Израиль

Репатриация (алия) из СССР и стран СНГ (90-е годы XX века и современная ситуация)[править]

Основная статья: Алия (репатриация в Израиль)

С началась массовая репатриация из СССР. Большую роль сыграл факт, что с октября 1989 США ограничили приём еврейских беженцев из СССР. В в Израиль прибыло около 200 тыс. репатриантов из СССР. Распад СССР, экономические и политические проблемы в странах СНГ привели высокому уровню репатриации. Затем, в силу внутриполитических проблем в Израиле, главным образом, вследствие серии терактов — и второй интифады (с октября до смерти Арафата, уровень репатриации резко уменьшился. За год в Израиль репатриировалось 23 000 человек (+4,4%). В году в Израиль прибыло около 22 000 новых репатриантов, что на 1 тыс. меньше, чем в . Впервые с начала последней волны репатриации (то есть с года) доля репатриантов из бывшего СССР составила менее половины — примерно 10 100 человек (48,1%). Из них почти 4000 человек из России и около 3000 человек с Украины, что на 18% и 21% меньше, соответственно, чем в году. Из остальных крупных групп репатриантов, прибывших в году, примерно 3700 человек (17,6%) из Эфиопии, примерно 2000 человек (9,5%) из Франции и примерно 1900 человек (9,0%) из США.

В году в Израиль приехало 19.000 эмигантов, что примерно равно количеству в 2005.

В 2006 году родилось 146.300 новорожденных.

В 2006 году в связи с обострением арабо-израильского конфликта незначительно увеличилось число людей уезжающих из Израиля. Так в России на данный момент проживает около 50 000 граждан Израиля вернувшихся в Россию.

В 2006 году в Израиль репатриировалось 19 900 человек.

Еврейские религиозные и государственные праздники

Еврейские религиозные праздники отмечаются в соответствии с еврейским календарем, в котором солнечный год состоит из двенадцати лунных месяцев и не совпадает с григорианским календарем. Все еврейские праздники начинаются после захода солнца в предшествующий день и продолжаются до заката в день праздника.


Культурные праздники (фестивали)

И течение года по всей стране проходят более семидесяти культурных фестивалей. Ниже приводится лишь их краткий перечень.

Иерусалимский фестиваль включает в себя представления зарубежных и израильских театральных коллективов, а также танцевальные и музыкальные постановки с участием знаменитых мастеров из-за рубежа.

Фестивали классической и джазовой музыки проходят во многих кибуцах, в том числе в Кфар Блюме, на Красном море (джазовый фестиваль), Мертвом море и на берегах Галилейского моря. Скрипичный мастер-класс проходит в «Кешет Эйлоне».

Проводятся несколько фестивалей, посвященных хоровому пению, среди которых — «Иерусалимская Литургика», которая организуется в церквах Абу-Гхоша, и фестиваль Цимрийа.

Ежегодно внутри стен старинной крепости крестоносцев Акре проходит Аккский фестиваль альтернативного израильского театра.

Фестиваль музыки клезмер в Сафеде (еврейской духовной музыки) привлекает внимание как религиозной молодежи, так и тех, кто считает себя светскими людьми. Среди других мероприятий следует обратить внимание на ежегодные кинофестивали, проходящие в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме, на которых демонстрируются как отечественные, так и зарубежные ленты, фестиваль танца в Кармиэле, фестиваль «Ночи Яффы», в ходе которого даются театральные и музыкальные представления под открытым небом, Международный поэтический фестиваль, Международную книжную ярмарку в Иерусалиме и Международный конкурс пианистов имени Артура Рубинштейна, а также Международный фестиваль кукольных театров в Иерусалиме

Среди других мероприятий следует обратить внимание на ежегодные кинофестивали, проходящие в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме, на которых демонстрируются как отечественные, так и зарубежные ленты, фестиваль танца в Кармиэле, фестиваль «Ночи Яффы», в ходе которого даются театральные и музыкальные представления под открытым небом, Международный поэтический фестиваль, Международную книжную ярмарку в Иерусалиме и Международный конкурс пианистов имени Артура Рубинштейна, а также Международный фестиваль кукольных театров в Иерусалиме

Отличия иудаизма от христианства

Христианское вероучение строится на Священном Писании – Библии, в которую входят книги Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет предсказывает явление Иисуса Христа во многих пророчествах “подготавливает” к Его Пришествию. Новый Завет является подтверждением этих пророчеств и явлением Иисуса Христа.

