Что такое психологические защиты, методы и приемы в психологии

Содержание

Основные варианты вторичных форм защиты психики

Изучение сложных форм психологических защит позволило выделить способы, часто применяемые людьми для примирения с негативным событием. Некоторые способы применяются сознательно, когда человек понимает причины проблемы и пытается воздействовать на ее последствия. К таким формам защиты относятся:


  1. Возмещение — стремление нивелировать последствия негативного события через создание положительного впечатления: заедание стресса, незапланированная покупка, чрезмерное самопоощрение.
  2. Компенсация — невозможность достичь удовлетворения в одной сфере перекрывается усиленной реализацией в доступных сферах, используется как для компенсации качеств личности, так и для восполнения материальных потребностей.
  3. Избегание — строгая фильтрация информации, которая вызывает негативные эмоции, неправильное понимание влияния информации, отказ переосмысливать свое отношение.
  4. Идентификация — ассоциация себя с желаемой группой людей или авторитетным человеком. Чаще всего используется людьми, относящимися к маргинализированным группам: национальные меньшинства, люди с низким достатком, инвалидностью или другими отличиями, мешающими им добиться социального успеха.
  5. Подавление — стремление полностью избавиться от присутствия травмирующего явления в жизни. Выражается в уничтожении материальных напоминаний (фотографий, записей, любых предметов, вызывающих прямую ассоциацию) и попытках подавить воспоминания.
  6. Регрессия — часто наблюдается у людей пожилого возраста, инфантильных личностей: человек возвращается к детским моделям поведения, как бы полностью снимая с себя ответственность за происходящее. Для регрессии характерны: невнятная речь (детский лепет), повышенная сентиментальность, отказ от сексуальной составляющей отношений.
  7. Фрустрация — человек закрывается в травмирующей ситуации, отказываясь выходить из нее. Постоянное проживание негативного воздействия снижает общий уровень напряжения, но мешает прекратить его воздействие.
  8. Реверсия — в фантазиях человек проигрывает ситуацию заново, но меняет местами участников, наделяя себя преимуществами и побеждая. Фантазии никогда не воплощаются в жизнь, но приносят моральное удовлетворение.
  9. Рационализация — с помощью приемов элементарной логики человек пытается объяснить мотивы поведения, придумывая для них объективную причину. Так он превращает импульсивное действие в обдуманное и необходимое. Не имея возможности достичь желаемого, он преувеличивает ценность того, что уже есть в наличии.
  10. Интеллектуализация — реализуется через попытку контроля эмоциональных реакций. Внезапные проявления эмоций позднее списываются на предварительное размышление и выбор адекватной реакции.
  11. Морализация — необходимость принимать сложное решение вызывает в человеке конфликт противоречий. Пытаясь избавиться от него, он придумывает допустимую моральную норму, позволяющую поступить требуемым образом.
  12. Сублимация — деструктивные импульсы, в частности, сексуальные девиации, реализуются социально приемлемым способом. Например, перенаправляются в творчество или работу.

Чаще всего человек не замечает, какие именно методы психологической защиты выбирает в повседневной жизни. Иногда механизм защиты становится настолько привычным, что воспринимается как часть личности, особенность характера, без которой невозможно обойтись.

А что можно самостоятельно сделать сознательного?

Механизмы психологической защиты включаются на бессознательном уровне, то есть сам человек может использовать другие методы решения конфликтов

Прежде всего, важно знать особенность трансформации информации, собственно, почему возникает так много конфликтов (рисунок ниже)

Трансформация информации при общении

Таким образом, важно хорошо управлять своими эмоциями, максимально точно определять чувства. Но вместе с этим нужно учиться выражать эти чувства, то есть развивать коммуникативные навыки и самоконтроль

Предлагаю вам познакомиться с некоторыми способами саморегуляции и оптимизации психического состояния.

Самомассаж

Идеально подойдет для снятия напряжения. Пройдитесь тыльными сторонами рук по своему телу ото лба до пят. Вы расслабите мышцы, за счет чего снизится тревога и стресс, уменьшится возбуждение.

