Психологические задачи: цели и решения

Задачи психологии

В глобальном смысле цель в психологии — это познание психики. Сам результат используется для практического применения. Чаще для организации правильных условий человеческого общежития или работы. Даже если вспомнить книги из разряда «Стань богатым, заплатив за эту книгу». Это ведь психология, хоть и популярная. Поставленные же перед психологией задачи напрямую зависят от предмета исследований.


Когда предметом психологии считалась душа, то и задачи ставились исходя из этого. А именно, необходимо было изучать вопрос духовного вознесения и при этом постараться не разгневать богов. Задачи покрывали настолько обширную область существования, что невозможно было провести какие-либо грани.

В «эпоху сознания» задачи стали более узконаправленными. Изучался именно сенсуализм человека. То есть то, что человек слышит, ощущает, вспоминает, о чем думает и так далее. Такие феномены гораздо легче рассматривать, ведь за ними можно следить, экспериментировать и проводить анализ. С душой такие «фокусы», разумеется, не пройдут.

Задача психологии в контексте поведения объясняет сама себя. Делать выводы на основе наблюдений за действиями человека. Причем, именно учитывалось поведение, за которым можно уследить, а мотивы были не важны

То есть, не важно, что ты нагрубил старушке из-за того, что расстроен несовершенством мира. Важен лишь факт: ты — грубиян

Исследования психики ставят перед собой задачу наиболее полного рассмотрения причинно-следственной связи человеческого поведения. При этом учитываются и мотивы, и сами действия, и особенности конкретного представителя. Сомнительные принципы далекого прошлого полностью отбрасываются за ненадобностью и невозможностью рационального объяснения.

Психологические закономерности управленческой деятельности

Знание следующих закономерностей в психологии управления позволяет понимать нюансы протекания многих процессов в организации:

Закон неопределённости отклика гласит: одновременно разные люди либо один человек (в разные промежутки времени) могут действовать в ответ на одинаковое воздействие иначе в зависимости от различий в психологической структуре личности .

Закон неадекватности отображения человека человеком подразумевает: один человек неспособен в полной степени познать другого для принятия объективного решения в отношении него.

Закон неадекватности самооценки: большинство людей имеют либо заниженную, либо завышенную самооценку.

Закон расщепления смысла управленческой информации. Существует тенденция к изменению контекста директив, приказов, постановлений и т.п. по мере их продвижения по уровням вертикали управления.

Закон самосохранения имеет в виду следующее утверждение: сохранение собственного социального статуса, самостоятельности проявления личностных качеств, чувства собственного достоинства является доминирующим мотивом поведения субъекта управленческой деятельности.

Закон компенсации. Если человек попадает в социальную среду, в которой либо завышены требования к нему, либо достаточно высок уровень стимулов, то он возмещает свой недостаток умений, знаний для этого статуса другими навыками или способностями. Однако, этот принцип не работает, если занимаемая должность имеет слишком высокий уровень сложности управленческой деятельности .

Объект психологии

Под взором психологии предстает вся наша жизнь, а вернее — ее чувственная, теневая сторона. Что мы чувствуем в определенный момент времени? Почему мы это чувствуем? Как мы ведем себя в коллективе и наедине с собой? Эти вопросы изучает психология. Этим, однако, не ограничивается, подразумевая ответы на подобного рода «загадки» лишь как инструмент. Цель психологии в данном аспекте — использование этого инструмента для различных нужд. Ведь, скажем, если ответить на вопрос об особенностях поведения в коллективе, становится возможным лучше и эффективнее организовать работу группы людей.

Медленное продвижение психологии объясняется именно ее объектом исследований. Сердце у всех бьется по одному принципу и не зависит от множества обстоятельств. Да, конечно же, есть врожденные болезни, волнение и другие причины изменчивости работы сердца. Однако принцип сохраняется неизменно. Если же говорить о психологии человека, о внутренней работе разума, то она различна у каждого индивидуума и зависит от бесконечного множества жизненных ситуаций.