Именно пришествие Мессии разделило историю иудаизма и христианства. Иудеи не приняли Спасителя и предали Его жестокой и позорной смерти, а именно распятию на кресте.

Святой мученик Иустин Философ (100 – 165 г.г.) в своем труде “Разговор с Трифоном иудеем” пишет, что Святой Дух больше не сходит на евреев, так как они не приняли Иисуса Христа. В новозаветные времена у иудеев не было ни одного пророка.

Существенное различие между иудаизмом и христианством заключается в том, что иудеи на первое место во всех аспектах жизни ставят доскональное соблюдение буквы Закона

Христианское вероучение большее внимание обращает на внутреннюю сторону духовной жизни, на индивидуальное отношение к каждой ситуации. Именно духовный аспект стал одним из первых камней преткновения между книжниками, фарисеями и Иисусом Христом

Евангелие повествует об исцелении Иисусом Христом больного человека в субботу, священный день, когда делать что-либо запрещается, даже лечить. И соблюдение закона в этот день ставилось выше благополучия человека и милосердия.

Еврейские праздники и традиции

— Расскажите еще о еврейских праздниках.

— В еврейский календарь внесены разного рода праздники. То есть это и Ханука, и Пурим, и Пасха. И веками мы их отмечаем, помним и знаем. А с прошлого года президент нашего фонда Герман Захаряев выдвинул инициативу для всего еврейского народа — это еще один праздник, 9 мая по еврейскому календарю. То есть мы отсчитали срок — 1945 год 9 мая, это получилось 26 яра 5705 года по еврейскому летоисчислению.

И мы предложили, мы ездили, встречались с главными раввинами Израиля, конечно же, России, Европы. И все поддержали эту идею. И с прошлого года мы уже отмечали в Израиле 26 яр — это тот самый День Победы, это День спасения и освобождения.

Мы назвали это Днем спасения и освобождения. Для нас это спасение и освобождение от полного уничтожения.

— А вообще, что с культурой происходит? Есть ли писатели, которые на горском языке сейчас пишут?

— Конечно, и сейчас пишут, и писали. Но у нас создалась очень странная ситуация с приходом советской власти — до советской власти наш алфавит был ивритоязычным, то есть буквы ивритского алфавита, после прихода советской власти он поменялся на кириллицу. Потом в Азербайджане, например, горские евреи перешли на латиницу, потом опять на кириллицу, и на сегодняшний день мы можем говорить о четырех алфавитах, на которых писали в разное время горские евреи.


То есть от Революции до сегодняшнего дня. Сейчас мы опять возвращаемся — кто-то пишет на кириллице, кто-то пишет на латинице. То есть полная неразбериха.

— А дети говорят на родном языке?

— Говорят, но маленький процент, то есть я сегодня говорю о 20-30 процентах детей, которые говорят. Но взрослые, даже я скажу, возраста больше 20 лет где-то, 70 процентов говорят на языке.

— А в Москве у вас что-то типа школы есть, куда можно было бы детей приводить, оставлять?

— Школы нет, в этом-то и проблема. Мы просим, чтобы у нас была школа, она должна быть общеобразовательной, а еврейские дети по своему желанию после общеобразовательной могут пойти и поучиться в еврейской школе. И мы готовы это предоставить. Мы готовы работать с детьми, с молодежью, но уже после учебы.