Релаксация

Ежедневно отводите себе 15 минут для расслабления тела и высвобождения мыслей. Проводить занятие рекомендуется при тусклом свете, в кресле, максимально освободив себя от одежды и других аксессуаров (в том числе контактных линз). По 2 раза на 5 секунд напрягайте поочередно группы мышц. Выполняйте какое-либо действие, например, максимально высоко поднимайте ногу, а потом отпускайте. Дыхание сохраняйте ровным.

Дыхательная гимнастика

Выдохните максимально глубоко, медленно вдохните весь воздух в помещении, задержитесь на 5 секунд. Теперь плавно выдохните. Вы чувствуете изменение сознания и мыслей? Повторите упражнение. После нескольких повторений успокойтесь, посчитайте до десяти, ощутите, как с каждым счетом ваше сознание становится все более ясным.

Нейролингвистическое программирование при тревоге

НЛП (нейролингвистическое программирование) – популярное направление в психологии коррекции сознания

Предлагаю вам методику, снижающую тревожность, что так важно, ведь именно она предвестник включения защитных механизмов

  1. Подробно опишите свою тревогу: ее суть, форму, содержание или даже внешность.
  2. Сколько раз за день (неделю, месяц) и как долго вы ей придаетесь?
  3. Определите место и время, когда и где тревога никогда не посещает вас.
  4. В это время предлагайте мозгу шутливую игру «давай потревожимся». Да, вот так, клин клином. Думайте только негативное, но именно в это время и в этом месте. Постепенно вы запрете свою тревогу именно там.
  5. В завершение поблагодарите свой разум: «Спасибо тебе, мозг, мы неплохо поработали. Я знал, что ты меня не подведешь».

В результате таких регулярных занятий повысится ваша стрессоустойчивость и изменится отношение к неудачам. Вы не будете переживать их так эмоционально и тяжело, как раньше.

Техника НЛП не имеет однозначного отношения к ней специалистов и клиентов, кто-то считает ее сомнительной, кто-то – оптимальным методом коррекции сознания. Я считаю, что сам метод неплохой, но подходит не всем.

Воображариум

  1. Представьте свое самое сильное и актуальное негативное чувство на данный момент или то, от чего вы хотите избавиться.
  2. Представьте себя в виде персонажа мультфильма (фильма). Не ограничивайте себя. Единственное, что у вас с ним должно быть общего – эмоции и чувства, а остальное – на ваше усмотрение.
  3. Присмотритесь теперь к окружению. Что и (или) кого вы видите?
  4. Теперь представьте такой сюжет, где эмоции вашего героя меняются в лучшую сторону. Не ограничивайтесь реальностью. В воображариуме можно все.

Это упражнение раскрывает ваши внутренние резервы, подсказывает ответы, развивает способность чувствовать и выражать свои чувства.

Ранняя история: применение понятия в работах Фрейда

Впервые понятие «психологическая защита» Фрейд использовал в 1894 году, работая над книгой о нейропсихозах и нескольких последующих работах. С его помощью он описывал борьбу психики с невыносимыми болезненными мыслями. Поначалу он использовал только один метод защиты психики — вытеснение. Но позднее, подробно изучая структуру «Я — концепции», он выделил несколько методик, с помощью которых Я избавляется от влияния внешних обстоятельств и полученного опыта.

Фрейд выявил закономерность между применением методов защиты и подверженностью человека неврозам. Чем глубже механизм защиты проникает в бессознательное, тем больше человек отдаляется от мира, теряет целостность восприятия. Работу Фрейда по изучению защитных механизмов продолжили его последователи. В первую очередь — его дочь Анна. Благодаря детальному изучению индивидуальные представления о механизмах защиты психики удалось объединить в относительно устойчивое представление о процессе адаптации личности. В современной психологии оно используется психотерапевтами независимо от специализации.

Представление, сумма аффекта и их различные судьбы в процессе вытеснения.

