Юнга

Рецепт достойной жизни

Юнг предупреждает: мы далеки от ангельской безмятежности, и «жизнь под знаком полной гармонии», без всяких трудностей, была бы для нас «скучной и гнетущей», даже более того — «нечеловеческой». Путь индивидуации, который он предлагает, может проходить через работу над собой, анализ снов, медитацию, молитву, созерцание, размышления на бумаге. Вы скажете — мистика, идеализм, наивность? Для кого-то — возможно.


Но разве чистый рационализм делает нас намного счастливее? Дает ли он ответы на наши главные экзистенциальные вопросы: как приблизиться к счастью, преодолеть страдание, любить, быть любимыми, противостоять болезням, потерям, смерти? В 1946 году один из давних друзей спросил у Юнга: как необходимо поступать, чтобы достойно закончить свой жизненный путь? И Юнг ответил: «Жить собственной жизнью». Главное, жить — вот и все.

Современность

Основоположник аналитической психологии призванием психоаналитика называл прояснение индивидуальных импульсов, приближение к формулированию человеком его собственных суждений и решений. Современная аналитическая психология видит величайшую цель человека в приближении к Самости.

Аналитическая психотерапия направлена на то, чтобы установить постоянные отношения между сознанием и бессознательным, выраженным в процессе индивидуации. Основной целью осознания является обретение психологического равновесия и целостности, а также облегчение страданий.

Рекомендуем: Как развить силу воли?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

И именно эта способность выглядела для Юнга причиной психических проблем, вызванных пропастью между человеком и его инстинктивной природой, то есть конфликтом сознательного и бессознательного. По мысли Юнга, человек утрачивает самого себя, а на место своей истинной сущности ставит представление о себе, выдумку, удобный образ.

Поэтому Юнг предостерегал от излишнего интеллектуализма, потому что он заменяет человека на его симуляцию, мы становимся призраками самих себя и часто задаем один и тот же вопрос: «А не имитирую ли я свою жизнь?»

Терапия способствует психологическому росту, может успешно справляться с депрессией и тревогой. Путем перегруппировки сознательных и бессознательных аспектов создаются новые ценности и цели, открываются пути и приходит более глубокое понимание жизни.

Различие между юнгианским анализом и терапией заключается в том, что ключевое направление анализа – понимание содержания бессознательного клиентом, терапия же фокусируется на облегчении симптомов. Анализ разбирается в мотивах действий и мыслей, это глубокая рефлексивная практика, приводящая к длительным и масштабным изменениям в личности.

Современный психоанализ

Современный психоанализ взрос на ниве концепций Фрейда. Он представляет собой постоянно развивающиеся теории и методы, призванные распахнуть самые сокровенные стороны человеческого естества.

Более чем за столетний период своего существования психоаналитическое ученье претерпело множество кардинальных изменений. На базе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, которая охватывает разнообразные практические подходы и научные точки зрения.

Современный психоанализ являет собой комплекс подходов, связанных общим предметом анализа. Таким предметом служат неосознаваемые стороны психического бытия субъектов. Общая цель психоаналитических трудов заключается в освобождении индивидуумов от разнообразных бессознательных пределов, порождающих мучение и блокирующих прогрессивное развитие. Первоначально развитие психоанализа шло исключительно в качестве метода излечения от неврозов и учения о неосознаваемых процессах.

Современный психоанализ выделяет три направления, взаимосвязанных между собой, а именно психоаналитическая концепция, образующая фундамент для разнообразных практических подходов, прикладной психоанализ, устремленный на исследование культурных явлений и решение общественных задач и клинический психоанализ, направленный на оказание помощи психологического и психотерапевтического характера в случаях личностных затруднений либо нервно-психических нарушений.


Если во время Фрейдовского творчества были особо распространены концепция влечений и теория инфантильного полового влечения, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений выступают эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим постоянно трансформируются техники психоанализа.

Современная психоаналитическая практика вышла уже далеко за пределы лечения невротических состояний. Невзирая на то, что симптоматика неврозов, как и прежде, считается показанием для использования классической техники психоанализа, современное психоаналитическое учение находит адекватные способы оказания помощи индивидам с разнообразной проблематикой, начиная от обыденных затруднений психологического характера и заканчивая тяжелыми психическими расстройствами.