Также по теме:

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовал

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах во

Традиции

Горские евреи, которых часто называют кавказскими или персидскими, помимо традиционного иудаизма, отличаются верой в добрых и злых духов. Представители ортодоксальных общин отрицают возможность существования таких созданий, однако здесь налицо влияние сторонних культур. Удивительно, что подобное явление возникло в их обществе, ведь для него это совсем нехарактерно. В остальном джуур следуют сефардской ветви.

Горских евреев называют персидскими, кавказскими. Их до сих пор не выделяют как отдельный народ, но они сумели сформировать уникальную культуру, вобрав традиции других народов и при этом не ассимилировали. Это уникальный случай для переселенцев, что только подчеркивает необычность и разнообразие жизни людей в разных уголках света.

Из этого видео вы сможете узнать подробно о жизни горских евреев. Особенностях их истории и становления.

Община горских евреев в России

— Расскажите, у горских евреев в Москве есть проблемы, которые требуют решения? Или все хорошо и жизнь прекрасна в нашем славном городе?


— Если бы не было проблем, было бы скучно. Но я скажу, что действительно наш фонд старается как можно больше минимизировать всяческие проблемы, и главная наша цель, конечно, культурная, просветительская работа, сохранение традиций горских евреев и евреев вообще.

И мы сегодня в Москве живем около 25 лет. То есть массово стали приезжать в Москву где-то 25 лет назад, в основном из Кавказа, Азербайджана, и поселились по всей Москве. И, конечно же, горские евреи вносят большой вклад в жизнь города и России вообще. Но сохранение традиций и сохранение веры мы все-таки ставим приоритетом нашего фонда.

Мы бы хотели, чтобы у нас был свой культурный центр по примеру, например, Московской еврейской общины МЕОЦ. Мы уже даже подали запрос правительству Москвы на выделение нам земли. Мы надеемся, что это будет одобрено, и мы начнем наше строительство.

— А сколько всего евреев в Москве?

— По разным оценкам, от 15 до 20 тысяч, в каждой семье где-то 2-3 ребенка. В среднем, три ребенка.

— Как-то сохраняются традиции в семьях?

— Мы работаем над этим очень серьезно. У нас есть центр, он небольшой, он работает. Но этого недостаточно. Мы проводим ежегодно мероприятия, праздники Ханука, Пурим — это наши такие более детские праздники. И собираем по 500-600 человек зал, где дети могут вместе играть.

Конечно, представления какие-то, аниматоры с ними работают. Конечно, хотелось бы больше делать, но я думаю, что с божьей помощью мы будем делать больше.

— Это очень хороший момент. Ассимиляция еще идет или закончилась?

— Нет, никогда она не кончится, и она всегда будет. И опять же мы над этим работаем. Она есть в небольших процентах в общине горских евреев, общине европейских евреев. Она относительно маленькая, 5 или 10 процентов ассимиляции

И то чаще всего если парень женится не на еврейке, она в конце концов принимает гиюр, то есть нам все равно это важно

— А в Москве, я так понимаю, сейчас больше горских евреев, чем на Кавказе осталось, да?

— Если в целом, то можно сказать поровну. В районе Пятигорска большая община проживает горских евреев, где-то 7000 человек. И сейчас они тоже, кстати, строят большой общинный центр при поддержке нашей, конечно же, и Российского еврейского конгресса, и других меценатов, местных благотворителей.

Нация

Окончательного ответа на вопрос о том, к какой нации относятся джуур, сейчас нет. Ряд ученых, поддерживающих Константина Курдова, выдвигает версию, согласно которой джуур происходит от лезгинов. Однако есть немало несогласных, которые идентифицируют горских евреев как осетинов, чеченцев и аварцев. Это связано со сложившейся материальной культурой и организацией, аналогичной перечисленным народам.