К описанию понятия «представление» автор начинает издалека путем описания состояний влечения, которые могут быть: 1) бездеятельными; и 2) способными на активность => проникать в сознание влечения обходным путем. Таким образом, он подчеркивает, что влечения имеют свойство не напрямую попадать в сознание, а влиять на него путем косвенного (обходного) отражения. К пониманию вытеснения представления Фрейд приходит следующим образом:

Невытесненные продукты БСЗ => продукт БСЗ остается неизмененным => возникновение конфликта в СЗ => Активная стадия конфликта => Вытеснение представления, связанного с влечением

Мотив и цель вытеснения для автора – стремление избежать неприятного. С автором при обозначении цели можно согласиться, однако, не проясненным остается вопрос наличия вытеснения при отсутствии желания, следовательно при отсутствии желания избежать неприятное.

При этом о влечении он говорил в контексте его представления и аффекта. А про само взаимодействие вытеснения с БСЗ автор поясняет читателю следующее:

  • Увеличение количества энергии при вытеснении => приближении к БСЗ
  • Уменьшение энергии при вытеснении => удаление от БСЗ / искажение

Развитие количественного фактор влечения Фрейд рассматривал в нескольких вариантах:

  1. подавление;
  2. превращение в качественно окрашенный аффект;
  3. превращение в страх.

Можно задаться вопросом о том, ограничен ли данный список вышеуказанными путями развития, может ли влечение перейти в качественно иное направление от психического, к соматическому, т.е. к заболеванию или смерти?

Следует обратить внимание на мысль автора о том, что участь «аффекта психического коррелята влечения гораздо важнее, чем участь его представления, именно этот момент является решающим в оценке процесса вытеснения»

Наверное, автор приходит к данному выводу о важности аффекта психического коррелята влечения по сравнению с участью представления в связи с тем, что сила аффекта имеет гораздо большее влияние на состояние психического, нежели чем влияние представления

Логика размещения вытеснения: между бегством и осуждением.


В начале своей работы, посвященной механизмам функционирования вытеснения, Фрейд описывает логику и трансформацию работы стремления от бегства к вытеснению. Он приводит следующую логику размещения вытеснения:

«Стремление => Сопротивление: 1) бегство (нельзя убежать от себя); 2) осуждение (отказ от удовлетворения) => Вытеснение (т.к. достижение цели вызывает неприятное чувство)»

Данная логика не вызывает каких-либо определенных противоречий, однако, не всегда очевидно, только ли в бегство и осуждение может разрешиться первоначальное стремление? Возможны ли какие-либо иные пути его развития?

Что такое психологическая защита

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, тревожности, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. Индивид активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной ложью либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в депрессию, помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из подсознания.

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать личностному росту, развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения социализации малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы защиты – это хорошо или плохо?

Казалось бы, психологическая защита во многих случаях срабатывает против человека, погружая его в среду искаженной реальности. Под нее подстраиваются его установки, действия и мысли, что является негативным влиянием.

Но, тем не менее при отсутствии психологической защиты людям было бы невероятно сложно переносить стрессовые ситуации. Известие о болезни или проблемы на работе могли бы провоцировать тяжелые психические расстройства или физические заболевания.

Нельзя винить человека, который слишком много фантазирует, подменяет понятия или не хочет принимать определенных событий в своей жизни. Вполне возможно, что он делает это не преднамеренно, неосознанно.

А для того, чтобы сгладить «побочные эффекты» психологической защиты, необходимо работать не над сменой поведения человека, а над устранением последствий травмы, которая и стала провокатором активации защиты.

Виды психологической защиты: защитные механизмы психики

Механизмы психологической защиты – это неосознаваемые процессы, направленные на предотвращение возникновения психических расстройств. Однако действие такой защиты достаточно противоречиво. С одной стороны, происходит стабилизация внутреннего мира личности, в результате чего налаживаются взаимоотношения человека с самим собой. С другой – существует риск разрушения связей и отношений с внешним миром.

