Понятие идеалистическое мировоззрение

Современные теории

См. также: Современная философия

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся интерес и к диалектике.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть проверено только посредством естественнонаучных методов; неопозитивизм, с самого начала отрицающий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что обе философские концепции отвергают саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления субъекта; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Бертрана Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

В современной философии конца XX и начала XXI века материализм представлен философским направлением «онтологической философии», видным выразителем которого является американский философ Барри Смит (англ.). Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление, концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены новым подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание», «мотив», «вера», «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в своё время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола Черчленда (англ.)русск. и Патриции Черчленд, Дэниела Деннета.

Историческое предназначение

Несмотря на уже продолжительное существование и возраст философии, зарождение термина относится только к XVII-XVIII векам нашей эры. Слова «идея», «идеалисты» постоянно крутились в научных кругах, но не находили соответствующего продолжения. Пока в 1702 году Лейбниц не назвал Платона и Эпикура великими максималистами и идеалистами.


Позже Дидро дал определение понятию идеалистов. Французский деятель называл таких философов слепыми, признающими только собственное бытие, существование мира ощущений.

Кант воспринимал направление теорией существования предметов в пространстве отдельно от человека. Мыслитель не принимал материальный вид течения. Немецкий классик был автором трансцендентного (формального) идеализма, который противостоял предыдущему. Основываясь на невозможности происхождения вещей вне нашего сознания, Кант утверждал, что ничто не способно существовать вне человеческого разума.

1800 год стал открытием Шеллингом теории распространения формального принципа до масштаба системы знаний в целом.

Гегель полагал, что сущность учения сводится к непризнанию конечного неоспоримо действительным. Ученый полагал, что уважающая себя мыслительная наука подчиняется принципам конкретно этой направленности.

По Марксу динамическая действительность развивалась только идеалистическими действиями, но образно. Материализм отражал созерцание, отсутствие действий.

Энгельс в 1886 году утверждал, что сторонники теории первоначала духа над природой, невольно стали основателями идеалистической концепции. Противники, признающие главенство природы, становятся адептами материализма.

Изданная в 1957-1965 годах в СССР «История философии», объясняла: «Основными этапами развития отрасли науки является противоборство пары ведущих течений, где одно отражает прорывные идеи общества, а другое сводится к консервативным, реакционным взглядам».

История использования термина приобрела широкое распространение в XIX и начале XX века особенно в странах Европы.

Сторонники Канта мнили себя идеалистами, представители британской школы абсолютного идеализма стали последователями Гегеля.

Во второй половине ХХ века мудрецы и мыслители избегают использование термина, но дискутируя, все чаще употребляют слово «идеология».

Мысли материальны?

Мы помним о том, что мысли можно воплотить в жизнь, вкладывая в это какой-то мистический подтекст. Да, они на самом деле имеют свойства материализовываться, но работает все не по щелчку пальцев.

В зависимости от того, как мы думаем, какие именно вещи представляем себе, что именно проецируем, в конце концов выстраивается наша реальная жизнь. Так какую роль в жизни человека играет мировоззрение? На этот вопрос можно найти бесчисленное количество ответов. Однако одно из наиболее популярных и известных сегодня определений звучит следующим образом: «Мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в нем, о возможностях и способах превращения возможностей в действительность».

Эта трактовка предполагает подход к каждой отдельной ситуации индивидуально в зависимости от конкретной ситуации, создающей тот или иной фон для действий. Все люди по-разному относятся к своим возможностям и превращают их в действительность, имеют различные совокупные представления о том, что есть хорошо, а что есть плохо. В философии эти понятия получили название «О сущем и о должном»: то, что есть, и то, что должно быть на самом деле.

