Основные особенности философии нового времени

Взгляды и идеи в древности и в Средние века

Наиболее раннее высказывание в философии на тему времени принадлежит древнеегипетскому мыслителю Птаххотепу (ок. 2650—2600 до н. э.). Он писал: «Не умаляй времени следования желаниям, ибо растрачивание времени впустую противно духу.»


В текстах «Вед», наиболее ранних текстах индуизма (ок. XVI века до н. э. и позднее), описывается индуистская космология, в которой вселенная переживает повторяющиеся циклы создания, разрушения и возрождения, каждый цикл длится 4 320 000 лет. Во вступлении к первой книге «Махабхараты» Санджая говорит: «Бытие и небытие, счастье и несчастье — все это имеет свой корень во времени. Время приводит к зрелости существа, время их же уничтожает. Время вновь успокаивает время, сожигающее существа. Именно время изменяет в мире все благоприятные и неблагоприятные чувства и мысли. Время уничтожает все существа и создает их вновь. Время проходит неудержимо одинаково для всех существ.»

В Книге Екклесиаста говорится: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.»

Античные философы, такие как Парменид Элейский и Гераклит Эфесский, писали трактаты о природе времени.

В Средние века концепции времени и пространства развивал Блаженный Августин.

Капак Райми, начало года у инков, согласно Гуаману Поме де Айяла.

Понятие единого «пространства-времени» у инков

Для инков время совмещалось с пространством, как это выражается уже в самом слове кечуа pacha, что значит время и пространство одновременно, что предвосхитило появление концепции единого пространственно-временного континуума в теории относительности. Эта синонимия между временем и пространством обозначает, что первое показывалось конкретно и проецировалось на географическое пространство. Время Пача делилось на: настоящее — пача, и прошлое-будущее — ньавпа-пача. И оно показывается идущим по кругу:

  • как назад, это обозначает термин ñawpa pacha — прошлое время,
  • так и вперед, ведь это же слово значит будущее время и пространство впереди.

По представлениям жителей Перу в XVI веке, пространство-время бесконечно, поскольку на вопросы историка Сьеса де Леона к индейцам: «постигли ли они, что Мир должен закончиться», они смеялись в ответ.

Идеи Французского материализма

Значительный вклад в становление философии 18 века внесли ученые-материалисты. Они первыми начали в открытую утверждать о том, что Бога не существует. Так появилось течение атеизм. В основе всего, что есть во Вселенной, находится постоянно движущаяся материя. Природа дает жизнь всему.

Источник любого знания— это ощущения, которые появляются после воздействия на органы чувств предметов материального мира. Главным органом чувств является – человеческий мозг. Он решает, как реагировать на воздействия извне.

Представители «Просвещения» не признавали концепцию о том, что изначально любой человек — грешник. Они считали, что не только физические, но и моральные качества формируются на протяжении всей жизни, в результате воспитания.

Философы эпохи «Просвещения» говорили о возможности создания глубоко нравственного общества, членами которого будут являться лишь атеисты. Современные ученые были шокированы такой теорией. И не все были готовы согласиться с ней. Когда Гольбах и Гельвеций выпустили труды, где раскрыли несостоятельность религиозных устоев, эти работы сожгли по решению Парламента Парижа.

Свойства времени

Свойства разнообразны. Но их легко получится свести к следующим понятиям:

  • Вечность;
  • Длительность;
  • Необратимость;
  • Упорядоченность;
  • Непрерывность;
  • Специфичность проявления.

Вечность. Никто не знает, когда произошел мир. О том, было ли начало устали спорить гениальные умы. Поэтому проблема «начала» остается нерешенной. Существует теория «Большого взрыва», последствием которого стало возникновение Вселенной. Взято за основу, что мир всегда был, есть, будет, то есть констатируется вечность бытия.