Цель работы защитных механизмов – недопущение нанесения эмоциональной травмы

Все методы психологической защиты решают задачу устранения сильного негативного чувства и при этом сохранения самоуважения личности. Для этого внутри человека перестраивается система ценностей. Такие способы решения проблем являются резервными, поскольку включаются лишь в том случае, когда обычные методы не помогают человеку осознать проблему.

Функции психологической защиты

Функции психологической защиты достаточно разнообразны. Основная состоит в достижении желаемого уровня самоодобрения и самоуважения, а также в получении признания общества. При всем этом психологическая защита значительной части людей нацелена в основном на приобретении социального уважения, на основании которого у них появляется самоуважение.

Следующая функция психологической защиты заключается в сокрытии истинных желаний и мотивов от сознания. Она дает возможность человеку не знать про себя ту правду, которую он не желает знать. Или же показать себя обществу в том качестве, в котором оно хочет видеть его видеть.


Посредством психологической защиты человек ограждается не только от негатива, исходящего от реальности, но и от неблагоприятных качеств, которые на самом деле ему не присущи. Соответственно, некоторые виды психологической защиты личности также могут оберегать от придуманных недостатков.

Выгоды психологической защиты

Преимущество психологической защиты состоит в снижении противостояния, происходящего внутри человека. Это приводит к устранению у него напряжения, возникшего в результате внутреннего конфликта. Сводя к минимуму это противостояние, защитные механизмы повышают адаптационную способность человека, регулируя его поведение.

Психологическая защита позволяет сохранить психическое здоровье человека. Она предотвращает негативное воздействие тревоги и беспокойства на внутреннее «Я».

Недостатки психологической защиты

Функции защитных механизмов направлены на ограждение психики людей от внешних негативных воздействий. Однако нередко такая помощь наносит вред. Человек не может постоянно жить, находясь в состоянии отречения или обвиняя окружающих в собственных проблемах. Так происходит замена реальности на выпавшую из подсознания искривленную картину происходящего.

Кроме того, психологическая защита часто становится препятствием развитию человека, его личностному росту.

При одновременном применении их нескольких видов эта защита носит разрушительный характер. Человек, постоянно использующий защитные механизмы, как правило, является закоренелым невротиком.

Почему в психологии не существует единой классификации способов приспособляемости?

Попытки создать единую классификацию методов психологической защиты сталкивались с неоднозначной реакций научного сообщества. Психотерапевты предлагали авторские версии, но регулярно сталкивались с критикой. Претензии к классификациям были двух видов: ее называли слишком обширной или, наоборот, недостаточно полной.

Критики ссылаются на субъективность авторов, считая, что некоторые разновидности психических процессов относятся к защитным ошибочно, а другие не имеют достаточно оснований, чтобы быть выделенными в полноценный самостоятельный механизм.

Но, несмотря на разногласия, психотерапевты должны были создать примерную классификацию, включающую часто встречающиеся варианты. Большинство современных специалистов используют универсальные описания способов адаптации. Все механизмы психологической защиты принято делить на отдельные подгруппы, но единого принципа разделения также нет. За основу чаще всего берут систему, предложенную Н. Маквильямс. Она выделяет 2 типа психологических защит, разделяя их по степени примитивности и уровню воздействия на адекватность восприятия окружающего мира.

Виды защит

В критической ситуации накала эмоций наш мозг, базируясь на предшествующем опыте, включает тот или иной механизм. К слову, человеку под силу научиться управлять своими защитами. Какие же механизмы психологической защиты существуют?

Вытеснение

Замещение мыслей о конфликте другими увлечениями, занятиями, мыслями и эмоциями. В результате конфликт и его причина забываются либо не осознаются. Человек действительно забывает нежелательную информацию, истинные мотивы. Но вместе с этим становится тревожным, боязливым, замкнутым, робким. Постепенно снижается самооценка и уровень притязаний.