История учения в древнем мире

Впервые подобного рода мысли появились у философов, которые жили в обществах с процветающим рабовладельческим строем. В Индии, Греции и Китае за много веков до нашей эры родились идеи о познаваемости мира материального, о том, что он существует независимо от людей и их сознания. Это характерно для Лао Цзы, Ван Чуна, Гераклита, Демокрита, Эпикура, Эмпедокла, Анаксагора и других. Многие материалисты древности были предшественниками такого направления, как диалектический материализм, который развил Карл Маркс через много столетий. Представители древнего материализма пытались найти общее первозданное начало всего происходящего и существующего во всем природном многообразии. В то же время была сформирована гипотеза атомистического строения материи. Большинство философов того времени не проводили различия между психическим и физическим. Также развитие диалектических и материалистических взглядов сочеталось с сильным влиянием мифологии.

Литература

на русском языке
  • Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965. — 260 с.
  • Гулыга А. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962.
  • Деборин А. М. Очерки по истории материализма XVII—XVIII вв. М.-Л., 1930. — 300 с.
  • История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Т. 1 — 4. — М.
  • История философии в кратком изложении. М., 1991. (Перевод с чеш.)
  • Материализм / Кедров Б. М. //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Кессиди Ф. Х. Гераклит и диалектический материализм // Философия и общество. 2009. № 4. С. 64—73.
  • Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Л., 1975.
  • Лан­ге Ф. А. Ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма и кри­ти­ка его зна­че­ния в на­стоя­щее вре­мя: ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма до Кан­та. 3-е изд. М., 2009.
  • Лан­ге Ф. А. Ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма и кри­ти­ка его зна­че­ния в на­стоя­щее вре­мя: ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма по­сле Кан­та. 3-е изд. М., 2010.
  • Левин Г. Д. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Максимов А. А. Очерки по истории борьбы за материализм в русском естествознании. М., 1947.
  • Нагата Х. История японского материализма. М. Мысль. 1990. 333 с. ISBN 5-244-00382-8
  • Радлов Э. Л. Материализм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Радуль-Затуловский Я. Б. Из истории материалистических идей в Японии. М., 1972. — 290 с.
  • Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. Любое изд.
  • Реале Дж., Антисери Д. (англ.)русск. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 1 — 4. — СПб.
  • Тимошенко В. Е. Материализм Демокрита. М., 1959. — 96 с.
  • Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII века. М., 1971.
  • Хиншун Я. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984. — 181 с.
  • Gupta, Uma. Materialism in the Vedas. New Delhi, 1987. — ISBN 81-7054-038-0
на других языках
  • Bloch E. Das Materialismusproblem, seine Geschichte und Substanz. Fr./M., 1972;
  • Contemporary Materialism: A Reader. / Eds. Moser P. K., J. D. Trout (англ.)русск.. New York: Routledge, 1995.
  • Materialism and the mind-body problems / Ed. D. Rosenthal. 2nd ed. Indianapolis, 2000;
  • Vitz­thum R. C. Materialism: an affirmative history and definition. Amhert, New York: Prometheus Books, 1995.

Материализм.говорит о том, что материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром.


Материя существует на различных уровнях сложности. Самой сложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, который порождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь ее нельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. )

С точки зрения материализма материя бесконечна не только в пространстве и времени, но также — в своих свойствах или качествах, а значит бесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда.

Выдающимися представителями материализма были французские философы XVIII века Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, а также немецкий философ XIX века Людвиг Фейербах, который утверждал, что основным предметом философии должна быть природа и человек как самое совершенное ее создание. Материализм также представлен идеями Карла Маркса и Фридриха Энгельса – немецких философов XIX века, рассматривавших материю как единственную реальность – бесконечную во времени и пространстве, существующую в безграничном количестве форм и видов, проявлений и состояний, способную к самоэволюции или саморазвитию.

Что делать с неидеальностью?

Психологи говорят, что самое трудное – не находить ежедневно силы для перемен или принимать мудрые решения. Самое тяжелое – отказаться от звания Супермена и тем самым признать свое несовершенство.

