Трансперсональная психология: за и против

Содержание

Суть и идеи науки

Активное развитие психологии пришлось на середину 19 века. Помимо основных направлений, которые уже были признаны большинством ученых, стали появляться новые подходы.


В качестве альтернативы психоанализу и бихевиоризму Абрахам Маслоу предложил новое направление, основанное на гуманистическом подходе. Вместе с учениками он исследовал состояния пиковых переживаний и измененного сознания.

Термин «трансперсональное», который Маслоу предложил для описания таких состояний, имел два аспекта Субъективный — обращение к личности через общечеловеческий опыт, объективный — обращение через мысли и чувства, которые нельзя описать общим опытом.

Постепенно трансперсональная психология отошла от рамок гуманизма и стала использовать не только психологические методы исследования. Последователи Маслоу обратились к социологии, философии, медицине, а позднее и к эзотерике.

Психологи рассматривают факторы, влияющие на человеческую жизнь, — личные, персональные переживания или «трансцедентные факторы». Они делятся на две группы: представления в рамках объективной реальности и выход за рамки реальности. К первой группе психологи относят временной опыт (например, опыт эмбриона до рождения), коллективный опыт нации, отождествление с другими людьми, ко второй — мифические переживания, контакт с потусторонними силами.

Трансперсональная психология стала оппозиционным направлением по отношению к бихевиоризму, психоанализу и гуманизму. Она исследовала области сознания, которые не затрагивали эти отрасли науки. В трансперсональной психологии философские верования Запада и Востока исследуются с одинаковым интересом. В отличие от официальных научных подходов, базирующихся на редукционизме, альтернативная психология работает с принципами вероятности, дополнительности, вероятности.

В представлении последователей транспсихологии личное представление и устремления влияют на мир, а не мир влияет на человека.

Трансцендентальное и трансцендентное

Термины «трансцендентальное» и «трансцендентное» были чётко разграничены Кантом. До него они употреблялись философами как синонимы. Иногда и после Канта эти термины использовались взаимозаменяемо.

Кант описывает как трансцендентальное такое познание, которое предшествует опыту и делает его возможным. Оно противопоставляется трансцендентному — это всё то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие души и т. п.; что принципиально недоступно для рассудочного познания, а может быть лишь предметом веры. Трансцендентальное же находится за пределами опыта в том смысле, что предшествует ему; оно имеет целью сделать возможным опытное познание.

В частности, Кант сформулировал «трансцендентальную эстетику» (так называется раздел его книги «Критика чистого разума»), к области исследования которой он отнёс «априорные формы чувственности» — пространство и время. В этом контексте он определил пространство как «только форма всех явлений внешних чувств», а время — «непосредственное условие внутренних явлений (нашей души) и тем самым косвенное также условие внешних явлений». Пространство и время относятся к области трансцендентального, так как характеризуют не столько мир, сколько нашу способность воспринимать мир.

Трансцендентальное познание, по Канту, противопоставляется эмпирическому или, скорее, дополняет его.

Бертран Рассел сравнивал трансцендентальное с призмой, посредством которой мы смотрим на мир. Отсюда все трансцендентальное, в отличие от трансцендентного, имманентно нашему сознанию и находится у нас «в голове», однако оно не подлежит наблюдению. [источник не указан 120 дней]

Что такое трансовое состояние (транс)

Трансовое состояние – это особое замедленное состояние мозга. Из таблицы ниже это Альфа и Тета состояния.

Таким образом, транс – это функциональное состояние психики, в котором изменяется степень контроля сознания над обработкой информации. В этом состоянии снижается критическое восприятие. Кроме того, уходят и другие фильтры восприятия, которые есть у человека в сознательном состоянии.

Кроме того, медицинский транс признается целебным состоянием сознания, при котором человек получает в два раза больше отдыха, чем во время сна.

Исторически, шаманы были первыми, кто научился использовать трансовое состояние на пользу себе и другим людям.

Трансперсональная психология Грофа

Станислав Гроф посвятил несколько лет изучению той бессознательной части человеческой психики, которая проявляется при измененном сознании. В процессе работы он использовал психоделические препараты. Однако вскоре их применение было запрещено. Ученому пришлось заняться разработкой нового способа проникновения во внутренний мир человека. Им оказалось холотропное дыхание. Эта техника помогает справиться с рядом препятствий, возникающих на пути к изменению сознания. Их 4:

  1. В тот момент, когда происходит открытие бессознательного пласта психики, активизируются все органы чувств.
  2. Всплывают воспоминания, например, психологические травмы, о которых мозг предпочел «забыть».
  3. Появляются переживания, которые так или иначе связаны со смертью и рождением.
  4. Проявляется трансперсональная часть человеческой психики. Происходит расширение сознания, его выход за пределы времени и пространства.