  • У джуур всегда был распространен патриархат;
  • Иногда встречалось многоженство, иудеи даже поддерживали особенности обычаев гостеприимства, характерных именно для соседних регионов;
  • Джуур готовят кавказскую кухню, знают лезгинку, в культуре схожи с дагестанцами и азербайджанцами;
  • Одновременно наблюдаются различия, выраженные в соблюдении иудейских традиций, в том числе праздников. Среди горских евреев есть много тех, которые почитают раввинов и живут по их наставлениям;
  • Генетическое родство с евреями подтверждается анализами британских генетиков, которые изучали Y-хромосомы.

Самые важные факты об иудаизме

  • В иудаизме самое главное – это вера в единого Бога, т.е. монотеизм. Бог один и не делится на составные части. Иудеи отрицают существование дьявола. Их религия не разрешает молиться кому-либо (святому духу, пророкам, ангелам), кроме Бога.
  • Вторым важнейшим аспектом этой религии является представление об избранности еврейского народа и особой ответственности перед Богом. Считается, что евреи избраны донести до человечества открытые им истины.
  • Есть 2 пути, чтобы стать иудеем. Первый – происхождение. Если у человека мать либо одна из прабабушек (вплоть до 4 поколения) была еврейкой, то он автоматически считается частью еврейского народа и также может подавать документы на получение гражданства Израиля. Второй путь религиозный, т.е. переход в иудаизм по убеждениям. Данный обряд называется гиюр, и совершить его может любой человек. Это сложный и довольно длительный процесс. Сначала претендента (прозелита) всячески отговаривают от этого шага, проверяя искренность и серьёзность его намерений. Также проверяют знания прозелита о еврействе, готовность соблюдать заповеди Торы. Решение о готовности человека к принятию иудаизма принимает раввинский суд после тщательного интервьюирования и тестирования претендента. После получения положительного решения мужчинам необходимо совершить обрезание. Завершается обряд ритуальным омовением в микве – специальном бассейне.
  • Обряд обрезания (брит-мила) мальчиков в еврейских семьях принято проводить на 8 день после появления сына на свет. А для мужчин-прозелитов, принимающих иудаизм, обряд совершается во время гиюра. Таким образом, возрастных ограничений для обрезания нет. С медицинской точки зрения обрезание полезно в гигиенических целях и снижает риск возникновения некоторых заболеваний.
  • Начинать соблюдать иудейские заповеди и законы мальчикам положено по достижении возраста 13 лет, когда они считаются способными нести ответственность за свои действия. Проводится специальный обряд бар-мицва, так называемое религиозное совершеннолетие. Этот день является важным семейным праздником. Не так давно (в 20 веке) появился и соответствующий обряд для девочек – бат-мицва.
  • Библию у христиан составляют 2 части – Ветхий и Новый Завет. Священное Писание иудеев тождественно Ветхому Завету, однако есть различия в расположении по порядку книг и отличия в редакции. Еврейскую библию принято называть Танах. Она состоит из 24 книг (соответствует 39 книгам Ветхого Завета) и делится на 3 части:
    • Тора – Пятикнижие Моисея (5 книг).
    • Невиим – Пророки (8 книг).
    • Ктувим – Писания (11 книг).
  • Ещё одной священной еврейской книгой является Талмуд. Это слово стало нарицательным в русском языке и обозначает очень толстую книгу. Действительно, Талмуд представляет собой огромнейший свод законов и норм, касающихся всех сфер жизни. Считается, что Талмуд был передан Моисею Богом в виде Устного Закона вместе с Торой (закона письменного) на горе Синай. Этот закон передавался поколениями из уст в уста, пока его не записали.
  • Иудеи различают понятия «синагога» и «храм». Храм может быть только один, и он предназначен для Бога. А синагог может быть много, и они предназначаются для людей. Богослужение в синагоге проводит раввин. Сейчас Храма у евреев нет, последний разрушили римляне в 70 году н.э. Еврейский народ мечтает о восстановлении утраченного Храма, но пока это сделать невозможно, так как Храм необходимо возводить на том же месте – на Храмовой горе, а там сейчас находятся мусульманские святыни.
  • Иудеям предписано соблюдать 613 заповедей: 365 запрещающих и 248 предписывающих. Нарушить все заповеди, кроме 3 основных (запрет на идолопоклонство, прелюбодеяние и убийство), еврею разрешается только в случае спасения жизни другого человека. Людям, не являющимся евреями, согласно иудаизму, необходимо соблюдать всего 7 заповедей:
    • Запрет идолопоклонства.
    • Запрет кровопролития.
    • Запрет богохульства.
    • Запрет воровства.
    • Запрет кровосмешения.
    • Запрет употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного.
    • Установление справедливого законодательства.
  • Отдельная тема это пищевые запреты. Иудеи употребляют только кошерную пищу, т.е. соответствующую правилам кашрута (законам, изложенным в Торе и Талмуде). Евреи не едят свинину, ракообразных, насекомых, земноводных, не смешивают мясные и молочные продукты и т.д. Правила для кошерной пищи довольно сложны, они касаются не только видов продуктов, но и приготовления, используемой посуды и многих других аспектов.