Согласиться со своим несовершенством страшно. Признать свою неидеальную внешность, отношения, поступки все равно, что расписаться в собственной ущербности. Особенно на фоне множества курсов, семинаров, книг с обещанием показать путь к совершенству.

Процесс принятия своей неидеальности представляется многим стратегической многоходовкой, сродни самообману. Но чем тратить энергию на переживания, лучше поработать над своими мыслями.

1. Научиться управлять внутренним критиком.

Внутренний критик, как водится, родом из детства. В раннем возрасте ребенок воспринимает себя так, как говорят о нем взрослые. Чем чаще он слышит «ты ничего не умеешь сделать, как следует» или «у тебя руки-крюки», тем больше привыкает к критике. Когда он вырастает, критик продолжает «жить» в его голове и разговаривать голосом мамы, папы, первой учительницы, друга или навязчивым голосом рекламы.

Поэтому первым шагом будет знакомство со своим внутренним критиком. Подумайте, чьим голосом он с вами разговаривает. Расспросите, откуда он взялся. Как только вы это поймете, то научитесь различать: он действительно советует или просто бубнит в свое удовольствие.

Второй шаг поможет осознать его пользу. Благодаря критике мы не просто устанавливаем себе высокую планку, но наращиваем себе «нравственные мускулы». Как заботливый наставник критик подсказывает, какие знания нужно подтянуть, а от чего лучше отказаться.

Третий шаг поможет сохранить нужную дистанцию. Не стоит полагать, что внутренний критик всегда говорит правду. Его можно слушаться, но не передавать все полномочия. Как только замечания ослабляют вашу уверенность в себе, отключите их и продолжайте путь самостоятельно.

2. Справиться с синдромом самозванца.

Синдром самозванца – это знакомое многим отсутствие самоуважения. Это недоверие к своему таланту, интеллекту, решениям. Это страх, что появится кто-то идеальный и разоблачит нашу некомпетентность. Хуже всего то, что синдром работает, даже если полно доказательств обратного.

В этой ситуации решений несколько:

  • Относитесь к себе хорошо. Ставьте в приоритет свое здоровье, благополучие, душевное равновесие. Смейтесь над собой с мягкой иронией. Усмирите перфекционизм. Разрешите себе похвастаться своими достижениями.
  • Найдите единомышленников. Ищите друзей, наставников, группу поддержки. Делитесь своими идеями и принимайте конструктивную обратную связь.
  • Притворяйтесь, пока не получится. Исследования показали, что если вы считаете себя талантливым, другие будут думать так же. Обманывайте себя до тех пор, пока не поверите в свой талант, найдете творческую мотивацию. Потом не нужно будет притворяться. Ведь вы станете тем, кем хотели.

3. Усмирить нездоровый перфекционизм.

Исследования показывают, что нынешнее поколение подвержено перфекционизму больше, чем предыдущие. Нас подгоняет навязанная реклама, идеальная картинка в соцсетях, необходимость создать безупречную семью и воспитать образцовых детей. У здорового перфекционизма есть хорошая сторона – амбициозность, желание совершенствоваться. Но многие люди просто «повернуты» на поисках лучшего.

Как избавиться от навязчивой необходимости сделать все идеально? Если любая ошибка приводит вас в ужас, попробуйте сделать следующее:

  • Поймите, что идеал всего лишь иллюзия. Человеческий мозг считается самым совершенным среди всех живущих на планете. Но он развивается только во время учебы. Это значит, что нельзя отказываться от саморазвития. Просто следует направить энергию на то, что в наших силах: читать, слушать хорошую музыку, учить языки.
  • Научитесь ошибаться с пользой. Самый большой вред, который могут принести ошибки – страх их совершить. Страх сковывает сознание и тело. Мы ведем себя неестественно, снова ошибаемся и прекращаем новые попытки. Но каждая ошибка увеличивает мастерство, добавляет уверенности и спокойствия. Так что нет ошибок, нет развития.
  • Сосредоточьтесь на процессе. Идеалы устойчивы. Когда они рушатся, мы чувствуем боль, а в жизни случается затяжной кризис. Если думать только о конечной цели, мотивация истощается. Поэтому лучше разбить большую цель на микрорешения и внедрять их постепенно. Но главное – хвалить себя после каждой победы.

