Уровни и формы познания

Эмпирический и теоретический уровни

Научное знание обычно рассматривается на двух уровнях — эмпирическом и теоретическом. Каждый из этих уровней пользуется своими особыми методами исследования и имеет разное значение для научного знания в целом.

Эмпирическое знание

Эмпирическое знание накапливается в результате непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. Наука опирается на твердо установленные факты, полученные эмпирическим, то есть опытным, путем. На эмпирическом уровне происходит накопление фактов, их первичная систематизация и классификация. Эмпирическое знание делает возможным формулирование эмпирических правил, закономерностей и законов, которые статистически выводятся из наблюдаемых явлений.

Основные методы эмпирического знания это:

Эксперимент — наблюдение за объектами и явлениями в контролируемых или искусственно созданных условиях с целью выявления их существенных характеристик;

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности без внесения изменений в реальность, что исследуется;

Измерение — выявление количественных характеристик изучаемой реальности. В результате измерения происходит сравнение объектов по определенным свойствам;

Сравнение — одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков;

Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах и явлениях.

Информация, полученная с помощью эмпирических методов, подвергается статистической обработке. После этого учёные могут делать определенные обобщения. Полученная информация должна быть верифицированной, поэтому учёные обязаны подробно описать источники информации и использованные методы.

Теоретическое знание

Эмпирическое знание само по себе редко может исчерпывающе объяснить определенное явление. Такое знание малоэвристично, то есть оно не открывает новых возможностей научного поиска. Именно поэтому необходим теоретический уровень знания, на котором полученные эмпирические данные вписываются в определенную систему. В то же время без определенных теоретических принципов невозможно начать ни одно эмпирическое исследование.

Таким образом, суть теоретического знания — описание, объяснение и систематизация процессов и закономерностей, выявленных эмпирическим путем, а также попытка целостного охвата действительности.

Основные методы теоретического знания — это:

  • Формализация — построение абстрактных моделей, которые должны объяснить суть исследуемых явлений;
  • Аксиоматизация — теоретическое построение на основе аксиом, то есть утверждений, истинность которых доказывать не нужно;
  • Гипотетико-дедуктивный метод — построение дедуктивно связанных между собой гипотез, объясняющих эмпирические факты.

Основные компоненты теоретического знания — это:

  • Проблема — форма знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа; проблема включает два основных этапа движения познания — постановку и решение.
  • Гипотеза — форма знания в виде предположения, сформулированного на основе ряда фактов. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. Одни гипотезы впоследствии превращаются в теории, тогда как другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, а третьи отбрасываются как ложные. Решающим критерием истинности гипотезы является практика во всех своих формах, тогда как логический (теоретический) критерий истины играет вспомогательную роль.
  • Теория — знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Теория строится с целью объяснения объективной реальности. Главная задача теории — описание, систематизация и объяснение всех имеющихся эмпирических данных. Однако теория не описывает непосредственно окружающую действительность. При формулировании теории исследователи оперируют идеальными объектами, которые в отличие от реальных, характеризуются не бесконечным, а ограниченным количеством свойств.

Теоретический уровень знания имеет две составляющие — фундаментальные теории и теории, описывающие конкретную область реальности, опираясь на соответствующие фундаментальные теории.

Рациональное познание.

Основные формы:


Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Это достаточно сложная форма мышления, которая рассматривается не только логикой, но и семантикой, семиотикой.

Суждения в своей структуре обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта), – выраженные одним словом или группой слов, связанные с помощью слов «есть», «является». К субъекту, как правило, прилагается квантор («все», «некоторые»). С точки зрения логики все невопросительные предложения – это суждения.

Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает 100% верного результата.

Гипотезы – это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке.

Теория – стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности.

При рассмотрении чувственной и рациональной форм познания возникает вопрос об их приоритете с точки зрения истинности наших знаний, о соотношении веры и разума или же чувственного и рационального в познании. В зависимости от решения этого вопроса выделяют 2 направления.

Сенсуализм (эмпиризм) утверждает, что истинность наших знаний может быть обеспечена только чувственной достоверностью, опытным подтверждением. Рациональные знания могут быть приняты только в той мере, в которой они подтверждаются чувственным опытом. Эта позиция получила свое отражение в работах логических позитивистов (принцип верификации – необходимость опытного подтверждения рациональных знаний).

Рационализм – точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом.

Однако это крайние позиции. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и диалектически обуславливают друг друга в процессе реального познания. С одной стороны, исключительно чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны, рациональное познание без чувственного невозможно в принципе, поскольку чувственное познание, выступая в качестве опосредующего звена между действительностью и разумом, является для разума «пищей». На уровне человека эти формы познания влияют друг на друга.