Длительность. Она характеризуется продолжительностью бытия, сроком бытия от его начала до конца. Длительность воспринимается, как событийный процесс, определяющий собственную жизнь человека. Ее отражает мгновение, но оно же является ее антиподом. Длительность — универсальное свойство времени, которое можно измерить часами. Суть измерения заключается в сравнении разных длин.

Необратимость. Это не универсальное свойство отражает цикличность, которую удобно рассмотреть на примере «Колеса фортуны» — когда удача сменяется неудачей, а судьба требует терпеливости.

Упорядоченность. Упорядоченность характеризуется полярностью, которая гласит, что прямое и обратное направления не совпадают, потому что стрела часов имеет четкий курс на будущее, но не обратно.


Непрерывность. Парадоксальное качество, подразумевающее, что стрела времени способна хотя бы на мгновение находиться в покое. Миф был развеян Аристотелем: «существует момент бытия, не его остановка», а из этого следует вывод, что парадокса нет.

Специфичность. Свойство характеризуется качеством, количеством. Качество времени отражает состояние объекта, его изменения. Количество является отношением определенного момента (события) к общему.

Определение времени с помощью наблюдений за вращением Земли.

В результате вращения Земли вокруг оси происходит кажущееся движение звезд с востока на запад. В современных методах определения точного времени используются астрономические наблюдения, заключающиеся в регистрации моментов прохождения звезд через небесный меридиан, положение которого строго определено по отношению к астрономической станции. Для этих целей обычно использовался т.н. «малый пассажный инструмент» – телескоп, смонтированный таким образом, что его горизонтальная ось ориентирована по широте (с востока на запад). Труба телескопа может быть направлена в любую точку небесного меридиана. Для наблюдения прохождения звезды через меридиан в фокальной плоскости телескопа помещается крестообразная тонкая нить. Время прохождения звезды фиксируется с помощью хронографа (устройства, регистрирующего одновременно сигналы точного времени и импульсы, возникающие внутри самого телескопа). Таким образом определяется точное время прохождения каждой звезды через данный меридиан.

Значительно бóльшую точность измерения времени вращения Земли дает использование фотографической зенитной трубы (ФЗТ). ФЗТ представляет собой телескоп с фокусным расстоянием 4,6 м и входным отверстием диаметром 20 см, обращенным прямо в зенит. Небольшая фотографическая пластинка размещается под линзой на расстоянии ок. 1,3 см. Еще ниже, на расстоянии, равном половине фокусного, расположена ванна с ртутью (ртутный горизонт); ртуть отражает свет звезд, фокусирующийся на фотопластинке. И линза, и фотопластинка могут поворачиваться как единый блок на 180° вокруг вертикальной оси. При фотографировании звезды делается четыре 20-секундных экспозиции при различных положениях линзы. Пластинка перемещается с помощью механического привода таким образом, чтобы компенсировать видимое суточное движение звезды, удерживая ее в поле зрения. При движении каретки с фотокассетой автоматически регистрируются моменты прохождения ее через определенную точку (например, путем замыкания контакта часов). Отснятая фотопластинка проявляется, и полученное на ней изображение измеряется. Данные измерений сопоставляются с показаниями хронографа, что дает возможность установить точное время прохождения звезды через небесный меридиан.

В другом инструменте для определения звездного времени – призменной астролябии (не следует путать этот прибор со средневековым угломерным инструментом того же названия), 60-градусная (равносторонняя) призма и ртутный горизонт помещаются перед линзой телескопа. В призменной астролябии получаются два изображения наблюдаемой звезды, которые совпадают в момент, когда звезда находится на высоте 60° над горизонтом. При этом автоматически регистрируется показание часов.

Во всех этих инструментах используется один и тот же принцип – для звезды, координаты которой известны, определяется время (звездное или среднее) прохождения через определенную линию, например небесный меридиан. При наблюдениях специальными часами фиксируется время прохождения. Разность между вычисленным временем и показаниями часов дает поправку. Величина поправки показывает, сколько минут или секунд нужно прибавить к показаниям часов, чтобы получить точное время. Например, если расчетное время 3 ч 15 мин 26,785 с, а на часах 3 ч 15 мин 26,773 с, то часы отстают на 0,012 с и поправка составляет 0,012 с.