Что такое идеал?

Идеал — это труднодостижимый или вовсе недостижимый образец совершенства, высокая мечта или образ, к которому человек стремится в поведении и внешности. Идеальность – необязательно цель. Это, скорее, критерий сравнения, который помогает нам сравнивать ожидания с действительностью и корректировать вектор действия. А способность идеализировать – мотиватор к достижению цели, возможность меньше зависеть от внешних стимулов. Так что идеалы нам необходимы, они наполняют нашу жизнь смыслом.


Считается, что стремление к недосягаемому совершенству заложено в основе человеческой природы. Но есть люди, которые устанавливают завышенные стандарты, ищут пути совершенствования для себя и других. Это идеалисты. Если они увлекаются идеей, то перестают замечать все вокруг и посвящают жизнь поиску идеала. Идеалистов с чертами высокой чувствительности и низкой терпимости называют мечтателями. Тех, кто в поиске идеала слепо следует своим убеждениям, называют фанатиками.

Понятие идеала применимо к конкретным или абстрактным предметам, константным или переменным понятиям. Есть представление об идеальной внешности, нравственности, красоте, произведении искусства, жизни, любви. Это может быть совершенство в отношениях между людьми; иногда это образец, воплотивший наиболее ценные и привлекательные качества, черты, способности; это совокупность норм поведения или критерий разделения добра и зла.

Кто такой реалист?

Реалист – это человек, который объективно оценивает происходящие события. Ему свойственен прагматизм, здравомыслие, расчетливость. Он вряд ли получит славу фантазера и выдумщика. При этом не стоит думать, что реалист не может быть оптимистом. Просто, для такого типа мышления ему необходимо больше аргументов, чем идеалисту.

Реалисты, как правило, избегают фантазий и субъективности. Они придерживаются принципов объективного восприятия мира. При этом стоит учитывать, что бывают несколько видов реализма, которые могут заметно отличаться друг от друга. Об этой классификации поговорим далее.

Пройти тест на тип восприятия

Виды реалистов

Реалист может быть склонен к оптимизму или пессимизму. По сути, это и есть основной классификацией данного типа личности. Люди – не роботы, потому любую ситуацию оценивают сквозь призму своего опыта и мировоззрения. Даже самый законченный реалист видит мир, каким он хочет его видеть. Здесь уместно провести параллель с мухой и пчелой

Обе не склонны фантазировать, просто первая обращает внимание на помойки, а вторая на цветочные поляны. При этом идеалистами их не назовешь

Цель у каждой более чем прагматичная – еда и выживание.

В зависимости от воспитания и жизненного опыта реалисты могут несколько «сгущать краски», либо их «разбавлять» своей уверенностью в успехе. От этого они не становятся идеалистами. Просто реально оценивают свои возможности, пытаются спрогнозировать возможный исход предстоящих событий. Либо просто трактуют сложившуюся ситуацию, исходя из личных убеждений. Например, от мужчины ушла жена к другому. Один скажет, что повезло ее новому избраннику. Другой выскажет мнение, что это везение для бывшего. По сути оба реалисты, просто по-разному истолковали событие.

Философами создана более сложная классификация реализма, которая относится скорее к сфере познания, чем психологии:

  • Наивный – опирающийся на логику и здравый смысл;
  • Научный – изучает объективную истину, не отрицая субъективную роль исследователя в создании теорий;
  • Критический – допускает ошибочность представлений об окружающем мире.

