Содержание
Ритмическое строение
Вирши изначально составлялись в тонической системе стихосложения, о чем свидетельствуют их формальные признаки:
- свободное число безударных слогов;
- произвольное расположение ударений;
- наличие смежной рифмы;
Такое дисметричное строение стиха близко к форме рифмованной прозы. Под воздействием польской системы стихосложения в XVII веке вирши получили силлабическое строение, при котором стих разделяется на ритмические единицы, равные по количеству слогов, и содержит цезуру. При чем русские вирши основаны не только на женской рифме, характерной для польского стиха, но и на мужских, дактилических рифмах, что указывает на самостоятельное развитие этой формы в русской поэзии.
Ранние украинские вирши
К самым ранним из дошедших до нас относятся: вирши на герб князя Острожского, написанные Герасимом Смотрицким, его же «Предисловие к читателям Острожской библии» (1581), «Хронология» Андрея Римши (1581), его же стихи в «Сборнике» братьев Мамоничей (1585), в Литовском статуте (1586) и в «Апостоле» тех же Мамоничей (1591), затем «Лямент дому княжат Острожских» (1603) и другие.
Литературная форма виршей возникла сначала под влиянием правил греческой метрики, — сюда относятся своеобразные попытки изданной во Львове в 1591 году грамматики «Адельфотес», а также «Грамматики» Лаврентия Зизания (1596) и Мелетия Смотрицкого (1619) (см. Метрическое стихосложение); затем, под влиянием польского силлабического стиха, вирши приняли силлабический характер.
Как стихи вирши характеризуются, с одной стороны, обязательным наличием рифмы, а с другой — значительной свободой ритма, и свободой в числе слогов и в расположении ударений напоминают украинские думы, возникшие под их несомненным и непосредственным влиянием, что отчасти сближает их с рифмованной прозой.
Соизмеримость стиховых единиц виршей осуществлялась путём выравнивания их по константам — конечным ударениям; совпадая в правой своей константной части, вирши выравнивают различие в силлабическом и тоническом строении своей левой части.
Литература
- Вирши // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 126 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
- Вирши // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 47—48. — 509 с. — 300 000 экз.
- Житецкий. Мысли о народных южно-русских думах. СПб. 1893.
- Перетц В. Н. Малорусские думы и песни. 1899.
- Его же. Историко-литературные исследования и материалы. тт. I—III 1900—1902.
- Ефремов С. Історія украінського письменства, Розділ III (здесь же обширная библиография вопроса).
- Грушевский. Історія украінської літератури. т. V.
- О русских виршах:
- Попов Н. И. К вопросу о первоначальном появлении виршей в северо-русской письменности. «Известия отделения русского языка и слов. Российская академия наук», СПб., 1917, т. XXII, кн. 2.
- Виршевая поэзия (первая половина XVII века) / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В.К. Былинина, А.А. Илюшина. — М.: Сов. Россия, 1989. — 480 с. — ISBN 5-268-00568-5
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
Стихи и проза авторов портала
Название стихотворения | Автор | Тема |
---|---|---|
камертон | ||
Александра Полякова | ||
Смирнов Николя | ||
Михаил Вечера | ||
Федчук Евгений | ||
Федчук Евгений | ||
Федчук Евгений | ||
Любина Наталья | ||
Жижа Череповский | ||
Стельмах Ольга | ||
Юрий Лидес | ||
Бондаренко Николай | ||
Виктор Харламов | ||
Литвинов Юрий | ||
Волчанова Елена | ||
Тетяна Іванова Юртина | ||
Константинополь | ||
Яков Каплун | ||
Дмитрий Шнайдер | ||
Константинополь | ||
Шон Маклех | ||
Аарон | ||
Смирнов Николя | ||
Серж Тютюнник | ||
Любина Наталья | ||
Таня Ванина | ||
Юрий Лидес | ||
Воронцов | ||
Татьяна Кострица Мереуца | ||
Важлива подія | ||
Александр Богун | ||
Александр Богун | ||
Александр Ноцкий | ||
Анатолий Уминский | ||
Аразова Марина | ||
Подоляночка | ||
Владислав Красса | ||
Владислав Красса | ||
Владислав Красса | ||
Аарон | ||
Вики | ||
Александр Ветров | ||
Вики | ||
Александр Ветров | ||
Александр Ноцкий | ||
Виктор Чиянов | ||
Александр Ветров | ||
Воронин Николай | ||
Люся Лагутина | ||
Анна Сагармат |
Силлабическая поэзия на Украине
Позднее в этом стихе развивается постоянная цезура, колебания в числе слогов значительно сокращаются, расположение ударений сводится к небольшому числу тонических конфигураций (что и определяет силлабическую урегулированность), и постепенно он переходит в обычный силлабический стих.