Обычно за ночь проводится наблюдение за 10–20 звездами, и по ним вычисляется средняя поправка. Последовательная серия поправок позволяет определить точность хода часов. При помощи таких инструментов, как ФЗТ и астролябия, за одну ночь устанавливается время с точностью ок. 0,006 с.

Все эти инструменты предназначены для определения звездного времени, по которому устанавливается среднее солнечное время, а последнее переводится в поясное время.

Время в философии

Однажды меня, можно сказать, осенило, когда я вдруг понял, что за любые приобретения материального мира приходится платить ни чем иным, как временем своей собственной жизни. В качестве примера позволю себе продемонстрировать короткий математический расчет.

Представим, что я получаю зарплату («чистыми») 20 тыс. рублей в месяц. Тогда стоимость 1 минуты моей жизни в этот месяц составит: 20 000 / (30*24*60) = 20 000 /43 200 = 0,46 (руб./ мин).

Предположим, что я увлекаюсь курением, и на это занятие у меня уходит по одной пачке сигарет в день по средней цене 150 руб. за пачку. Тогда получается, что за одну пачку сигарет я расплачиваюсь временем собственной жизни в размере: 150 / 0,46 = 326 (минут) или 5,43 часа.

Подумать только, каждый день я трачу 5 часов своей жизни только всего лишь на одну пачку сигарет. И это без учета вреда для организма. Возможно ли после этого назвать меня умным человеком?

Несмотря на то, что для многих людей слова мудрый и умный являются практически синонимами, различие между этими понятиями, на самом деле, весьма велико, по крайней мере, лично для меня. В то время как умный человек найдет выход из любой трудной ситуации, мудрый в нее просто не попадет.


Казалось бы, какая связь мудрости с понятием времени и искусством управления им? Оказывается, самая непосредственная, ибо состоит она в практическом использовании философской категории времени для удовлетворения своих жизненных нужд и потребностей.

Если принять во внимание, что философия в некотором приближении представляет собой мировоззрение или систему взглядов человека, определяющих его место в мире, то можно предположить, что в этой системе должно найтись место и для понятия времени. Если очень коротко, то время в философии может быть представлено как скорость и форма протекания или изменения любых физических объектов и явлений между начальной и конечной точками их существования

Если очень коротко, то время в философии может быть представлено как скорость и форма протекания или изменения любых физических объектов и явлений между начальной и конечной точками их существования.

Если на дату своего рождения и ухода из жизни мы не можем существенно или вообще никак повлиять, то на любые временные точки, находящиеся между ними, мы оказываем самое непосредственное воздействие. Ведь только от нашего выбора зависит, какое именно событие может произойти в ту или иную минуту нашей жизни.

По большому счету, за все, что нас окружает в этом мире, мы рассчитываемся временем своей собственной жизни. А ведь каждому из нас, вне зависимости от нашей политической, экономической, национальной (или какой-либо еще) принадлежности отпущено приблизительно равное время.

Успех любого предприятия зависит, в первую очередь, от правильно сформулированной задачи. Одно дело, когда я ставлю вопрос: “Почему я хочу научиться управлять своим временем?”

И совсем другое, когда я пытаюсь найти ответ на вопрос: “Зачем я хочу научиться управлять своим временем?” Почему – это причина и обоснование необходимости, а зачем – цель и результат, дающий качественное улучшение чего-либо.

В процессе рассмотрения и обоснования своей причины я убеждаюсь в том, что она состоит в моей элементарной неудовлетворенности той жизнью, которой я сейчас живу. Зато когда я пытаюсь сформулировать свою цель, то сталкиваюсь с ситуацией необходимости выбора своих жизненных приоритетов.