Хоть это разделение больше касается науки, чем бытовой сферы, параллели можно провести и с поведением простых людей. Одни реалисты абсолютизируют свои познания и опыт. Другие – допускают возможности ошибочного восприятия. Третьи – вообще скептически относятся ко всему происходящему. При этом их достаточно легко определить среди собеседников.

Идеализм как философское направление

Философия всегда была нацелена на постижение окружающей действительности во всей полноте ее смысла и содержания. Она всегда стремилась к пониманию внутренней взаимосвязи и единства между всеми частями мира. Ей свойственны размышления о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования.

Философы задавались вопросами о первопричине существования мира на протяжении многих веков. По качеству признаваемых первоначал в философии выделяются два основных направления — идеализм и материализм. Это противоречащие друг другу философские концепции. Все, что утверждает идеализм, отрицается материализмом, и наоборот.

В чем различие взглядов идеалистов и материалистов? Первые объявляют первопричиной мира сознание. Они исходят из первичности духовной, мыслительной, психической сферы жизни и вторичности сферы материальной, природной, физической. Вторые, наоборот, в качестве первопричины мира видят материю.

Реалист это

Люди привыкли разделять друг друга на оптимистов и пессимистов. Поэтому не все догадываются, кто такой реалист. Существует несколько определений, например, психологическое, философское и другие. Простое здравомыслие, субъективность мнения и ряд прочих положительных и отрицательных качеств определяют данное явление.

Обратите внимание! Часто реализм сопоставляют с идеализмом, задаваясь вопросом, какая из этих характеристик человека лучше. Однако нельзя сравнивать те или иные черты характера, поскольку они делают личность из индивида

В любом случае человек имеет свои достоинства и недостатки, несмотря на то, какими качествами он обладает


Однако нельзя сравнивать те или иные черты характера, поскольку они делают личность из индивида. В любом случае человек имеет свои достоинства и недостатки, несмотря на то, какими качествами он обладает.

Философия о реализме

Определение реализма в философии не имеет четких границ:

  • По направлению схоластики данным термином обозначают реально существующие понятия: человек, дерево, дом.
  • Реализм противопоставляют мистицизму (эмоциональное мироощущение).
  • Английская философия придает этому значению определенность, считая, что реалистические понятия являются истиной, остальное – ложная метафизика.
  • Философия XX века определяет данный термин как соответствие теорий фактам.

Европейцы придавали реализму оценочный характер, означающий «хорошо», хотя оценка варьировалась в зависимости от мнения оценивающего человека. Кроме того, «реализмом» описывались неевропейские философские концепции, но с европейской точки зрения.

Трактовка в психологии

В психологии тому, что значит реалист, отведено немало информации. Термин имеет четкое определение, которое гласит, что реалист – это человек, оценивающий происходящие вокруг события и явления субъективно, т. е. включая личное мнение, отношение. Считается, что человек, у которого преобладает реализм, как черта характера, лучше ориентируется в жизненных ситуациях. Такие люди не занимаются самообманом, не питают иллюзий, они точны в суждениях.

Обратите внимание! Реализм имеет более или менее четкие границы характера. Не обязательно, чтобы человек, склонный к реализму, был суровым и беспристрастным

Есть те, кто опираются на факты и логику. Бывают и такие представители, которым свойственен скептицизм.

Имеется тонкая грань со скептицизмом

История учения в Средние века и в эпоху Возрождения

Средневековый материализм – это номинализм, то есть учение о «конечной природе бога». К этим же идеям относятся и так называемые ранние пантеитстические ереси. В эпоху Ренессанса материалистическое учение было облечено в форму гилозоизма и пантеизма, что говорит о следовании античным взглядам. Свое развитие данный взгляд получил уже только ближе в концу XVII века благодаря Бэкону, Галилею, Гоббсу, Гассенди, Спинозе и Локку. Ренессансный материализм – это взгляды, основа которых базируется на зарождающемся капитализме, росте науки, техники и производства. Материалисты выступали как идеологии прогрессивной буржуазии, вели борьбу со схоластикой, авторитетом церкви, обращаясь к опыту как к учителю и природе как к философскому объекту.

