Примеры законов диалектики

Анализ категорий содержание и форма.

Представления об упорядоченности бытия дают понятия фор­мы и содержания. – внутреннее состояние объекта, совокупность всех его элементов, связей. Форма – структу­ра внутреннего и внешнего существования этого единства, его устойчивое проявление во взаимодействии со средой. Форма – это способ упорядочения содержания: всякое содержание – офор­млено. При этом именно содержание предмета, в конечном сче­те, определяет его форму, в этом смысле оно первично.


Форма и содержание должны соответствовать друг другу. Раз­решение противоречий содержания и формы завершается скач­ком и образованием новой формы, дающей простор для развития содержания; в свою очередь форма начинает активно влиять на содержание и перестраивать его. В этой диалектике смены формы и содержания реализуется процесс поступательного развития. Оптимальность развития достигается только при взаимном соот­ветствии содержания и формы (структуры).

Как отмечалось выше, благодаря структуре элементы в систе­ме (и чем она сложнее, тем в большей степени) находятся в необ­ходимой взаимосвязи. В связи с этим несомненный интерес представляет анализ категорий необходимости и случайности.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Метафизическое мышление признает изменения либо количественные, либо качественные. Взаимосвязь количественных и качественных изменений – открытие диалектической философии. Эта связь представлена соответствующим законом, устанавливающим, что изменения качества, сущности объекта происходит в результате изменения его количественных характеристик, нарастающих в определенном направлении. Новое качество объекта рождается из старого благодаря количественным изменениям.

Понимание механизма действия и значения закона перехода количественных изменений в качественные требует анализа философских категорий «свойство», «количество», «качество», «мера», «скачок».

Категория «свойство» занимает особое место в философском миропонимании. Единый мир многообразен. Многообразие мира раскрывается через различия явлений, образующих его как безграничное множество. Каждое явление при этом также представляет собой определенное многообразие: оно изменяет свое состояние, оно многогранно. Категорию «свойство» философия использует для выражения одной из сторон, граней явления. Свойство, строго говоря, равно не самой этой стороне, а тому, чем она является в процессе взаимодействия с другими сторонами и другими явлениями.

Категория «качество» отражает совокупность основных, то есть необходимых, устойчивых, повторяющихся, общих свойств явлений. Их обычно называют существенными, так как они определяют сущность и динамику развития явлений. Категория «качество» во многом совпадает с категорией «сущность».

Г. Гегель заметил, что качество – это то, при потере чего явление перестает быть самим собой. Действительно, качество характеризует не только сущность явления, но и его целостность. Качество не сводится к сумме существенных свойств явления. Оно определяет способ их взаимодействия. Познать качество – значит выделить существенные свойства и представить их в виде системы.

Категория «количество» определяет предмет, процесс со стороны его величины, длительности, интенсивности и предполагает численные методы оценки. В отличие от качества, которое до определенного момента остается инвариантным (неизменным) в развитии явления, количество может измениться без изменения сущности явления.

Отношения между количеством и качеством иллюстрируют диалектику единства противоположностей. Качество выражает устойчивую сторону развития. Количество подтверждает изменчивость в развитии. Их единство обусловлено существованием того явления, которое они характеризуют.

Категория «мера» определяет границы количества, и пределах которого сохраняется качество объекта. В мере выражается единство качества и количества.

Категория «скачок» отражает процесс перехода одного качества в другое. Скачок – форма такого перехода. Новое качество есть результат разрешения противоречий. В определенный момент количественные изменения прерываются. На смену непрерывному движению приходит скачкообразное (дискретное).

Формы скачка многообразны. Они различаются по масштабу, содержанию и способу выражения. Конкретность формы скачка зависит от природы развивающегося явления, от характера противоречий и условий, в которых прерывается эволюционный процесс. Зная условия, мы способны управлять некоторыми формами скачка. Наглядный пример тому – создание атомных силовых установок, ядерных реакторов, умелое антикризисное управление в экономике.