Поэтому мудрость состоит именно в том, чтобы научиться правильно распоряжаться временем своей жизни (как самым ограниченным и совершенно невосполнимым ресурсом) и разумно использовать свою жизненную силу в соответствии со своими приоритетными целями и желаниями.

Философия времени | Ощущение баланса

Вот и получается, если определена причина и установлена цель по управлению личным временем, то все остальное уже дело техники. Каждый раз, когда я занимаюсь чем-то маловажным или второстепенным мое внутреннее “я” вступает в диалог с моим плотским “я” и протестует против такого положения дел.

Вопрос лишь в том, как настроиться на волну этого диалога, чтобы не ошибиться со своим выбором в отношении предстоящих действий и поступков. Думаю, что многое зависит от понимания и ощущения баланса внутри себя.

Бесполезно, например, учиться ездить на велосипеде, пока не почувствуешь состояние равновесия. Как только уловил этот момент, так сразу же и поехал. На своем опыте я убедился, что способность переживать и ощущать баланс (он же равновесие) делает свободным не только наше тело, но и мышление. А мысли, как известно, материальны.

По логике дать оценку чему-либо можно только в том случае, когда акцентируешь на этом свое внимание. Только фокусировка собственного внимания по принципу “здесь и сейчас” позволяет ощутить изменения в себе самом и в окружающей обстановке

Вырисовывается очень интересная картина: когда я начинаю учиться равновесию в пространстве, а затем в чувствах, эмоциях и желаниях, то постепенно у меня вырабатывается способность ощущать течение времени. Тот, кто хоть раз просыпал на работу или опаздывал на поезд, прекрасно знает ценность каждой минуты и количество дел, которые можно совершить в эту единицу времени.

Именно в тот момент, когда направляешь силу своего внимания на значимые для себя явления и процессы, фактически приобретаешь возможность управлять течением времени внутри и вокруг этого явления или процесса. Попробую расшифровать, что именно я имею ввиду.

Когда, предположим, я рассматриваю в бинокль какой-то заинтересовавший меня объект, то фактически передаю ему силу своего внимания, благодаря чему скорость изменения характеристик этого объекта изменяется в большую или меньшую сторону, то есть время вокруг этого объекта или ускоряется или замедляется в зависимости от силы моего внимания.

Что же касается прочих объектов, не попавших в зону обзора моего бинокля, то они для меня, как наблюдателя, вроде бы как и не существуют вовсе. А раз так, то и со временем внутри и вокруг них ничего не происходит. Ведь если не существует сам объект, то и не существует скорости изменения его характеристик.

Получается, что задача овладения навыком управления временем состоит в развитии способности концентрировать свое внимание на наиболее значимом и важном для себя объекте, процессе или явлении. В дополнение ко всему следует учитывать, что каждый человек устроен таким образом, когда каждая клеточка его организма обладает удивительной способностью не только ощущать, но и помнить о течение внутреннего и внешнего времени


В дополнение ко всему следует учитывать, что каждый человек устроен таким образом, когда каждая клеточка его организма обладает удивительной способностью не только ощущать, но и помнить о течение внутреннего и внешнего времени.

Поэтому все сводится к постоянному контролю за тем, чтобы взаимодействие и совместная работа клеток нашего организма происходила максимально гармонично и сбалансированно. Если вдруг не удается возглавить этот процесс, то нужно попробовать хотя бы не мешать ему.

Достичь этого в свою очередь можно только при условии регулярных тренировок по фокусировке и концентрации своего внимания. Понятно, что на это потребуется определенное количество времени, но зато результат не заставит себя долго ждать и явно не разочарует.

Пример тому маленькие дети, которые за первые пять лет своей жизни успевают получить все необходимые знания и навыки, которые потом совершенствуют всю свою жизнь. В этот период они фактически не нуждаются в посторонней помощи, так как на собственном опыте познают окружающий мир и определяют свое место в нем.