Возможности чувственной формы познания сказываются на возможностях рационального познания, существуют пределы органов чувств человека, которые ограничивают поток информации. Но рациональное познание до определенной степени способно выходить за рамки чувственного познания, во многом это осуществляется с помощью дополнительных средств, созданных человеком. С другой стороны, возможности чувственного восприятия существенно обусловлены разумом. Разум расширяет возможности фиксации различий, воспринимаемых нашими чувствами, границы и возможности чувственного познания.

Управление знаниями

Основная статья: Управление знаниями

Управление знаниями пытается понять способ, которым знание генерируется (производится), экстернализируется, собирается, накапливается, хранится, предоставляется, используется и распространяется в организациях и рассматривает знание как соотносящееся с самим собой и возможное к повторному использованию. Повторное использование означает, что определение знания находится в состоянии постоянного изменения. Управление знаниями трактует знание как форму информации, которая наполнена контекстом, основанным на опыте. Информация — это данные, которые существенны для наблюдателя из-за их значимости для наблюдателя. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением. Этот подход находится в согласии с DIKW-моделью, которая располагает данные, информацию, знание, мудрость в виде пирамиды по увеличивающейся степени полезности.

Рациональное познание

Особенности рационального познания:

Опора на результаты чувственного познания;

Абстрактность и обобщённость;

Воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Знание является единством чувственного и рационального познания, так как они тесно взаимосвязаны.

Формы рационального познания:

  1. Понятие — это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления или процесса;
  2. Суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении или процессе;
  3. Умозаключение (вывод) — это мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Есть несколько типов умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному) и умозаключение по аналогии.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер

Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование  сверхъестественных сил. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания  и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Обыденно-практическое познание — информация, связанная с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.

Социальное познание — любое познание, в строгом смысле слова, является социальным, поскольку оно протекает в обществе. Следует отметить, что человек, являющийся субъектом познания существо социальное; на его познавательную деятельность воздействуют и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Тем не менее, в философской литературе понятие «социальное познание» используется с целью разграничить знания об обществе и знания о природе, так как социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. К социальному познанию применимо следующее определение: «Социальное познание – это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием ».

Управление знаниями

Основная статья: Управление знаниями

Управление знаниями — изучает способы создания, экстернализации[неизвестный термин], сбора, накопления, хранения, предоставления, использования и распространения знаний в организациях. Рассматривает знание как соотносящееся с самим собой и возможное к повторному использованию. Повторное использование означает, что определение знания находится в состоянии постоянного изменения. Управление знаниями трактует знание как «форму информации, наполненную контекстом, основанным на опыте». Информация — это данные, важны для наблюдателя из-за их значимости. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением. Этот подход находится в согласии с DIKW-моделью, которая располагает данные, информацию, знание, мудрость в виде пирамиды по увеличивающейся степени полезности.

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание. Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.

Отличительные характеристики знания

Персонификация Эпистемы в Библиотеке Цельсия, Эфес, Турция. Эпистема — основное понятие концепции «археологии знания» Мишеля Фуко.

Основная статья: Теория познания

Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

  • быть подтверждаемым,
  • быть истинным
  • и заслуживающим доверия.

Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетье, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозика в пользу требования «прослеживания истины» и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев «через неисправность, изъян, ошибку», обладает знанием. Ричард Киркхэм делает предположение, что наше определение знания должно требовать, чтобы свидетельства верящего были таковы, чтобы они логически влекли за собой истину убеждения.

Непосредственное знание

Основная статья: Интуиция

Непосредственное знание — это продукт интуиции — способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Значение слова Знание по словарю Ушакова:


ЗНАНИЕ знания, ср. (книжн.). 1. только ед. Деятельность сознания, имеющая целью постижение действительности, познание (филос.). Теория знания. Логические законы знания. 2. только ед. Результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности (филос.). Область знания. || Наука вообще. Знание и техника. Союз знания и труда. 3. только ед. Обладание сведениями о чем-н., состояние знающего что-н. человека. Знание сцены. Хорошее знание предмета. 4. только мн. Совокупность сведений, познаний в какой-н. области. У него большие знания. Приобрести много знаний. Обладать знаниями. Мне не хватает знаний.