По мнению Грофа, глубоко в подсознании каждого человека хранятся неразрешенные проблемы, которые влияют на его жизнь. Решить их можно, если по новой пережить те события, еще раз испытать те чувства и эмоции. Это и есть главная цель холотропного дыхания.

Как пользоваться методикой? Нужно сделать несколько частых глубоких вдохов. Это поможет изменить сознание. Внутри сформируется энергия, за которой человеку и нужно идти

При этом важно поддаваться всему, что происходит вокруг. Издавать звуки, занимать неожиданные позы, что-то чувствовать

Это не сумасшествие. Таким способом из подсознания удаляется все то, что годами мешало жить. В результате человек расслабится и успокоится.

Транс-Россия

В СССР транссексуализм считался «лживым буржуазным извращением», чужеродным для советской пролетарской культуры. При обращении за медицинской помощью транс-люди рисковали получить диагноз «шизофрения» и подвергнуться принудительному лечению в психоневрологическом диспансере. В то же время отдельные врачи занимались исследованием трансгендерности и некоторым транс-людям удавалось получить хирургическую коррекцию и добиться смены пола в документах. Например, в начале 1970-х в Риге Виктор Калнберз провел первую в мире полную операцию по хирургической смене пола с женского на мужской. Операция прошла успешно, а его пациент без затруднения сменил документы и, судя по всему, жил полноценной социальной и сексуальной жизнью. Тем не менее Калнберз получил выговор от министра здравоохранения за «потакание разврату».

Может быть интересно

После распада Советского Союза медицина стала более открытой для транс-людей. Но не намного. Как отмечает психиатр и сексолог Ирина Карагаполова, в российской медицине до сих пор распространено патологизирующее отношение к транс-людям, используются устаревшие и противоречащие международным конвенциям диагнозы и подходы, высок риск столкнуться со стигматизацией и дискриминацией при получении медицинских консультаций и услуг. Сохраняется риск диагностирования той же шизофрении. На деятельность врачей оказывают влияние расхожие стереотипы, ЛГБТ-фобные законы («запрет гомопропоганды»), наследие советской репрессивной психиатрии, общая маргинализация и табуированность подобных тем в обществе.

Как подобрать мантру?

Она подбирается индивидуально. Это должно быть сочетание букв, которые услышит ваша душа. Прежде чем найдёте свою, возможно, вам придётся попробовать несколько мантр. Какая-то может не подойти вам по тембру, другая – по звучанию. Основатель этой техники Махариши Махеш Йоги уверял, что для каждого возраста существует своя мантра.

Им даже была разработана таблица, в которой указаны рекомендуемые для применения сочетания звуков в том или ином возрасте. Кстати, мастер вывел формулу волшебных звуков как для своих очень юных последователей в возрасте от 4 до 10 лет (им он рекомендует в качестве мантры использовать слово «инг»), так и для убелённых сединами – им великий учитель оставил слово «шиама», такая мантра должна подойти тем, кому за 60.

Однако все мы отличаемся не только датой рождения, но и многими другими факторами. Вкусовыми предпочтениями, возможностью произносить тот или иной звук, желанием или нежеланием слышать какое-либо сочетание букв, темпераментом, национальностью, видом деятельности. Мантра должна «ласкать слух» вашей души, действовать на вас успокаивающе, идти в унисон с вашим внутренним состоянием. Ни в коем случае она не должна раздражать ни единой клетки вашего организма. Поэтому столь важный процесс подбора мантры всё же рекомендуется пройти под руководством наставника. Через какое-то время ваша мантра может показаться «устаревшей» — всё потому, что вы будете произносить её не как заклинание, а как нечто само собой разумеющееся, и тогда ваша душа перестанет на неё откликаться.

Основные черты и картина будущего

Характерной чертой трансперсональной психологии считается объединение разных школ в области психологической науки, философии (включая и восточную, и западную), кроме того и иные науки (например, квантовая физика и антропологизм). Разнообразные психологические школы в данном направлении психологии являются только модификациями, сравнимые с «планом местности», старающиеся в большей или меньшей степени успешно описать тот или иной нередко крайне небольшой аспект реальности, однако не имеющие шанса требовать соответствия с самой действительностью.