Аналогичным образом протекало и розвитие польского силлабического стиха, только ко времени Кохановского (1530—1584) достигшего характерной для него равносложности.
Носителями виршевой поэзии являлись преимущественно учителя и ученики духовных школ и разного рода духовные лица, избиравшие темами виршей обычно религиозные события. Многие из этих виршей были собраны позднее в «Богогласнике», изданном в Почаевской лавре (1790). Позднее, наряду с духовными, развились и светские вирши, имевшие характер бытовой или сатирический; были вирши и характера исторического (например вирши о Богдане Хмельницком, «Разговор Великороссии с Малороссией» С. Дивовича и ряд других).
Будучи чисто книжного происхождения (хотя и испытывая влияние народной словесности), вирши в своё время однако сыграли значительную культурную роль. Во многих случаях они были непосредственно связаны с чисто народной литературой; так ряд исторических виршей перешёл в народные «думы» (например вирши о Богдане Хмельницком); многие вирши перешли в народную «лирную» поэзию; сюда же относится развитие многих праздничных песен («вірші різдвяні й великодні») и тому подобное. Несомненно также известное влияние виршей на первые произведения новой украинской литературы — «Энеиду» Котляревского.
Русские вирши
В русской литературе возникновение виршей связывалось обыкновенно с именем Симеона Полоцкого (1629—1680), однако вирши встречаются и в более раннем периоде, что позволяет отодвинуть появление их в России к самому началу XVII века; уже в повести 1606 года, известной под названием «Иное сказание», встречается ряд отрывков, по построению восходящих к типу виршей; находятся такие же отрывки и в других повестях того времени у авторов, вышедших из состава братии Сергиевской лавры (связанной с Украиной), опиравшихся в своих опытах не только на украинские вирши, но и на народную поэзию, в которой (за вычетом элемента музыкальности, как раз в это время снижавшегося среди образованных слоёв населения (см. Стихосложение народное)) налицо были и силлабическая свобода, и тоническая неурегулированность, и выравнивание по константам, и спорадически возникавшая рифма, и т. п.
С этой точки зрения влияние польского и украинского стиха представляется только сопутствующим моментом в образовании русских виршей, возникавших в связи с общим движением, начавшимся в XVII века (которое ещё Пыпин характеризовал как «эпоху поисков новых форм», в частности поэтических), вызванным значительными культурно-экономическими сдвигами этого периода.
Испытав в своём возникновении воздействие народной поэзии, вирши позднее, в свою очередь, оказывали на неё влияние, вирши несомненно воздействовали на строение раёшника, а также на такие, например, произведения, написанные стихом тонического типа, как «Роман в стихах» (изданного Сиповским в его «Русских повестях XVII—XVIII веков»), «История о царе Давиде» (напечатанная в «Памятниках русской драматической литературы эпохи Петра Великого» академиком Перетца, 1903) и др.
Помимо Симеона Полоцкого, среди русских поэтов-виршеписцев стоит назвать таких поэтов как Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков, а также, позднее, уже в XVIII веке, Антиох Кантемир, создававших различные произведения в жанре силлабической поэзии.
Во второй половине XX века в научный оборот были введены неизвестные и малоизвестные тексты, воссоздающие картину первоначального этапа в истории русской письменной поэзии. Благодаря изданию антологии «Виршевая поэзия (первая половина XVII века)» широкий читатель смог познакомиться с творчеством Антония Подольского, Авраамия Палицына, Семена Шаховского, Михаила Татищева и других (в том числе анонимных) авторов, а также представителей «Приказной школы стихотворства».
С этим читают
- Какие существуют системы стихосложения?
- Стихотворный размер
- День памяти князя александра невского: кто это и почему так важно правильно отметить праздник
- Душа молчит. в холодном небе
- Что такое строфа в стихотворении?
- Образ александра невского в русской литературе. «повесть о житии александра невского»
- Ритм. рифма
- Александр македонский
- Серебряный век. акмеизм
- Стихи 18 век