Один из самых знакомых нам сейчас объектов изучения — депрессия. Психология изучает это явления досконально, и теорий на этот счет порождается множество. Но состоит ли цель лишь в изучении депрессии? Разумеется, нет. Главной целью психологии ставится предотвращение такого состояния, а это возможно лишь посредством досконального изучения.

Что такое цель?

Цель — это материальный или ментальный (мыслительный) результат, на достижение которого направлены действия человека. В самом определении заложен дуализм (двойственная природа) цели. С одной стороны, она бывает прагматичная. Например, хороший заработок, просторный дом, красивая машина. С другой – приоритетом может стать духовный продукт, не имеющий материального эквивалента. Феномен в том, что такие результаты порой ценятся даже выше реальных.

Часто возникает путаница, вызванная наличием близкородственных понятий к слову «цель». В первую очередь – это задача и задание. Чем же они отличаются друг от друга?

Задача — это ситуация, с явно выраженной целью, которую можно достичь во время решения. В узком смысле задачей могут называть саму цель, но это не совсем правильно, поскольку задача характеризуется, кроме ожидаемого результата, еще и условиями его достижения. При этом, задача подразумевает поиск пути решения, широко применяясь в учебном процессе, когда ученику или студенту необходимо найти ответ, что делается для развития творческих и интеллектуальных способностей человека.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системыДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас


Задание — это тоже задача, только с заранее оговоренным планом действия. Речь может идти и о более масштабном действии. Например, домашнее задание состоит из нескольких задач, каждая из которых преследует достижение своей цели.

Хотя все это условно, потому задание, цель и задачи, чаще всего, воспринимается практически как одно и то же, оставляя демагогию для закоренелых буквоедов. Многие авторы, чтобы избежать тавтологии в своих текстах, чередуют эти слова, используя их практически как синонимы.

Пройти тест на тип личности

Психология и философия

С общей психологией тесно связана философия. По факту, психология была лишь разделом философии до середины 19-го века. И даже сейчас есть вопросы, которые изучается и той и другой дисциплиной. К примеру, цель жизни, моральные ценности и взгляды на жизнь исследуются с двух сторон.

В то время как психология является более точной с научной точки зрения, философия принимает на себя самые сильные удары. Есть вопросы, на которые нельзя ответить экспериментальным путем или проведением исследований. Тут философия и выходит на сцену. В чем смысл жизни? Есть ли жизнь после смерти? Что значит быть духовным? Как стоит жить? Заверните парочку, философия этим займется, дав психологии дополнительное пространство для маневра. В общем, они идеально друг друга дополняют.

Понятие о высших психических функциях

Определение 1 Высшие психические функции — это сложные психические процессы, которые формируются прижизненно, имеют социальное происхождение, опосредованы по своему психологическому строению и обладают произвольным характером осуществления.

Одним из первых исследователей введшим понятие высших психических функций в отечественную психологическую науку, был Лев Семенович Выготский. Он создал классификацию высших психических функций, которая включает в себя следующие элементы:

  • логическая память;
  • целенаправленное мышление;
  • творческое воображение;
  • произвольные действия;
  • речь, письмо, счет;
  • движения и перцептивные процессы.

Одной из важнейших характеристик высших психических функция является их опосредованность различными «психологическими орудиями» — определенными знаковыми системами, которые являются продуктами развития человеческого общества на протяжении многих веков. Ведущую роль среди так называемых «психологических орудий» имеет речь, процесс развития которой напрямую влияет на формирование высших психических функций человека.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Высшие психические функции 450 руб.
  • Реферат Высшие психические функции 260 руб.
  • Контрольная работа Высшие психические функции 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Отражение реальности или окружающего мира

Для начало нужно понять, что говоря «отражение», не имеется в виду простое, механическое, некое зеркальное отражение окружения. На самом деле это весьма непростой процесс, который все время меняется и зачастую приводит человека к немалым противоречиям.

Отличительной чертой этого свойства является то, что во время психического отражения объективной реальности все внешние воздействия воспринимаются человеком через призму уже сложившегося опыта и исходя из особенностей психики. Именно эта функция «виновата» в том, что одно и то же явление в окружающем мире отражается совершенно иначе у разных индивидов. Интереснее всего, что и у одного и того же индивида одно и то же явление может отражаться по-другому, исходя из условий и времени.