Прикладная роль трансперсональной психологии заключается в предоставлении новейшего мнения на психическое состояние здоровья и его аномалии, снабжая при этом интегративным разноплановым подходом к человеку. Трансперсональные волнения владеют наиболее сильными целебными способностями, обладают колоссальной ролью при формировании творческих, моральных и эстетических качеств для эмоционального оздоровления социума.

Картина будущего трансперсональной психологии обуславливается тем, что как течение современной психологической науки способствует изучению гармоничных и целостных путей формирования личности, росту его созидательной деятельности и реконструкции жизни.

Способы, которые использует трансперсональная психология, в том числе активные интегративные психотехнологии, содействуют в положительных индивидуальных переменах, познанию самого себя и значимым открытиям во взаимоотношениях и осмыслении таких аспектов, как смысл жизни и смерти, согласие с самим собой и окружающим обществом, стремление к единству и воссоединению с миром в целом.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Для чего это нужно?

Трансовое состояние – это очень широко применяемая психологическая и психотерапевтическая практика, в ходе которой все внутренние переживания человека открываются на новом, более высоком уровне, что в следствие ведет к более полному пониманию той или иной проблематики и ее более качественной проработки.

Состояние транса человек может испытывать и в повседневной жизни, сам того не замечая. Он позволяет многим людям раскрывать внутренние источники вдохновения, а так же прорабатывать множество психологических проблем (фобии, комплексы).

Транс может быть разным, легким и глубоким, самопроизвольным или нет. Наиболее распространенные формы транса и его физиологические особенности:

  • Гипноз или самогипноз;
  • Гипносон;
  • Непроизвольное движение конечностей;
  • Снижение болевого порога;
  • Глубокие психологические переживания на уровне подсознания;
  • Временная потеря памяти.

Такое состояние открывает новые возможности для человека: будучи в трансе, многие приемы и техники приобретают новые качественные характеристики, то есть, находясь в состоянии транса, человек, выполняя определенные психологические техники, будет наиболее глубоко раскрывать проблематику внутренних состояний и более качественно и эффективно прорабатывать ее. Многие методики просто не работают в обычном состоянии.

Быстрое и качественное вхождение в транс требует определенных теоретических и практических навыков. Для людей, знающих основы психологии и участвовавших в терапии, такое состояние будет даваться легче, с возможностью контроля его глубины.

В религии

Трансцендентность (выход за рамки или превышение границ) и противоположное ему понятие имманентность (существование в пределах границ) — два ключевых понятия, которые используют богословы и философы для описания божественного; каждое из них предназначено для выражения связи между божественным и конечной реальностью.

Под трансцендентностью подразумевается представление, согласно которому божественное лежит за пределами человечества и мира, при этом оно рассматривается как отличное от обоих и не полностью тождественное ни тому, ни другому; под имманентностью подразумевается, что божественное полностью или частично тождественно какой-то реальности в мире, например, человечеству или космическому порядку. Крайность имманентности — представление о божественном как о безличном священном порядке, когда этот порядок рассматривается как полностью существующий в мире, а не навязывающий себя извне. Крайность трансцендентности — представление о божественном как о личности (Боге или божественной сущности в себе), при этом Бог воспринимается как не тождественный ни миру, ни какой-либо конечной реальности этого мира.

Некоторые мыслители описывают божественное как полностью трансцендентное, то есть «полностью иное», чем конечная реальность; некоторые утверждают полную имманентность божественного; существует также трансцендентно-имманентная интерпретация, согласно которой оба понятия не исключают друг друга, поскольку божественные принципы реализуются «в мире».

Становление как самостоятельной науки

После образования Ассоциации трансперсональное движение вышло за рамки США и распространилось в странах Европы и Азии. В 1987 году появилась Международная Ассоциация, которую возглавил С. Гроф. Среди сторонников движения было много национальных духовных лидеров: Мать Тереза, Далай-лама и другие. Также им заинтересовались политики.

Несмотря на интернациональность и постоянный обмен опытом между психологами разных стран, подходы к изучению трансперсональной психологии различались. В США и Великобритании сторонники трансперсонального подхода в психологии выделили смежные направления: экперинциальное и клиническое

В странах Азии больше внимание уделяли наблюдению и самонаблюдению, а не проведению практических опытов

В Америке у движения трансперсональной психологии было много сторонников и сильная финансовая поддержка со стороны государства, но ее статус как науки неоднозначен.