Рационализация

Пересмотр ценностей, изменение отношения к ситуации ради сохранения достоинства («она от меня ушла, но не известно еще, кому повезло больше»).

Регрессия

Это пассивно-оборонительная тактика, опасная занижением самооценки. Предполагает откат к моделям поведения более раннего возраста. Это беспомощность, неуверенность, удивление, плаксивость. В результате личность становится инфантильной и останавливается в развитии. Такой человек не способен самостоятельно и конструктивно решать конфликты.

Дискредитация

Принижение достоинства того, кто критикует («кто бы говорил!»). Другая сторона медали – идеализация. Постепенно человек переходит в чередование первого и второго. Это опасно нестабильностью в отношениях.

Отрицание

Сдерживать негативные эмоции, отрицать до последнего, надеясь на неожиданный результат и изменения – суть этого механизма. Включается в ситуации конфликта мотивов личности и внешних условий (информации, убеждений, требований). Из-за такого механизма развивается неадекватное представление о себе и окружающей среде. Человек становится оптимистичен, но оторван от реалий. Он может попасть в беду из-за сниженного ощущения опасности. Такой человек эгоцентричен, но при этом общителен.

Обособление

«Даже думать не хочу об этом». То есть игнорирование ситуации и возможных последствий, эмоциональное отчуждение. Человек уходит от внешнего мира и межличностных взаимоотношений в свой мир. Для окружающих он выглядит неэмоциональным чудиком, но на деле у него высоко развита эмпатия. А уход от стереотипов позволяет нестандартно видеть мир. Так рождаются художники, поэты, философы.

Гиперкомпенсация

Утрированное, противоположное нежеланному явлению поведение. Такие люди отличаются нестабильностью, неоднозначностью. Про них можно сказать: «от любви до ненависти один шаг».

Расщепление

Разделение личностью своего опыта ради создания внутреннего мира. Ангел и дьявол, альтернативные личности (которым иногда дают имена), образы помогают человеку оставаться здоровым. Но с другой стороны – его видят разным человеком. Про таких людей говорят «Да он, да вы что?! Он не мог так поступить! Вы лжец!» И снова прекрасная почва для конфликтов.

Идентификация


Перенос своих нежелательных чувств, мыслей, качеств, желаний на других, что нередко выливается в агрессию. Кроме этого, человек постепенно себе приписывает все больше положительных качеств. С точки зрения конфликтов это самая неблагополучная защита.

Сублимация

Перенос материального и обыденного на уровень абстрактного и творческого. Это приносит удовольствие и радость. Это оптимальный и самый безопасный вариант психологической защиты. Постепенно личность самореализуется творчески и защита, как и неопределенность, отпадает сама собой. Любые неудовлетворенные потребности можно преобразовать в творчество. Это самый здоровый тип психологической защиты.

Теория Фрейда

Во врачебной практике Зигмунда Фрейда однажды наступил период, когда он решил отказаться от использования гипноза в связи с его низкой эффективностью и крайне трудоёмким процессом пробуждения воспоминаний у пациентов. Довольно тяжёлые попытки по возвращению памяти пациентам натолкнули Фрейда на следующую мысль, что «…есть какая-то сила, которая не позволяет воспоминаниям стать осознанными и заставляет их оставаться в области бессознательного … что, в свою очередь, подразумевает некую патологическую природу возникновения подобных блоков. Этому гипотетической механизму я дал название — репрессия». Позднее, Фрейд назвал теорию репрессий «…краеугольным камнем, на котором держится вся структура психоанализа».

Многие ранние концепции Фрейда были разработаны под руководством его наставника Йозефа Брейера. Кроме того, сам Фрейд отмечал вклад в понимание такого явления как вытеснение, немецкого писателя и философа Артура Шопенгауэра ещё в 1884 году. Помимо прочих, Фридрих Гербарт, психолог и основатель педагогики, чьи идеи нашли своё отражение в трудах Фрейда и имевший сильное влияние на Теодора Мейнерта — учителя Фрейда по психиатрии, использовал этот термин в своей статье 1842 года о бессознательных идеях, конкурирующих за то, чтобы попасть в область сознания.

