется у нас как Масленица, которая проводится в рамках православных устоев и традиций.

Христианская церковь объединила таким образом весенние народные обряды и торжества с великой религиозной датой, так как Масленица выпадает на сырную (мясопустную) неделю, предваряющую Великий пост. В течении этой седмицы церковью позволяется вкушать яйца, сыр и другие молочные продукты, рыбу. Мясо же находится в эти дни под строжайшим запретом.

Вернемся же к Комоедице. Данный праздник, который славяне на Руси отмечали весной, еще задолго до христианства, приходился аккурат на время Великого поста. Длилась Комоедица целых две недели – неделя до даты весеннего равноденствия и неделя после нее.

Праздник Комоедица посвящался активным проводам уже надоевшей за долгие холодные месяцы зимы и встрече цветущей, зеленой весны. Также в Комоедицу славяне отмечали начало Нового года.

Свое интересное название праздник Комоедица получил благодаря одной немаловажной древнеславянской традиции – почитание Медвежьего бога, которого называли Комо. Точно в день весеннего равноденствия, выпадающего на середину празднования Комоедицы, славяне-язычники выпекали блины и «угощали» поджаренными и безумно вкусными кусочками сладкого теста Медового зверя

Вполне возможно, что старая добрая пословица «первый блин комом» на самом деле звучит не иначе, как: «Первый блин – комам!», то бишь, пушистым любителям меда, медведям.

Обычай печь блины на Комоедицу связан с тем, что румяные лепешки видом своим, формой, а также обжигающей температурой походят на недосягаемое солнышко, которое как раз начинает вступать в полную силу в день равноденствия.

Этой традицией славяне почитали силу весеннего солнечного диска. Лакомясь вкусными блинками, люди верили – с каждым съеденным кусочком они наполняются животворящей мощью солнечного света.

Праздновалась Комоедица широко и весело: были там и обряды, сочетающие в себе несовместимое: религию и магию. Пляски и песни в этот день перемежались с увлекательными шумными играми, а праздничное застолье довершало картину всеобщего народного гуляния.

Литература

Теория прецессии
  • Белова Н. А. Вращательное движение Земли // Курс сферической астрономии (глава V). — М.: Недра, 1971. — 183 с.
  • Жаров В. Е. // Сферическая астрономия (глава 6). — М.: Век 2, 2002. — ISBN 5-85099-168-9. (Математическое описание прецессии)
  • Кононович Э. В., Мороз В. И. Общий курс астрономии. — 4-е изд.. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 544 с. — (Классический университетский учебник). — ISBN 978-5-397-01644-5.
  • Цесевич В. П. // Что и как наблюдать на небе. — М.: Наука, 1973.
Исторические исследования
  • Еремеева А. И., Цицин Ф. А. История астрономии (основные этапы развития астрономической картины мира). — М.: Изд-во МГУ, 1989. — ISBN 5-211-00347-0.
  • Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. — Москва: Наука, 1976.
  • Evans J. The History and Practice of Ancient Astronomy (англ.). — New York: Oxford University Press, 1998.

День осеннего равноденствия в Японии

В Японии этот день является официальным государственным праздником с конца 19 века. Здесь так же идет отсылка к религиозным традициям. Хиган — название этого праздника в буддизме, связанного с отданием почестей умершим предкам.

До начала праздника жители Японии проводят тщательную уборку дома, уделяя особое внимание домашнему алтарю, где находятся фотографии и предметы, принадлежавшие покойным предкам. Ставят свежие цветы и преподносят ритуальную пищу

Японцы украшают могилы своих предков и отдают им дань уважения, заказывая молитвы и другие ритуальные почести.

Одна из традиций этого праздника — приготовление исключительно вегетарианской пищи. По большей части это бобы, овощи и грибы. Связано это с многовековыми обычаями. Так японцы показывают уважительное отношение к запрету на убийство живых существ.

Точное число дня осеннего равноденствия сообщается в феврале нынешнего года. Для этого в Национальной обсерватории проводятся необходимые расчеты и измерения.


С этим читают