Наиболее популярными ответвлениями современной психоаналитической теории считаются структурный психоанализ и неофрейдизм.

Структурный психоанализ — это направление современного психоанализа, базирующееся на смысле языка для оценки бессознательного, характеристики подсознательного и с целью лечения психоневрологических заболеваний.

Неофрейдизмом также именуют направление в современной психоаналитической теории, возникшее на фундаменте реализации постулатов Фрейда о бессознательной эмоциональной мотивации деятельности субъектов. Также всех последователей неофрейдизма объединяло стремление переосмыслить теорию Фрейда в сторону ее большей социологизации. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивизм и половой детерминизм, также придавали бессознательному меньшее значение.

Развитие психоанализа, таким образом, привело к возникновению многочисленных модификаций, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако всех последователей психоанализа связывает признание суждения о «сознательном и бессознательном».

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

В поисках смысла

Цель жизни состоит в том, чтобы перейти от эго, нашей «маленькой личности», к большому «Я». Юнг называл этот переход процессом индивидуации. Имеется в виду внутреннее движение, вектор развития, благодаря которому мы должны попытаться «достичь своей самости», реализовать свою уникальность. Этот процесс поиска гармонии, целостности, осмысленности — своего рода второе рождение человека.

Обычно индивидуация становится возможной после кризиса середины жизни, первая половина которой проходит под властью сверхактивного эго. Это нелегкий путь: нам предстоит выстроить гармоничные отношения со своей Тенью, той частью, которой мы стыдимся, и Персоной, нашим социальным образом, со своей анимой и своим анимусом.

Нам нужно перестать себе лгать и отвергать в себе то, что нас беспокоит. Осуществить все это целиком нам, разумеется, не удастся, но главное — все же попытаться.

«Может быть, главная причина популярности Юнга сегодня, — размышляет юнгианский аналитик Лев Хегай, — это понимание нужд личности, которые не исчерпываются рамками материального мира. К середине жизни наше эго формируется полностью, но удовлетворенными оказываются далеко не все потребности души.

Это конфликт между эго, которое связано с традициями общества, воспитанием, семьей, обстоятельствами жизни, — и вторым, более глубоким «Я» с присущими ему мечтами о нашей особой миссии, предназначении. А если говорить шире — конфликт между двумя уровнями человеческого бытия, очень актуальный сегодня».

Психоанализ в психологии

Психоанализ отображает, как бессознательная конфронтация воздействует на самооценивание индивида и эмоциональную сторону личности, на ее взаимодействия с остальным окружением и прочими социальными институтами. Первопричина конфликта скрывается в самих обстоятельствах опыта индивида. Ведь человек является одновременно и биологическим творением, и социальным существом. Соответственно собственным биологическим стремлениям он направлен на поиск удовольствий и избежание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейдом с целью обозначения новой методики исследования и излечения расстройств психики. Принципы психологии многосторонни и широки, а одной из особенно прославленных методик исследования психики в психологической науке является психоанализ.

Зигмунда Фрейда теория психоанализа состоит из сознательного, предсознательной части и бессознательного.

В предсознательной части сберегается множество фантазий индивида и его желаний. Желания можно переориентировать в сознательную часть, если сосредоточить на этом достаточное количество внимания. Явление, которое индивиду тяжело осознать, вследствие того, что оно противоречит его морально-нравственным установкам, или представляется для него чересчур болезненным, размещено в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой

Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методики является взаимосвязь сознательной части и бессознательной

Психологическая наука относит к глубинным механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, проистекающих в повседневной жизни, анализ при помощи свободных ассоциаций, толкование сновидений.

При помощи психологических учений люди обнаруживают ответы на вопросы, которые тревожат их душу, а психоанализ всего-навсего подталкивает к нахождению ответа, нередко одностороннего, частного. Психологи, преимущественно, работают с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, взаимоотношением к окружающей реальности, чувственными образами. Психоаналитики концентрируются, главным образом, на сущности индивида, на его бессознательном. Наряду с этим и в психологической практике, и в психоаналитической методике есть общее.