Этапы

Фрейд писал, что «…есть основания полагать, что существует „первичная репрессия“ (первовытеснение) — первая фаза репрессии, которая заключается в недопущении в сознание психическое представительство влечения», а также «…и „вторичная репрессия“ (послевытеснение/послеподавление), собственно репрессия, которая касается психических дериватов (производных, происшедших из чего-либо ранее существовавшего) вытесненного представления, связанного с влечением, или же мыслей, происходящих из других источников, но ассоциативно связанных с этими представлениями».

В первичной фазе репрессии, по мнению Фрейда, «…весьма вероятно, что причиной немедленного вытеснения как одного из типа репрессий являются количественные факторы, такие как ранние вспышки тревоги, имеющие весьма интенсивный вид». Так, например, ребёнок понимает, что действия в угоду желанию могут принести беспокойство, что бросает его в смятение, и тревога непосредственно приводит к вытеснению желания. Если же существует некая угроза наказания для ребёнка, то связанная с этой формой тревога преобразуется в сверх-Я, которое препятствует возникновению желания субъекта, подчинённого гедонистическим принципам. В связи с этим, Фрейд предположил, что «…вероятно, возникновение подобного сверх-Я, позволяет провести разграничительную линию между первовытеснением и послеподавлением».

Терапия

Аномалии вытеснения, по определению самого Фрейда, возникают, когда репрессия развивается под влиянием сверх-Я и интернализированного чувства тревоги и, таким образом, приводит к нелогичным поступкам индивида, саморазрушению и антисоциальному поведению в целом (см. Невроз). При проведении терапии, психотерапевт может попытаться смягчить эту проблему путём выявления и повторного приведения вытесненных аспектов психических процессов пациента к их осознанности. То есть, «Взять на себя роль и посредника и миротворца … поднять вытесненное».

Сущность вытеснения и условия его возникновения. Удовлетворение влечений и значение мотива неудовольствия.

Не менее логично автор описывает схему работы вытеснения, которое начинается от внешнего раздражения и трансформируется во внутреннее раздражение и напряжение:

«Внешнее раздражение => внутреннее постоянное раздражение => возрастающее напряжение => постоянство напряжения = влечение = боль»

Интересно, что Фрейд приравнивает влечение к боли при возрастающем напряжении, то есть взаимоувязывает психическое явление и физическое путем описания перехода от внешнего ко внутреннему раздражению.

Также он говорит об отсутствии действия механизма вытеснения при невыносимо большом напряжении. Предположим, этот принцип действительно имеет место в реальности, поскольку при очень больших нагрузках психического напряжения наши защиты не выдерживают, а желание прорывается наружу в том или ином виде.

Также очень удивительно Фрейд описывает процесс удовлетворения влечения в противовес процессу вытеснения:

«Удовлетворение влечения: 1) возможно => наслаждение + неприятное чувство; 2) не совместимо с другими требованиями => неудовольствие. Вывод из 1) и 2) => Мотив неудовольствия имеет большую силу, чем наслаждение от удовольствия».

Таким образом автор приводит нас к выводу о том, что вытеснение – это не механизм, который был образован вследствие определенных процессов, а не существовал изначально сам по себе. По мнению Фрейда, он образовался в результате разделения психики на СЗ и БСЗ составляющие, то есть, что вытеснение – это удаление в БСЗ части СЗ.

Также хотелось бы напомнить и прояснить понятие «неудовольствия», что оно означало в контексте работ Фрейда. Для автора в экономической модели психики, по-видимому, неудовольствие является синонимом отсутствию наслаждения при наличии потребности (влечения), наличие высокого напряжения. Поэтому мотив неудовольствия рассматривался автором как ключевой и основополагающий стимул движения жизненной активности человека.