Надо помнить, что отражение представляет собой правдивое отображение действительности. Вся материальная реальность, которая возникает в образах у индивида, представляет собой некое подобие снимка, копию существующего явления или же события, либо предмета. А это, в свою очередь, означает, что, несмотря на факт, что эта функция является субъективной, все равно окружающий мир не перестает отображаться в объективной реальности. Именно это и делает данную функцию уникальной и особенной.

Виды целей.

Поскольку цель – понятие обширное, то имеется развернутая классификация, помогающая определить какого рода задачи ставятся перед человеком, чтобы лучше понимать, как их выполнить.

По завершенности процесса:

  • Промежуточные – подразумевают выполнение одного из этапов общего процесса;
  • Конечные – замыкают логическую последовательность событий.

По приоритетности:

  • Необходимые – первоочередные цели, которые следует достигать вначале;
  • Желательные – рекомендованы к исполнению, но не обязательны;
  • Возможные – не имеют конкретного значения в данный момент.

По масштабу:

  • Стратегические – определяют перспективные глобальные задачи;
  • Тактические – отвечают за механизм достижения стратегических целей;
  • Оперативные – текущие подзадачи, от выполнения которых зависит успех всей кампании.

По срокам исполнения:

  • Долгосрочные – срок от трех до пяти лет;
  • Среднесрочные – период от года до трех лет;
  • Краткосрочные – их сроки измеряются неделями, либо месяцами.

По взаимосвязи:

  • Индифферентные – никак не связанные;
  • Конкурирующие – одна цель замедляет достижение другой;
  • Комплементарные – дополняющие друг друга;
  • Антагонистические – взаимоисключающие;
  • Идентичные – совпадающие цели.

Кроме этих классификаций, можно еще говорить о целях в жизни и о главной цели жизни. Эти понятия не идентичны. О них мы сейчас и поговорим.

Пройти тест на темперамент

Развитие психологии

Исследователи вплоть до 18-го века считали предметом изучения душу. Сейчас это звучит странным, ведь наличие души подтверждают лишь сомнительные взвешивания. И как же тогда можно изучать то, чего может быть и нет? Ну, тогда сомнений на счет наличия души было немного. Все странные и непонятные явления человеческого разума можно было отнести к душе. Это удобно, не приходится напрягаться с классификацией.

Далее развиваются естественные науки, и термин «душа» начинает мозолить глаза. На его место приходит «сознание». Это способность думать, испытывать эмоции. Такой термин и сейчас широко используется. Однако проговоритесь в среде ученых-психологов о том, что вы «изучаете сознание» и постарайтесь увернуться от летящего в вас предмета.

Ближе к нам, в начале 20-го века, предметом психологии становится поведение. Научный подход блистает в свете софитов. Никакой мифической «души» или трудного для изучения «сознания». Только поведение, реакция человека на внешние события. Психология стала несколько «приземистой», потерялся какой-то романтизм. Можно сказать, что круг все сужался и сужался.

И вот мы подошли к нынешнему времени. Появляются объяснения принципов работы и механизмов психики. И, таким образом, психика становится новым предметом исследований. Она является более обширной темой, нежели «сознание», и включает в себя больше конкретики, и из всех других представляется наиболее близкой к современной науке. И именно здесь другие животные, помимо человека, по-настоящему становятся объектом исследований.

«Цель» в психологии

В психологии под целью понимается осознанный образ желаемого, предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности.


Наличие цели отличает деятельность человека от деятельности других живых организмов. Животные действуют, подчиняясь врожденным или приобретенным инстинктам, в их мозге никогда не зарождается представление о результате, к которому они стремятся. У человека, даже самого неумелого, сначала в голове появится образ (что он должен получить на выходе), а уже потом он предпримет какие-либо действия, чтобы получить желаемое.