Причинно-следственная связь: живое — из живого, разумное — из разумного

     Знаменитый ученый В.И.Вернадский, занимаясь поиском зарождения жизни на Земле в определенную геологическую эпоху, утверждал, что нет ни одного факта, указывающего на то, что жизнь зародилась в какое-то особое время, напротив, говорил он, все факты свидетельствуют, что живое вещество было всегда. Он извлек из небытия принцип Реди, сформулированный еще в ХVII столетии: «Omne vivum e vivo» (всё живое из живого). Вернадский отрицал самопроизвольное зарождение жизни (абиогенез). Он говорил, что с геохимической и геологической точек зрения вопрос стоит не о синтезе отдельного организма, а о возникновении биосферы, как некого единого целого. Жизненная среда (биосфера), говорил он, создалась на нашей планете еще в догеологический период. Причем создался сразу целый монолит, а не отдельный вид живых организмов, поэтому необходимо предположить одновременное создание ряда организмов разной геохимической функции, тесно взаимосвязанных между собой. Это непрерывное единство живого вещества в окружающей нас среде существует с самого начала образования планеты.

А знаменитый биолог Н. В. Тимофеев-Ресовский как-то заметил «мы все такие материалисты, что нас всех безумно волнует, как возникла жизнь. При этом нас почти не волнует, как возникла материя. Тут все просто. Материя вечна, она всегда была, и не нужно никаких вопросов. Всегда была! А вот жизнь, видите ли, обязательно должна возникнуть. А может быть, она тоже всегда была. И не надо вопросов, просто всегда была, и все».

Следуя логике причинно-следственных связей, можно также утверждать, что живое может возникнуть только из живого. Это означает, что такое качество материи, как витальность, существовало всегда, и если мы не отмечаем его у косной материи, то это совсем не значит, что жизни там нет. Может быть, она способна проявляться только при определенных количествах, меньше которых мы материю воспринимаем как неживую. Но то же самое можно сказать и о разумности. Опять же в соответствии с логикой причинно-следственных связей – разумное может возникнуть только из разумного.

Исходя из вышеперечисленных предпосылок, можно положить, что витальная и разумная компоненты или составляющие нашего мира существовали всегда, точно так же как мы полагаем, что материя существовала вечно. Поэтому в исходную первоматерию необходимо ввести витальную (живую) и разумную компоненту в виде U и S-признаков, исходя из того, что причинно-следственные связи показывают, что мертвое вещество не может породить живое, так же как неразумная материя не может породить разумную.

Изучая природу времени, Козырев обращал особое внимание причинно-следственным связям, которые обусловлены ходом времени. Поэтому теперь мы можем говорить о трех типах хронооболочек, каждая из которых обладает своим признаком: S-признак – разумность, U-признак – витальность, D-признак – субстанциональность. 

Образование трех типов хронооболочек можно представить в виде трех цветов, где каждому цвету соответствует свой тип, а можно представить их и в виде частных производных, образующихся при дифференциации. Хотя эти частные производные тоже являются всего лишь иллюстрацией происходящих процессов. Но они более полно отображают смысл образующихся объектов, чем цветовой вариант.

Если говорить о хронооболочках  нашей планеты, то можно считать, что в процессе эволюции (интеграции) в хронооболочке  D-типа формировалось физическое тело планеты, в хронооболочке U- типа создавалась биосфера Земли, а в хронооболочке S–типа – была создана ноосфера планеты. Рассматривая эволюцию Земли, можно с полной уверенностью сказать, что зарождение жизни, также как и зарождение разума в том виде, в каком мы их сейчас наблюдаем, совершенно не случайно. Они были предопределены всем ходом эволюции.


С этим читают