Значение слова Знание по словарю Брокгауза и Ефрона:

Знание — самое общее выражение для обозначения теоретической деятельности ума, имеющей притязание на объективную истину (в отличие, например, от мышления или мысли, которые могут быть заведомо фантастичны). Вопрос об условиях, при которых, и об основаниях, по которым результаты нашей умственной деятельности могут иметь объективное значение, или вопрос о достоверности нашего З. породил целую философскую дисциплину, выступившую на первый план в новой философии (см. Учение о познании). Термины З. и познание, относясь в сущности к одному и тому же предмету, различаются некоторым оттенком: первый относится более к объективной стороне и результатам умственного процесса, второй — более к его субъективным условиям. Впрочем, это различие, весьма относительное и нетвердое, редко выдерживается. обыкновенно обоими терминами пользуются как синонимами. Об отношении между З. и мнением см. Платон, между З. и верой — см. Религия. Вл. С.

Знание во времени

Основным местом хранения знаний была и остаётся человеческая память. Необходимость в передаче знаний другим людям и поколениям привела к развитию способов документирования — появились документированные знания. Большие объёмы накопленного знания потребовали разработки технических средств фиксации знания в виде письменности на вещественных (глина, папирус, кожа, береста, бумага, ткань и т. д.) и полевых (магнитных и электромагнитных) носителях, без которых уже невозможен дальнейший прогресс человечества. Машинные знания в будущем сплетутся, и образуется семантическая паутина (семантическая онтологическая сеть), способная предоставлять информацию так же, как если бы представлял её человек.

Житейские (обыденные) знания

Основная статья: Здравый смысл

«Сократ и два студента», 17 век, картина Пьетро делла Веккиа. Сократ — древнегреческий философ, внёсший большой вклад в осмысление знания. Автор известного высказывания «Я знаю, что ничего не знаю». Также в его трудах встречается другое известное греческое изречение: «Познай самого себя», приписываемое одному из семи мудрецов.

Житейские (обыденные) знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории.

Литература

  •  (недоступная ссылка)
  • В. В. Косолапов Гносеологічна природа наукового факту. — К., 1964.
  • Б. С. Грязнов Теория и ее объект. — М.,1973.
  • В. Л. Чуйко Рефлексія основоположень методологій філософії науки. -К., 2000.
  • К. Р. Поппер Логика и рост научного знания. — М.,1983.
  • Tarski А. O ugrontowani v naukowej semantyki // Przeglad filozoficzny. — R.XXXIx (1936), — z.I.1936. — s.50-57.
  • Н. И. Тюрин Введение в метрологию. — М.,1973.
  • Кузанский Н. Апология ученого незнания // Соч. в 2х тт. — Т.2. — М., 1980.
  • И. Ф. Шишкин Теоретическая метрология. — М.: Издательство стандартов, 1973.
  • Popper K. R. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach.- Oxford, 1979.

Управление знаниями

Управление знаниями пытается понять способ, которым знание генерируется (производится), экстернализируется, собирается, накапливается, хранится, предоставляется, используется и распространяется в организациях и рассматривает знание как соотносящееся с самим собой и возможное к повторному использованию. Повторное использование означает, что определение знания находится в состоянии постоянного изменения. Управление знаниями трактует знание как форму информации, которая наполнена контекстом, основанным на опыте. Информация — это данные, которые существенны для наблюдателя из-за их значимости для наблюдателя. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением. Этот подход находится в согласии с DIKW-моделью, которая располагает данные, информацию, знание, мудрость в виде пирамиды по увеличивающейся степени полезности.

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень.

Эмпирические методы:

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).

Теоретические методы:

  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), — в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция – движение от фактов к общему.
  11. Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

В информационных технологиях

В теории искусственного интеллекта и экспертных систем, знание — это совокупность утверждений о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правил логического вывода одних утверждений из других и правил использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности: появление в базе знаний новых фактов или установление новых связей между ними может стать источником изменений в принятии решений.

Сложные системы искусственного интеллекта, основанные на нейросетевой технологии, а также экспертные системы, основанные на логической модели баз знаний, демонстрируют поведение, которое имитирует человеческое мышление и интуицию. Обучение таких систем — эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточная осознанность его логических оснований.

Логический вывод информации, конкретных и обобщенных сведений и данных производится в базах знаний и экспертных системах, использующих языки средства логического программирования на базе языка Пролог. Эти системы явно демонстрируют логический вывод новой информации, осмысленных сведений, данных, используя правила логического вывода и факты, закладываемые в базы знаний.