У каждого человека всегда есть представления об идеальных для него условиях жизни (личном успехе, уровне дохода, интересной работе, накопленных материальных благах, обеспечивающих комфортную жизнь). Подобные представления об идеальном состоянии жизни или желаемых изменениях в ней многие и считают целями. Однако эти идеалистические мечты зачастую так и остаются в мыслях людей, не став реальным результатом их жизни. Прежние мечты со временем сменяются разочарованиями, заменяются повседневной рутиной, и человек постепенно прекращает всякие попытки их реализовать.

Какими же должны быть цели, чтобы их можно было назвать планируемым результатом деятельности, который со временем превратился бы в сам результат? Цели должны быть  однозначно ясными и конкретными. Только если человек точно может сказать, чего он хочет достичь (получать зарплату столько-то рублей в месяц, занять такую-то должность, приобрести такую-то  квартиру, машину, такой-то навык, закончить работу к такому-то сроку, сбросить столько-то килограмм), его деятельность будет по-настоящему продуктивной.

Самый верный способ сделать цели ясными — это излагать их на бумаге. Возьмите чистый лист бумаги и составьте на нем список из десяти совершенно конкретных изменений в своей жизни, которые вы хотите произвести в течение года. Причем цели нужно формулировать в совершенном виде (я сделал, я купил), как будто год прошел и вы все это уже получили. Это даст вам возможность уже сейчас почувствовать удовольствие от результата и вдохновит на совершение действий. Затем выберите одну из целей, самую важную для вас, выпишите ее на отдельный лист, составьте пошаговый план ее реализации с указанием сроков, сегодня же совершите какое-либо действие в направлении ее достижения, и каждый день делайте что-нибудь, что приближало бы вас к вашей цели.

Каким образом возникает цель?

Все связано с обстоятельствами и моральной зрелостью человека. Чем более развитая личность, тем чаще мотивом для ее поступков служат внутренние факторы. По принципу Пирамиды Маслоу, на нижних уровнях которой расположены физиологические потребности, включая голод и сексуальное влечение. На более высоких ступенях развития появляются цели, связанные с личным ростом или карьерой, духовным саморазвитием.

Цель зарождается в ответ на внешний стимул, либо внутренний порыв. В первом случае все достаточно ясно

Допустим, человек поднимает голову и обращает внимание на метеорит, летящий в его сторону. Возникает объективная цель – убежать, которая настолько сильно мотивирует человека, что в напоминании не нуждается

Вряд ли кто-нибудь в такой момент решит остановиться, чтобы перекурить, и случайно забудет о приближающемся «привете» из космоса.

Если цель появляется в результате мыслительного процесса, без внешней стимуляции, то она нуждается в регулярном подкреплении. Вот почему примитивные цели реализуются легче и быстрее, а мотивы более возвышенных задач необходимо время от времени возобновлять в памяти, напоминая зачем они были поставлены.

Сам процесс постановки цели называется целеполаганием. Известны разные методики, помогающие правильно выбирать цели. Достаточно популярна техника SMART, в основе которой пять базовых принципов, по которым желательно проверять любую цель:

  • Specific – конкретность;
  • Measurable – измеримость;
  • Achievable – достижимость;
  • Relevant – значимость;
  • Time bound – ограниченность во времени.

Выполнение этих условий помогает максимально адаптировать цель под ее реализацию. Чем больше пунктов учесть, тем выше шансы, что запланированное будет выполнено. Формируется рамка цели, которая четко определяет допустимые колебания в процессе достижения, отвечая на вопросы «что?», «где?», «когда?», как в одноименной телепередаче. Это помогает избежать лишних движений, повышая шансы на успешную реализацию задуманного. Слово «рамка» совершенно не означает отсутствие гибкости при выполнении задания. Просто, с помощью этого подхода происходит конкретизация цели, а уже методы ее достижения подбираются по ситуации.

Допустим, кто-то хочет научиться выполнять жим от груди с весом 100 кг за один год тренировок в спортзале. Результат в 80 или даже 95 кг не вписывается в эти рамки. Не подойдет и срок реализации больше года. Цель определена четко – за год научиться поднимать штангу, которая весит центнер. Для выполнения цели необходимы посещения спортзала или хотя бы штанга в домашнем спортивном уголке. Заранее определен результат, сроки, место и/или инструмент. Учитывая, что есть различные виды целей, то и рамки для них определяются индивидуально. Чем масштабнее запланирована задача, тем шире диапазон ее реализации. Мелкие задания выполняются с минимальным количеством действий, и не требуют сложных алгоритмов.