Если же с помощью концентрации направленности собственного внимания мне удастся сбалансировать работу клеток и систем своего организма, то я автоматически войду в состояние резонанса с окружающим пространством и стану его неотъемлемой частью. Вследствие чего буду обладать его свойствами и качествами, проявлением которых и является способность управления временем.

Звездное время и солнечное время.

Для определения среднего солнечного времени астрономы используют наблюдения не самого солнечного диска, а звезд. По звездам же определяется т.н. звездное, или сидерическое (от лат. siderius – звезда или созвездие), время. С помощью математических формул по звездному времени рассчитывается среднее солнечное время.

Если воображаемую линию земной оси продлить в обе стороны, она пересечется с небесной сферой в точках т.н. полюсов мира – Северного и Южного (рис. 1). На угловом расстоянии 90° от этих точек проходит большой круг, называемый небесным экватором, который является продолжением плоскости земного экватора. Видимый путь движения Солнца называется эклиптикой. Плоскости экватора и эклиптики пересекаются под углом ок. 23,5°; точки пересечения носят название точек равноденствия. Ежегодно, примерно 20–21 марта, Солнце пересекает экватор при движении с юга на север в точке весеннего равноденствия. Эта точка почти неподвижна по отношению к звездам и используется в качестве репера для определения положения звезд в системе астрономических координат, а также звездного времени. Последнее измеряется величиной часового угла, т.е. угла между меридианом, на котором находится объект, и точкой равноденствия (отсчет производится на запад от меридиана). В пересчете на время один час соответствует 15 дуговым градусам. По отношению к наблюдателю, находящемуся на определенном меридиане, точка весеннего равноденствия ежедневно описывает на небосводе замкнутую траекторию. Промежуток времени между двумя последовательными пересечениями этого меридиана называется звездными сутками.

С точки зрения наблюдателя, находящегося на Земле, Солнце каждый день перемещается по небесной сфере с востока на запад. Угол между направлением на Солнце и небесным меридианом данной местности (измеряемый в западном направлении от меридиана) определяет «местное видимое солнечное время». Именно такое время показывают солнечные часы. Промежуток времени между двумя последовательными пересечениями Солнцем меридиана называется истинными солнечными сутками. За год (примерно 365 дней) Солнце «совершает» полный оборот по эклиптике (360°), а значит за сутки смещается по отношению к звездам и точке весеннего равноденствия почти на 1°. Вследствие этого истинные солнечные сутки длиннее звездных на 3 мин 56 с среднего солнечного времени. Поскольку видимое движение Солнца по отношению к звездам неравномерно, истинные солнечные сутки также имеют неодинаковую продолжительность. Эта неравномерность движения светила происходит вследствие эксцентриситета земной орбиты и наклона экватора к плоскости эклиптики (рис. 2).

Теория времени Митрофана Аксёнова

В конце XIX века русский философ Митрофан Аксёнов выдвинул теорию, предвосхитившую учение А. Эйнштейна и Г. Минковского о пространстве-времени. Теория, названная автором трансцендентально-кинетической теорией времени, была изложена им в четырёх трактатах, вышедших в период с 1896 по 1918 гг. По учению Аксёнова, мир протяжён не в трёх, а в четырёх измерениях, а время есть движение нашего «я» в четвёртом измерении.

Аксёнов считал абсурдным общепринятое мнение, согласно которому прошлого и будущего не существует, а настоящее представляет собой исчезающе малое, непрестанно обращающееся в ничто мгновение. Этому взгляду он противопоставил своё убеждение, согласно которому прошлое и будущее столь же реальны, сколь и настоящее. Прошлое не исчезает, а лишь проходит, по буквальному смыслу слова, мимо нас, равно как и будущее не возникает, а существует от века. Иллюзия, будто прошлого и будущего не существует, происходит оттого, что мы не можем совершать во времени, как в пространстве, произвольных движений; будь у нас такая возможность, мы бы легко убедились в своей ошибке.