Значение слова Знание по Логическому словарю:

Знание —  — результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике. адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). 3. фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Различают обыденное и научное 3. Обыденное, или житейское, 3. опирается на здравый смысл и формы повседневной практической деятельности. Обыденное 3. слу­жит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его поведения и предвидения. Научное 3. отличается от обыденного своей систематичностью, обоснованностью и глубиной проникновения в сущность вещей и явлений. Наука объединяет разрозненные 3., полученные в повсед­невной практике, в стройные системы, опирающиеся на совокуп­ность исходных принципов, в которых отображаются существен­ные связи и отношения вещей, — научные теории. Законы и теории науки сознательно и целенаправленно сопоставляются с действительностью для установления их истинности и получают обоснование в эксперименте и практических приложениях. Для фиксации научного 3. используется научный язык c точны­ми понятиями, допускающий применение математического аппа­рата для обработки и сжатого выражения полученных данных. Ис­пользование особых познавательных средств позволяет науке   получать знания о таких сторонах и свойствах объективного мира, которые не даны человеку в его повседневном опыте. Научное 3. принято разделять на э м п и р и ч е с к о е и тео­ретическое. Эмпирическое 3. — результат применения эмпири­ческих методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость свя­зей между эмпирическими характеристиками выражается с помо­щью эмпирических законов, часто носящих вероятностный харак­тер. Теоретический уровень научного 3. предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного восприятия, опи­сания и объяснения эмпирических ситуаций, т. е. познания сущно­сти явлений. Теоретическое и эмпирическое научное 3. функцио­нирует в тесной взаимосвязи: теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных и, в свою очередь, влияют на обогащение и изменение эмпирического 3. Эти уровни 3. выражаются соответственно в эмпирическом и те­оретическом языках. Термины эмпирического языка обо­значают чувственно воспринимаемые или экспериментально фик­сируемые предметы и явления. Предложения эмпирического языка непосредственно соотносятся с действительностью — с помощью наблюдения или эксперимента. Термины теоретического языка от­носятся к идеализированным, абстрактным объектам, что делает невозможной их непосредственную экспериментальную проверку. В методологии научного познания иногда говорят о я в н о м и неявном 3. К явному относят 3., фиксированное в языке на­уки — в утверждениях и теориях. Неявное, т. е. не выраженное в языке, 3. состоит из навыков и умений читать чертежи, графики, пользоваться приборами и инструментами, применять явное 3. в конкретных ситуациях. Роль 3. в развитии человечества постоянно возрастает. Главным источником 3. была и остается материальная практика. Однако про­изводство 3., выделившись в самостоятельную сферу человеческой деятельности, оказывает мощное воздействие на развитие самой практики. Революционные преобразования 3. всегда вызывали круп­ные изменения в средствах производства, резко повышали произ­водительность общественного труда, содействовали изменению условий жизни людей. Взаимосвязь научного 3. и общественного производства выражается в понятии научно-технической револю­ции, ведущим фактором которой является рост научного 3.

Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества

Общество(в широком смысле) – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.


В узком смысле:

· определённый этап человеческой истории (общественно-экономи­ческая формация, межформационные и внутриформаци­онные исторические ступени, например, докапиталистическое общество, раннефеодальное общество);

· отдельное индивидуальное общество (социальный организм), на­пример, французское общество, белорусское общество и т.д.

Основными сферами жизни общества являются: материально-произ­водственная (экономическая), социальная, политическая и духовная.

Эконо­мическая сфера – условие жизнедеятельности людей, создание средств суще­ствования и развитие производительных сил.

Социальная – сложная сово­купность связей и отношений социальных групп между собой и с обществом в целом.

Политическая сфера включает политическое сознание, политиче­ские отношения, институты и действия. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти.

Духовная сфера жизни общества – идеологическая, научно-теоретическая, религиозная, художественно-эстетическая, образовательная деятельность, цель которой – сохранение, преумножение и передача духовно-культурных ценностей. Все они тесно переплетены, и любое явление в жизни общества имеет место во всех сферах одновременно, но одна из них является в определённый исторический момент преобладающей.

Развитие общества – это изменение общественных отношений в раз­личных сферах. Общество является саморазвивающейся системой, поскольку причина его развития – в самих общественных отношениях, точнее, в их про­тиворечиях. Материалистическая позиция состоит в том, что источником развития является противоречие между производительными силами и произ­водственными отношениями: развитие производительных сил вынуждает меняться вначале производственные отношения, а те, в свою очередь, влияют на все остальные отношения в обществе.

Поэтому отношения, связанные с материальным производством, явля­ются самыми фундаментальными в системе общественной жизни: система производственных отношений и есть общественное бытие, объективная ре­альность общества. Отношения, которые формируются на основе и в зависи­мости от производственных (идеологические, политические, правовые и т.д.), – это общественное сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание. Сознание есть не что иное, как отражение реальности и осознание людьми своего общественного бытия.


С этим читают