Научные воззрения Юнга


Основная статья: Аналитическая психология К. Юнга

Групповое фото перед Университетом Кларка. Сидят: Фрейд, Холл, Юнг; стоят: Эбрахам А. Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци. 1909 год.

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Статуя Юнга в Ливерпуле.

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определённую автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранена, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко эффективным событием — обретением новой установки.

Публикации сочинений на русском языке

  • Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. Е. И Рузера; Предисл. проф. Ив. Ермакова. — М.: Госиздат, . — 96 с. — (Психологическая и психоаналитическая библиотека. Вып. 7).
  • Неизвестный Юнг. Собрание переводов / Перевод с немецкого В. П. Терина. — М.: Колос, 2010. — 188 с. ISBN 978-5-10-004084-2.
  • Архетип и символ. М., 1991. — 304 с. — ISBN 5-7664-0462-X.
  • Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов /Пер. с англ. — Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с. ISBN 5-7707-8958-1, ISBN 5-7707-8958-I (ошибоч.)
  • Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994. — 415 с.
  • Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. Софии Лорне; Под общей ред. В. Зеленского. — СПб.; М.: Ювента; Прогресс-Универс, 1995. — 718 с.
  • Юнг К. Г. Йога и запад: Сборник / Пер. с нем. П. П. Максимы. — Львов: Iнiцiатива, 1994. — 230 с. ISBN 5-8823-0-014-2
  • Юнг К.Г. Божественный ребенок. — М.: АСТ-ЛТД, 1997. — 400 с. — ISBN 5-7370-0493-4, 5-15-000037-Х.
  • Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Минск: ООО Харвест, 2003. — 496 с. — ISBN 985-13-1220-7.
  • Юнг К.Г. Психология и алхимия. — М.: Рефл-бук, 2003. — 592 с. — ISBN 5-87983-049-7.
  • Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: Когито-Центр, 2010. — 352 с. — ISBN 978-5-88373-354-2.
  • Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — СПб.: Питер, 2017. — 336 с. — ISBN 978-5-496-02567-6.
  • Юнг К.Г. ЭОН Исследование о символике самости. — М.: Академический проект, 2009. — 340 с. — ISBN 978-5-8291-1128-1.
  • Юнг К.Г. Человек и его символы. — Серебряные нити, 2017. — 352 с. — ISBN 978-5-902582-37-3.
  • Юнг К.Г. Красная книга. — Клуб Касталия, 2011. — 396 с.

Биография

Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909—1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

14 февраля 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах. Скоро он стал главой большого семейства. В 1904 году у них родилась дочь Агата, в 1906-м — Грета, в 1908-м — сын Франц, в 1910-м — Марианна, в 1914-м — Хелена.

В 1904 году познакомился и позже вступил в длительную внебрачную связь со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн-Шефтель. В 1907—1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

Юнг в 1910 году

В 1914 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню (нем. Turm). Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики.

В 1933 году стал активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос».

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.

С 1933 по 1942 год вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 года — в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»), который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг объяснял политику журнала требованиями времени. В интервью Кароль Бауман 1948 г. Юнг отметил, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Некоторые историки упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, но он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, продолжил преподавание в университете.

Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten», 1928), «Психология и религия» («Psychologie und Religion», 1940), «Психология и воспитание» («Psychologie und Erziehung», 1946), «Образы бессознательного» («Gestaltungen des Unbewussten», 1950), Символика духа («Symbolik des Geistes», 1953), «Об истоках сознания» («Von den Wurzeln des Bewusstseins», 1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 года в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города.

Личная жизнь и семья

Первой и единственной женой Карла Юнга была Эмма Раушенбах, с которой Карл познакомился еще в студенческие годы. Эта девушка была родом из древней швейцарско-немецкой семьи, причем довольно зажиточной, поскольку она занималась промышленностью. Так что материальное положение жены позволяло Густаву заниматься психологией и философией без необходимости зарабатывания денег.