Методики трансперсональной психологии

Условно техники трансперсональной психологии их можно разделить на 2 группы: общие и для анализа изменений сознания. К первой группе относятся:

  • дыхательные практики;
  • психофизиологические эксперименты;
  • использование психоделических препаратов;
  • психодиагностика;
  • воздействие на осязание и другие органы чувств;
  • игры с воображением, визуализация.

Для того, чтобы инициализировать изменения в сознании, используют несколько методик:

  1. Концентрация внимания сначала на одном, а потом на другом предмете. Переключение происходит резко.
  2. Ограничение потребления жидкости при сильных физических нагрузках.
  3. Чрезмерная активность, например, бег без остановки на протяжении длительного промежутка времени.
  4. Чередование взаимодействия низких и высоких температур.
  5. Воздействие музыки.
  6. Пребывание в одиночестве.
  7. Нахождение в обездвиженном состоянии.
  8. Бессонница.
  9. Холотропное дыхание.

Также довольно популярными считаются такие методики трансперсональной психологии, как ребефинг и тета-хилинг.

Техника тета-хилинг

Эта методика трансперсональной психологии была придумана Вианной Стайбл в период, когда она боролась с онкологическим заболеванием. Она помогает достичь внутренней гармонии и удовлетворения жизнью. Попасть в состояние тета, согласно теории Стайбл, можно 2 способами.

Способ первый

План действий таков:

  1. Сядьте на стул, ступни поставьте на пол, держите спину ровно.
  2. Закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните. Между вдохами делайте небольшие паузы.
  3. Расслабьтесь. Мысленно переместитесь в область сердца. Сформируйте там сгусток энергии.
  4. Заберите энергию от сердца и выбросьте ее в центр Земли. После снова соберите ее в сгусток (в виде шара). Поднимите вверх над собой, помещением, в котором вы находитесь, вашим городом, страной и т.д. Выйдите в космос.

Все, что вам осталось, – плыть в космосе до тех пор, пока не увидите жемчужное белое свечение. Это ваша главная цель. В полете будьте осторожны, избегайте синих участков.

Способ второй

Сядьте на стул, займите удобное положение, расслабьтесь. Закрыв глаза, сделайте глубокие вдохи и выдохи. Как и в предыдущем случае, сосредоточьтесь на энергии, расположенной в области сердца. Дальше действовать нужно так:

  1. Представьте, что вы и стул – единое целое. Ваши молекулы и частицы стула сплетаются между собой. Но при этом все сохраняют свою форму, очертания.
  2. Теперь представьте, что вы на молекулярном уровне сливаетесь с предметами, которые находятся в комнате. А после и с самой комнатой.
  3. Следующий этап – слияние с домом, городом, природой, планетой и т.д. Не ограничивайте сознание. Мысленно выходите в космос.

Последний этап – единение с белым светом и некой космической желеобразной субстанцией. В результате вы сможете соединиться со Вселенной, попав таким образом в состояние тета.

Что такое трансперсональная психология

Трансперсональной психологией называют науку, которая изучает измененные состояния человеческого сознания и психики. Ее основой считаются исследования Карла Юнга и Абрахама Маслоу. По мнению ученых, внутри каждого человека есть нечто бессознательное. И оно влияет на формирование личности, поведение, отношения с другими людьми. На пике переживаний это бессознательное вскрывается, что помогает справиться со многими внутренними проблемами.

Помимо Маслоу, представителями трансперсональной психологии стали Э. Сьютич, С, Гроф, Дж Фейдиман, М. Вич, С. Маргулис. Каждый из них дополнил науку, открыл в ней новое направление и провел эксперименты.


Ученые создали Ассоциацию трансперсональной психологии и выпустили посвященный ей журнал. Через несколько лет в Калифорнии был создан Институт трансперсональной психологии. Его основателем стал Роберт Фейджер. Несмотря на это, признание в научных кругах это течение еще долго не приобретало. Многие даже считали его абсурдным.

Ситуация изменилась в 1996 году, когда Британское психологическое общество открыло отделение трансперсональной психологии. Что поспособствовало росту ее популярности среди ученых. Также были написаны книги по трансперсональной психологии. Самые известные из них – «За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии» (С. Гроф) и «Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания» того же автора.

Это направление изучает сразу несколько сфер:

  • измененное сознание;
  • парапсихологию;
  • духовные и религиозные практики;
  • влияние на сознание и психику человека психоделических препаратов;
  • дыхательные методики;
  • йогу, техники медитации;
  • мир переживаний, связанных со смертью.