Пройти тест на самооценку

Жизненные цели человека.

Поскольку человек отличается от животных разумом и духовностью, для него актуальны вопросы, которые связаны с поиском своего предназначения. Для чего он рожден? Какую миссии должен выполнить? В чем может раскрыть свой потенциал? Ответив на них, можно найти цель и смысл жизни человека

Это крайне важно, ведь в противном случае индивидуум напоминает корабль, который сбился с пути и не знает, куда плыть. Такой человек опасен для себя и окружающих

Он может легко попасть под дурное влияние, совершить неправильный поступок, либо проживать свою жизнь впустую.

Цель жизни человека связана с его самым главным мотивом. Например, для спортсмена это будет олимпийское золото, для ученого – Нобелевская премия, для музыканта – всенародная любовь и признание. Достижение этих задач станет главной победой в жизни для каждого из них. Но это совершенно не означает, что параллельно не могут возникать другие цели в жизни. Например, путешествия в разные страны, уютная квартира, дорогой автомобиль и т.д. Просто есть одно самое главное задание, выполнение которого придает человеку ощущение того, что жизнь прожита не впустую. Все остальные цели только дополняют общую картину.

К выбору жизненной цели желательно подойти ответственно. С одной стороны, она должна быть масштабной, а с другой – теоретически осуществимой

Баланс удержать сложно, но крайне важно. Если цель окажется легкой, то она будет быстро достигнута и человек окажется в ситуации, когда придется искать новую задачу

В таком случае может начаться апатия и депрессия, ощущение внутренней пустоты. Если же цель будет чересчур сложной и глобальной, человек с ней не справится, опять же впадая в депрессивное состояние и ощущая, что прожил жизнь зря.

Еще более важное умение для выбора цели – думать своей головой, а не слушать чужие подсказки. Иначе, можно прожить чужую жизнь и добиться ненужных результатов

Чтобы этого не произошло, следует научиться расставлять приоритеты, понимая, чего хочется на самом деле, слушать свой внутренний голос, а не советы «доброжелателей». Если важнее семейные ценности, то желательно посвятить свою жизнь созданию крепкой и дружной семьи.

Если цель – карьера, необходимо приложить усилия к продвижению по служебной иерархии, отложив на второй план все остальное. Если кто-то скажет «моя цель – большой театр», то он должен, как минимум, стать артистом, а не космонавтом или водолазом. Четкое понимание цели, помогает сформулировать ее рамки и определить механизмы достижения. Но еще важнее выбрать приоритеты и определить ту цель, которая наполнит жизнь смыслом.

Люди ставят перед собой цели. У одних они глобальные, другие же довольствуются приземленными желаниями, по типу поесть или попить. Кто-то преследует материальные ценности. Есть и те, кому важнее духовное развитие. Независимо от жизненных приоритетов и типа мышления, мотивом для любого действия становится цель. Даже животные, выходя из своего укрытия, делают это с определенной целью, пусть даже неосознанной. Человек же, обладая даром самому ставить перед собой задачи, просто не имеет права относится к нему безответственно.

Прикладная психология


Прикладная психология используется для применения принципов и теорий общей психологии в различных сферах жизни. Образование, маркетинг, военное дело и так далее. Предполагается, очевидно, только практическая часть. То есть психология цели и деятельности человека используется для организации жизни в определенной сфере. Чаще всего с целью улучшить качество функционирования этой самой сферы.

Как пример можно представить разные опросы общественного мнения, на основе которых часто вычисляется покупательная способность и популярность отдельного сегмента товаров. Или вот, например, сидите вы на собеседовании. Напротив вас внимательный и слишком любопытный менеджер по персоналу. Он следит за каждым движением и все время что-то пишет? Знайте, такие признаки могут указывать на то, что он «прикладной психолог».