Эмма же искренне поддерживала мужа во всех его делах, а позднее произвела на свет четверых детей.

Однажды в его клинику поступила девушка Сабина, которая обладала острым умом и быстрым мышлением. Она не могла не влюбиться в столь чувственного врача. В итоге их роман закончился, как только девушка покинула больницу.

Детство и юность

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в расположенной на северо-востоке Швейцарии коммуне Кесвиль. Отец будущего психотерапевта Иоганн Юнг был пастором в реформистской церкви, а его жена Эмили занималась воспитанием сына. В детстве Карл был замкнутым и несколько странным ребенком. Нелюдимость и отстраненность появились в результате напряженных отношений с главой семейства и частых истерических припадков матери, которые Густав неоднократно наблюдал в детстве.

Карл Юнг в детстве

В 10 лет из подобранного на улице деревянного бруска Юнг вырезал 6-сантиметрового человечка, уложил его в пенал и отнес поделку на чердак. Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом. Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.

Дом, где вырос Карл Юнг

Родители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству. Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой. Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».

Карл Юнг в молодости

В 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора и даже нашел отражение своих мыслей в работах Шопенгауэра. В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет. В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.

Карл Юнг в 1910 году


Под впечатлением от прочитанных произведений Густав даже пару раз проводил спиритические сеансы. Это не совсем обычное увлечение помогло ему написать диссертацию по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В будущем, чтобы правильно оформить комментарий к древним текстам («И-цзин», «Секрет Золотого Цветка», «Тибетская книга мертвых»), он намеренно вернется к теме изучения духовного мира.

Карл Юнг

Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении. После смерти отца его семья осталась без средств к существованию. Густав днем посещал лекции, а в свободное от учебы время занимался репетиторством. Так юноша поддерживал довольно скромное существование и оплачивал учебу. По окончании высшего учебного заведения дипломированному специалисту попался в руки «Учебник психиатрии» Рихарда фон Крафта-Эбинга. Эта находка предопределила дальнейшее будущее Юнга.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.

Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.

Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.

Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.

Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.

Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.

Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.

Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.

Экспертиза сознания согласно Юнгу

В 1921 году появилась книга «Психология типа» — эмпирическая экспертиза сознания, предлагающая идею сверхварианта/внутреннего варианта

  • первое состояние характеризует тех, кто ищет значение через внешние формы;
  • второе — тех, кто связан с внутренним поиском.

Следуя древней формуле, Юнг предложил разделить «Я» на четыре функции: мышление/чувство (рациональное) и интуиция/ощущение (нерациональное). Каждая личность рождена с одной функцией во главе, а с другой (ее противоположность) в качестве ее поддержки; третья и четвертая остаются подавленными и неосознанными. Здоровье требует баланса функций, делая подавляемый материал сознательным.

Впоследствии (в трудах «Корни сознания», «Прототипы и коллективное подсознание», «Психология и религия», «Современный человек в поисках души») Юнг стремился установить объективную законность коллективного подсознания — этого огромного изначального энергетического поля, лежащего в основе личного сознания и подсознания. Современный западный человек, отказываясь от ценностей природного чувства, впадает в «интеллектуальное варварство».

Работа с Фрейдом

Растущая репутация Юнга как психолога и его работа с подсознанием в конечном итоге привели его к идеям Зигмунда Фрейда и позже, самому человеку.

В течение пятилетнего периода, начинающегося в 1907 году, двое мужчин тесно сотрудничали, и Юнг, как многие полагали, был тем, кто продолжит работу старшего Фрейда. Однако точки зрения и темперамент положили конец их сотрудничеству и, в конечном итоге, их дружбе. В частности, Юнг оспорил убеждения Фрейда относительно сексуальности как основы невроза. Он также не согласился с методами Фрейда, утверждая, что работа старшего психолога была слишком односторонний.

Последний прорыв произошел в 1912 году, когда Юнг опубликовал «Психологию бессознательного». В нем Юнг исследовал подсознание и попытался понять символическое значение его содержания. В процессе работы также были приняты некоторые теории Фрейда.


С этим читают