Наше «я», движущееся в четвёртом измерении, Аксёнов называл «воспринимающим началом», сознанием или духом; его движение в четырёхмерном мире не является предметом нашего опыта и потому есть движение трансцендентальное. Вещи, данные нам в ощущениях, суть не реальные объекты, а лишь трёхмерные срезы, сечения или проекции подлинных четырёхмерных вещей, подобные тем теням на стене пещеры, о которых писал Платон. В подлинном, четырёхмерном мире нет ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни изменения, но всё это — иллюзии, порождённые трансцендентальным движением нашего «я». Иллюзорны также понятия действия, причинности и свободы воли, порождённые перенесением на внешние объекты внутренних свойств нашего «я». В мире царит строжайший детерминизм, обусловленный геометрическим строением четырёхмерных объектов, а само движение нашего «я» подобно движению пассажира в несущемся по рельсам никем не управляемом поезде.

В то же время, полагал философ, мы обладали свободой воли до своего рождения, и наш жизненный путь является результатом нашего трансцендентального выбора. Наше «я» сверхвременно, неуничтожимо и бессмертно, оно существовало до нашего рождения и будет существовать после нашей смерти. Оно не зависит от времени, ибо само чертит линию времени своим движением, и предположить его уничтожение — значит предположить, что рука, чертящая линию, прекращает существовать с прекращением этого черчения.

Теория четырёх измерений и блока Вселенной

Теория четырёх измерений и блока Вселенной связана с представлением о времени как о реальном измерении. Есть версия, что все объекты существуют в четырёх измерениях, а не в трёх. Четвёртое измерение — это время.

А в нём объекты тоже можно рассматривать с точки зрения их трёх размеров, то есть трёх измерений. Теория блока Вселенной представляет всю Вселенную в виде блока измерений, разделённых «прослойками» времени.

Этот блок имеет длину, ширину и высоту, и для всего в этом блоке, для каждого события, есть определённые слои времени. Каждый человек — это четырёхмерный объект, который существует в разных слоях времени. Есть слой времени для младенчества, есть слой для детства, для отрочества и так далее.

Таким образом, у временного слоя нет прошлого, настоящего или будущего. Однако каждая точка внутри блока Вселенной может оказаться либо прошлым, либо настоящим, либо будущим по отношению к другим точкам времени в этом блоке.

Презентизм, этернализм, растущий блок

Основные статьи: Презентизм (философия времени), Этернализм, Растущий блок Вселенной

В соответствии с теорией презентизма, объекты реально существуют только в настоящем. Настоящее — это единственная реальность, с которой мы имеем дело и мы не можем говорить, что, например, А. С. Пушкин существует, потому что в настоящее время его уже нет в живых. В противоположность этому, теория этернализма утверждает, что измерение времени по своим свойствам аналогично остальным трем пространственным измерениям. Поэтому все объекты — будь то существовавшие в прошлом, существующие сейчас или же те, которые будут существовать в будущем — могут быть обозначены как реально существующие совершенно так же, как и непосредственно воспринимаемые объекты настоящего. В соответствии с теорией этернализма, А. С. Пушкин, в действительности, существует, хотя необходимо использовать особые языковые конструкции, когда говорят о ком-то, кто существует в отдаленном времени — совершенно так же, как мы особо подчеркиваем, когда говорим о чём-то, что находится очень далеко (сами слова и выражения «вблизи», «вдалеке», «вверху», «внизу», «вон там» и т. п. можно сравнить с такими выражениями, как «в прошлом», «минуту назад» и т. д.). Наконец, теория растущего блока утверждает, что реально существуют только настоящее и прошлое, а будущее пока не существует и лишь постепенно реализуется в настоящем. То есть четырёхмерный пространственно-временной блок Вселенной растёт по мере превращения будущего в настоящее и прошлое.


С этим читают