Еще одной сферой трансперсональной психологии является духовное развитие человека.

Трансовое состояние позволяет найти решение проблемы

Брайан Уайс говорил, что ”транс – это концентрация ума при расслабленном теле”

Жан Беккио считал, что транс – это ”активация сознания”

М.Р. Гинзбург говорил, что ”транс – это внутренний фокус внимания, обращенный внутрь себя”

С другой стороны, транс – это также состояние обучения, когда человек может воспринимать новую для себя информацию без сопротивления. Новую для своей личности, но не новую для своей Души.

Потому что на уровне Души мы все подключены ко всему Вселенскому “банку данных”. У каждого из нас есть туда доступ, но воспользоваться им мы можем только в состоянии транса.

Кроме того, трансовые состояния мозга способствуют восприятию творческого потока, избавлению от стресса, ускорению физического и эмоционального исцеления.

Поэтому, именно трансовое состояние является привычным ”рабочим” состоянием художников, писателей, изобретателей, экстрасенсов и целителей.

Какие проблемы можно решить, находясь в трансовом состоянии:
  • найти выход из повторяющихся ситуаций
  • устранить сложности в отношениях, поднять отношения на новый уровень
  • найти выход из тягостного одиночества
  • устранить психологические комплексы, страхи, фобии
  • выйти из состояния тупика, найти смысл жизни
  • найти свое предназначение
  • научиться правильно проживать потерю близких людей
  • найти и устранить причину заболевания
Что можно вспомнить в трансовом состоянии
  • рождение
  • внутриутробный период
  • момент зачатия
  • планирование текущего воплощения
  • прошлые жизни
  • планирование любого другого воплощения
  • выводы, которые сделала Душа после воплощения
  • пребывание Души в пространстве между жизнями

Кроме того, трансовое состояние дает возможность пообщаться на уровне Души с теми людьми, с которыми нет плодотворного сотрудничества. Тогда можно договориться и решить проблему. Возможно, отношения зашли в тупик или человек уже умер, но вам хочется что-то понять или задать ему вопрос.

После такого общения на уровне Душ отношения в реальной жизни также улучшаются.

Что меняется у человека после погружения в прошлые жизни

Отношение к жизни

После сеанса регрессии у клиента появляется понимание Кто Я и зачем Я здесь. Появляется более ответственное отношение к своей жизни. Человек начинает более ответственно и осмысленно относиться к тем выборам, которые перед ним стоят изо дня в день.

Отношение к смерти

Появляется понимание, что смерть – это не конец, а переход к новому состоянию. Что с приходом смерти Душа не умирает, а переходит в другое пространство, где планирует следующее воплощение.

Появляется также понимание, что то состояние, в котором мы встречаем смерть, влияет на то, какой будет наша следующая жизнь.

Отношение к рождению

После просмотра своего рождения, четко понимаешь, что ребенок во время рождения чувствует абсолютно все. И состояние мамы, и состояние папы, и их мысли, и их страхи.

И что в этот момент ребенок еще помнит, зачем он сюда пришел, с какой задачей. Потом он это забывает, по разным причином. Прежде всего под воздействием социума и близкого окружения.

Но рождение можно вспомнить, перепрожить и вспомнить зачем пришел в восплощение.

Отношение к детям

Начинаешь понимать, что дети – это не собственность родителей. А по уровню развития своей Души они могут быть гораздо выше своих родителей. Возникает вопрос – действительно ли родители учат чему-то своих детей, или наоборот, наши дети нас учат?

Отношение к умирающим

После сеанса регрессии начинаешь понимать, что совсем необязательно врать умирающему родственнику, что тот обязательно выздоровеет. А можно честно поговорить об этом.

Отношение к себе

Начинаешь понимать, что Я – это не только физическое тело, но и что-то бОльшее. Что я уже прошле опыт многих тысяч воплощений. Начинаешь осознавать, что ты вечен и никогда не умирал.

Кроме того, в прошлых жизнях ты был в разных ”ролях” и имеешь за плечами большой багаж навыков, умений, талантов, мудрости. Уже сейчас это у тебя есть, но возможно дремлет. И это можно вспомнить и активировать.

Отношение к другим людям

Когда понимаешь, что ты был в разных “ролях” в своих прошлых жизнях, то уходят претензии и требования к другим людям. Если ты сам был и нищим бомжом, и деспотом-королем, и жадным скрягой, и гомосексуалистом, и рабовладельцем,  то уровень претензий снижается.