Праздники еврейского народа

Как правило, яркость традиций какого-либо народа подчёркивают праздники. Интересно, но у евреев праздник приходит каждую неделю, а называется субботой. По старинному обычаю этот день должен быть свободным от работы и нагрузок. Отдых и времяпрепровождение с семьёй получили название Шаббат. 

Он подразумевает душевное общение с друзьями и родными, пребывание в гармонии и спокойствии. По субботам нельзя работать ни единой живой душе. Более того, в субботу евреи освещают дома лишь свечами. Издавна вечером в пятницу женщины зажигают их, знаменуя приход свободного дня, что евреи посвящают свои близким людям. Обязательным субботним блюдом является чолнт – смесь бобов с мясом.

Новый год для евреев – праздник раскаяния и светлых надежд. Они верят, что грехи прошлого уходят, а радостное будущее уже ступает на порог. Примечательно, что накануне нового года еврейские хозяйки тщательно обдумывают праздничное меню – от блюд зависит то, каким станет грядущий год. 


Если вам доведётся побывать на еврейском праздновании Нового года, а на столе вы увидите сладкие яблоки – это пожелание процветания и веселья. Если же в блюдах и десертах присутствует гранат – это значит, что будущий год должен быть наполнен добрыми делами.

Еврейский праздник Пурим

Одежда

Одежда горских евреев идентична той, которую носят дагестанцы и кабардинцы. Черкеска шьется из сукна, основой для шапки служит каракуль или овечья шерсть. Многие джуур носят длинные кинжалы, которые являются обязательным атрибутом одежды. Некоторое время такое оружие запрещали носить, но после окончания 30-х годов прошлого века запрет сняли. Для утепления пользовались кафтанами, которые подвязывали ремешками. Такой предмет гардероба характерен для ортодоксальных жителей.Женщины украшают наряды металлическими изделиями и бижутерией. На тело надевали белую рубашку. На ногах обязательно нужно носить штаны, так как религия предписывает женщине закрывать ноги. Голову закрывают платком, волосы могут видеть только отец или муж. Из головных уборов женщине дозволено носить чудку (чутху).

Мода

Израильские женщины следуют самым современным тенденциям моды, разработанным в Милане, Париже, Лондоне и Нью-Йорке. При этом кто-то может позволить себе приобретать фирменные вещи в дорогих бутиках и небольших магазинчиках, а кто-то предпочитает приобретать одежду хорошего качества в популярных сетевых магазинах, но есть и те, кто довольствуется и дешевыми подделками, которые продаются в самых дешевых магазинах, на рынках или базарах.

Для израильтян характерно все преувеличивать, и мода не является исключением. Если фигура позволяет, то молодые местные женщины будут с удовольствием носить одежду, оголяющую живот, обтягивающие тенниски и тому подобное. А те, кто постарше, более полные и не с такими великолепными фигурами наденут нечто иное, но будут одеты со вкусом.