Методы психологии

Для решения задач психологии применяется определенная последовательность общих методов. Цель методов психологии — четко обозначить процесс исследования, тем самым упрощая последующий анализ.

Для начала собирается необходимая информация, анализируется объект исследования. Это, например, непосредственное наблюдение, изучение документов, проведение тестов и тому подобное. Далее эти данные обрабатываются определенным образом, проводятся эксперименты. На основе этих выводов составляется психологическая картина.

Если говорить в общем, то необходимо разделить психологию на общую и прикладную. Так, к общей отнесем: самонаблюдение, наблюдение, опрос, беседу, тестирование. Практические методы: внушение, консультация (часто граница весьма размыта).

Методы зависят от предмета исследования. Например, «сознание», как и «поведение», изучается в основном посредством наблюдения, самонаблюдения и анализа фактов.

Мотивирующая функция целей

Поставленные цели должны вдохновлять человека на неустанную деятельность по их достижению. Если человек просто стремится уладить свои ежедневные проблемы, вряд ли он будет работать очень вдохновенно (и вряд ли добьется успеха). Цели должны волновать человека при одной только мысли о возможности их достижения, какими бы нереальными они не казались.

Есть одна история о мальчике из нищего квартала Сан-Франциско, с детства страдавшего рахитом из-за недостатка питательных веществ, не имевшего денег на посещение футбольных матчей, но страстно хотевшего стать звездой американского футбола. Его кумиром был Джим Браун — великий футболист и рекордсмен Американской футбольной лиги. Как-то раз мальчик в буквальном смысле приковылял в раздевалку к Брауну и сказал ему: «Мистер Браун, я ваш самый преданный поклонник. Я знаю все ваши рекорды и помню все ваши голы. Но, знаете что, когда-нибудь я побью ваши рекорды». Этим мальчиком оказался  Орентал Джеймс Симпсон, действительно побивший все рекорды Джима Брауна и установивший несколько своих собственных. В детстве никто бы не смог разглядеть в «О.Джее» Симпсоне великого футболиста, но стать таким ему помогла ясная, четкая и большая цель в его жизни.

Виды психологии.

Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:

  • Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
  • Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.

Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.

Основные разделы академической психологии.

Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:

  • Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
  • Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
  • Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
  • Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
  • Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
  • Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
  • Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
  • Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
  • Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
  • Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Основные разделы и направления прикладной психологии.

Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:

  • Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
  • Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
  • Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
  • Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.

Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:

  • Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
  • Планирует или строит свой бизнес.
  • Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
  • Переживает сложную жизненную ситуацию.
  • Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
  • Обеспокоен поведением детей-подростков.
  • Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
  • Страдает от панических атак, фобий, страхов.
  • Не может справиться со своими вредными привычками.
  • Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.

Общая психология

Общая психология представляет собой теоретические и практические исследования. Рассматривает психику человека независимо от посторонних факторов. Именно общая психология изучает методы и предметы, обобщает понятия и предполагает эксперименты. Другими словами, это та психология, над которой «ломают голову» ученые с античных времен по нынешние дни. И именно о ней мы говорим в подавляющем большинстве случаев.

Так, например, мы говорим именно о психологии цели человека, а не о том, как эту цель применить в жизни. То есть подразумеваются общие вещи, не находящие под собой конкретику в виде определенных сфер жизни.

Какими еще должны быть цели

Поставленные цели должны быть измеримыми, чтобы человек мог постоянно контролировать степень их достижения.

Цели должны быть ограничены во времени. Необходимо точно сформулировать, к какому времени надо получить желаемый результат, и ни в коем случае не переносить этот срок. Даже если к намеченному времени цель не достигнута (а это тоже бывает), просто при постановке целей на следующий период надо проанализировать причины и корректно учесть полученный опыт.

Цели должны быть реалистичными. Если вы зарабатываете 20 тысяч рублей в месяц, бентли через год вы не купите, как бы вы страстно этого не хотели. Однако увеличить свой месячный доход вы сможете. Удваивайте свой доход постоянно, и когда-нибудь купите бентли.

Если вас заинтересовало, как достигать того, чего вы хотите, посетите раздел Работа над собой.


С этим читают