Что такое психологическая защита

Впервые разные виды психологической защиты и их действие описал З. Фрейд

Важное место в его теории занимает проблема конфликта между «Оно» и «Я», между подавленными или неосознанными желаниями бессознательного и социальным контролем сознания. Невозможность удовлетворить эти желания, их противоречие нормам общества или объективной реальности вызывает у человека чувство дискомфорта, тревогу, а нередко и более сильные переживания

Нарастание неудовлетворенности и внутреннего конфликта может привести к серьезным психологическим проблемам и даже заболеваниям.

В этой ситуации вступают в силу выработанные тысячелетиями эволюции средства психологической защиты. Это неосознанная и плохо контролируемая реакция на внутреннюю дестабилизацию. Защитное поведение нередко выглядит странным и нелогичным даже для самого человека, не говоря уже об окружающих. Но на какое-то время оно помогает ослабить неприятные переживания, блокировать внутренний конфликт и стабилизирует психику.

Примечания

  1. Фрейд З. Вытеснение (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Фирма СТД, 2006. — С. 79-110.
  2. Janet Malcolm. Psychoanalysis: The Impossible Profession. — 1988. — P. 15.
  3. Фрейд З. Пять лекций по психоанализу. — Penguin, 1995. — С. 28—29.
  4. Фрейд З. On the History of the Psycho-Analytic Movement. — 1914.
  5.  (англ.). Архив Интернета. Дата обращения 8 февраля 2017.
  6.  (англ.). lawbooks.news. Дата обращения 8 февраля 2017.
  7. Freud S. On Metapsychology. — P. 147, 184.
  8. Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
  9. Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
  10. Freud S. Five Lectures. — P. 35.
  11. Fenichel O. (англ.)русск.. The Psychoanalytic Theory of Neurosis. — London, 1946. — P. 153.
  12. Lacan J. The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis. — 1994. — P. 176, 236, 251.
  13. R. Skynner/J. Cleese. Families and how to survive them. — 1993. — P. 36—37.

Определение слова «Вытеснение» по БСЭ:

Вытеснение — защитный механизм психики, который состоит в изгнании из сознания неприемлемых для сознательного «Я» (Эго) переживаний — влечений и импульсов, а также их производных — эмоций, воспоминаний и др. Понятие В. одно из основных в Психоанализе и за его пределами не имеет специального психологического значения.Вытесненное из сознания забывается субъектом, но сохраняет в бессознательном присущую ему энергию влечения (катексис психической энергии). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психологические комплексы. Со стороны Эго требуются постоянные затраты энергии на поддержание В. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов — антикатексисов может привести к возвращению вытесненного: такие случаи наблюдаются при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также в условиях сна. Прямое В., связанное с психическим шоком, может привести к тяжёлым травматическим неврозам. неполное или неудачное В. — к образованию невротических симптомов. Напротив, полное растворение, исчезновение вытесненного имеет место лишь в редких случаях полной сублимации.Среди психоаналитиков нет единого мнения о месте В. среди других защитных механизмов. Первоначальное представление о В. как о главном и универсальном психическом механизме ныне уступает место взгляду, согласно которому В. вступает в действие лишь после того, как не сработают другие механизмы (проекции, изоляции, реактивного образования и многие др.). Большинство современных психоаналитиков причиной, вызывающей В., склонно считать страх, которым Эго реагирует в ситуации опасности.Концепция В. была применена в области этнологии Б. Малиновским (Великобритания).Лит.: Фрейд З., Вытеснение, в его кн.: Основные психологические теории в психоанализе, пер. с нем., М. — П., 1923, с. 90-102. Malinowski В., Sex and repression in savage society, L., 1927. Freud A., The Ego and the mechanisms of defence, N. Y.,1946. Madison P., Freud&rsquo.s repression concept, «International Journal of Psycho-analysis», 1956, v. 37, pt. 1, p. 75-81. Brenner Ch., The nature and development of the concept of repression in Freud&rsquo.s writings, «Psychoanalytic study of the Child»,1957, v. 12. p. 19-46.Д. Н. Ляликов.


С этим читают