В наши дни молодые израильские дизайнеры находятся на острие моды. Многие из них поднялись на самый верх и открыли свои бутики в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Такие имена, как Дорин Франкфурт, Брача Бэрон, Сигал Декел и Роннит Чен, хорошо известны в мире моды, так же как и модные дома купальных принадлежностей «Гот-тскс» и «Гидеон Оберсон».

Прекрасно одетые израильские мужчины носят последние модели брюк, джинсов, пиджаков, рубашек и туфель и стремятся приобретать изделия настоящих брендов.

Израильские ювелирные изделия считаются выдающимися. Изделия ручной работы изготавливаются из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней со вставками старинных и современных израильских монет или экзотических пород дерева. Дизайн изделий может быть современным или основываться на старинных образцах.

Мастера израильских центров и салонов красоты от личаются высоким мастерством. По международным меркам их услуги стоят дешевле, и они пользуются большим спросом у представителей всех слоев населения. Как и бутики модной одежды, салоны красоты и парикмахерские могут быть разных ценовых категорий. В них оказывают следующие услуги: маникюр, педикюр, уход за телом и лицом для мужчин и женщин. Если в странах с более холодным климатом загар считается чем-то вроде статусного отличительного признака, то в Израиле все наоборот. Нахождение под горячим солнцем становится менее популярным и все больше востребованы шляпы, солнечные очки и лосьоны, защищающие кожу от вредного воздействия ультрафиолета.

Основные догматические положения иудаизма

Что исповедуют евреи? Иудеи верят в единого Бога, о чем ежедневно повторяют читая молитву Шема: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – Един». А также утверждают, что человек создан по образу и подобию Бога.

В основе жизни иудеев лежат не столько вероучительные догматы, сколько правила и нормы поведения. Суть иудаизма заключается в неукоснительном соблюдении всех внешних и обрядовых предписаний.

Особое место в иудаизме отводится утверждению, что еврейский народ является избранным Богом и стоит выше остальных людей в мире.  В Талмуде говорится: “как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете”.

Иудеи принципиально не распространяют свое вероучение, считая, что иудаизм это национальная религия евреев и является вероучением избранного народа. Завет заключен только с иудеями, поэтому обращать в свою веру представителей других народов и конфессий не нужно.

Евреи верят в приход Мессии. При этом они не признают Иисуса Христа помазанником Божьим по той причине, что Он не обладал властью и был гоним. Приход Мессии они ознаменовали с приходом земного властителя, который займет особое политическое место и покорит все народы для господства над ними евреев.

Израильские арабы

Израильские арабы, чьи предки не стали покидать страну в ходе конфликта 1948 г., стали гражданами Израиля и имеют все права, в том числе избирательные, и часто занимаются бизнесом. Они имеют достаточно большое представительство в парламенте, как посредством своих партий, так и через представителей основных политических партий, входят в профсоюзы, а многие из них записываются в израильские университеты. Израильские арабы живут в мире и гармонии с гражданами еврейской национальности в таких городах, как Хайфа, Акре, Яффе и Рами. Они участвуют в демократических выборах и избираются в советы, управляющие жизнью своих городов и деревень, и могут работать во всех открытых сферах деятельности.

Но имеется и негативная сторона. Израильские арабы оказались втянутыми в самый центр ближневосточного конфликта. При этом у многих израильтян-евреев создается негативное отношение к ним, возникают взаимные чувства подозрительности и недоверия. Израильские арабы не призываются на службу в израильскую армию.

Многочисленные израильтяне арабского происхождения достигли больших высот в самых разнообразных сферах деятельности — в политике, культуре, масс-медиа, развлечениях и досуге, спорте и других. Например, игроки Аббас — Суан и Валид Бадир стали членами национальной футбольной команды 2006 г. Существует молодежный еврейско-арабский оркестр, которым дирижирует Даниэль Баренбойм. Большой популярностью пользуется творчество палестинской певицы Амаль Муркус, а в 1991 г. «королева красоты» Рана Раслан была признана «Мисс Израиль».


С этим читают