Этих ролей у каждого многие тысячи. От этого понимания уровень претензий к другим людям становится смешным и беспочвенным. Ведь ты сам ничем не отличаешься.

Исследования трансперсональной психологии

Отличием трансперсональной направленности от гуманистической являлось то, что первая обладала желанием преодолевать те пределы предметной области изучения, которые были предопределены трудностями, связанными с самоактуализацией, творческой стороной, гуманистической психотерапией и непосредственно самой педагогической наукой.

Новейшая предметная область поглотила в себя не только свершения собранные и достигнутые к тому периоду в области научной психологии и психотерапии, подходы в виде сбережений, сохраненных не одним поколением, оккультных ценностей Востока, включающих в себя тасаввуф, буддизм, йогу, индийскую философскую систему учение – адвайта, но и обычаи шаманизма одной из древнейших культур.

Мировоззренческой базой новейшей тенденции психологической науки становятся итоги, полученные в результате современного исследования мозга человеческой особи и открытий, совершенных в сфере поведения квантовых систем (в главную очередь – это учения нейрохирурга К. Прибрама и ученого занимающегося физической наукой Д. Бома), сформировавшие обширные возможности для исследования рассудка человека.

Вследствие данных учений стало понятно, что «эта видимость, как мы полагаем, является персональным сознанием, по своей сути содержит в себе ряд возможностей многоцелевого сознания. А эта действительность, в которой мы убеждены, считается лишь одной небольшой составляющей значительного наиболее обширного диапазона, куда мы никоим образом не можем пристроиться при помощи, безусловно, узких способностей нашего восприятия».

При изучении человеческого разума и недр его психики с обозначенных точек зрения, трансперсональное направление психологической науки выделило следующие позиции:

– установила в качестве предмета науки то количество психологического опыта, которое было предоставлено мистицизмом и религией;

– определила проблему объяснения психологии в использованном материале духовного поиска всемирных мировоззренческих и церковных обычаев за весь период существования цивилизации людей;

– рекомендовала новейшую обширную и дополненную карту человеческой нервной системы;

– внедрила революционные взгляды на внутренние упадки (кризы), как на ресурс формирования человеческого индивида, а не его несоответствие, аномалию;

– предоставила всемирному духовному опыту человечества представление с научной точки зрения, что разрешило по-новому посмотреть на человеческую особь в тех сферах, в которых он способен выйти за собственные пределы – состояние экстаза, балансирование на грани жизни и ее конца.

Основываясь при этом на виденье человека целиком с возможностью увеличения его духовности, традиционной и нетипичной общефилософской антропологии, всемирных духовных устоях, различных методах познания себя и психотерапии, например, таких как: медитация, лечение искусством, холотропное дыхание, интенсивная фантазия, психосинтез, самогипноз и многое другое.

Предмет и задачи

Цель транспсихологии — исследовать природу сознания, развитие личности человека. Согласно представлениям транспсихологов, теорий развития две: сложная и нелинейная. Если личность развивается по первой модели, она последовательно проходит через стадии развития. При нелинейной модели стадии могут чередоваться по кругу.

Теория Уилбера выделяет отдельные категории сознания:

  • доличностную;
  • личностную;
  • надличностную.

К каждой категории принадлежит по три уровня развития. По теории Уилбера, прохождение стадий развития последовательно: от низших к высшим. На каждом уровне человек приобретает новые свойства личности. Если он не сможет их освоить, у него разовьется патология (например, эгоизм вместо эмпатии).

Уошберн предлагает характеристику теории сознания, основанную на спиралевидной модели. Начальный этап личности — досознательный. Первая половина жизни посвящена достижению эгоистичного сознания — сосредоточенности на себе. Вторая — трансэгоистичности и изучению мира. Последняя стадия — возврат к досознательному уровню.

В трансперсональной психологии исследуются религиозные и духовные проблемы. Духовность — уникальный элемент психики, присущий только человеку. Он не имеет отношения к традиционному пониманию духовности в рамках религии. Психорелигиозная проблема в транспсихологии — личностные конфликты, связанные с верой и убеждениями человека:

  • переход в другую религию;
  • кризис веры;
  • потеря веры.

Психодуховные проблемы вызваны отношением человека к эзотерике, выходом за рамки повседневной реальности. Это переживания о смерти и загробной жизни, различных духовных практиках. Из-за тесной связи с мистикой транспсихологию относят лженаукам.


С этим читают