Закон перехода количественных изменений в качественные отражает порядок взаимосвязи непрерывных и скачкообразных изменений в мире, в развитии знаний о нем. Существенно, что не только количественные изменения обусловливают качественные, но и качественные – количественные. Так, переход транспорта на электротягу неизбежно ведет к повышению скорости и объемов перевозок, к новой организации системы движения, новой нормативной базе.

Закон взаимопроникновения противоположностей

            Второй закон диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей  вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.

            Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.


            Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего,  Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая их них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество.  «Северный полюс в магните, — писал он, — не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т. 1. – С . 205).

            Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями.

            Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок , качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Анализ категорий сущность и явление.

Сущность – система необходимых и устойчивых, прежде всего внутренних, и потому скрытых от непосредственного наблюдения сторон предмета, взятых в их естественной взаимосвязи; то, без чего данный предмет не может быть самим собой. Явление – это совокупность внешних, часто случайных, а потому изменчивых его сторон; способ обнаружения сущности через свойства и связи, доступные чувствам.

Сущность и явление, таким образом, тесно связаны друг с дру­гом, хотя непосредственно и не совпадают. Хотя сущность и обна­руживается через явление, но не раскрывается при этом полнос­тью. Если бы явление и сущность полностью совпадали, то можно было бы в познании ограничиваться восприятием внешних сторон предметов. При этом отпала бы всякая необходимость в науке. Осо­бенно резкое несовпадение между сущностью и явлением обнаружи­вается в «кажимости», т. е. видимости, когда органы чувств могут давать картину предмета даже противоречащую его сущности.

Такое несовпадение явлений с сущностью может приводить к метафизическому их отрыву друг от друга, что служит основани­ем для агностических выводов. Примером может служить гносео­логическая концепция И. Канта.

Следует, однако, подчеркнуть, что даже в видимости есть мо­мент истины, того, что выражает сущность. Поэтому раскрытие сущности невозможно без изучения ее внешних проявлений.

Сущность, несомненно, глубже и основательнее, чем явление

С другой стороны, явления богаче сущности, поскольку они бо­лее разнообразны, охватывают большее число сторон предмета, в то время как сущность выражает лишь наиболее важное, устой­чивое и необходимое в нем

Необходимо также указать на первичность сущности, ее опре­деляющую роль по отношению к явлениям, поэтому при изуче­нии всякого объекта нужно стремиться к обнаружению его сущ­ности. Только тогда можно уяснить место и значение объекта в ряду других вещей и процессов, идет ли речь о природе, обще­стве или человеке с его сознанием.

Категории сущности и явления играют важнейшую роль в по­знании. Простейший вид познавательной деятельности – это вос­приятие внешних сторон предмета при помощи органов чувств. Через эту форму познания человек как раз и знакомится с явле­ниями, не углубляясь в их сущность.

Категории явления и сущности играют огромную роль в науч­ном познании. Всякое исследование начинается знакомством с явлениями и идет выше, к познанию сущности. Однако, посколь­ку в явлениях отражаются какие-то стороны сущности, нельзя пренебрегать их изучением, описанием, систематизацией.

Если же ограничиться только этим, то можно впасть в другую крайность – в поверхностность, фактологию, плоский эмпиризм.

Вот пример из истории науки. Химики XVII–ХVII вв. считали, что во всех горючих веществах содержится огненная материя (флогистон), которая и отделяется от них при горении. Напри­мер, металл при горении, согласно этой теории, теряет флогис­тон. Окислы, которые при этом получаются, химики считали простыми телами, а металлы – сложными. Они, таким образом, принимали образование окислов за разложение металлов. В дей­ствительности же в этом процессе происходит не разложение ме­талла, а, наоборот, соединение его с кислородом. В этом сущ­ность данного процесса, скрытого от простого наблюдения. Сле­довательно, чисто внешняя сторона процесса (его явление) была ошибочно принята за его сущность.

Диалектический метод — гегель

Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.  

Энгельс, В. И. Ленин, критически переработав диалектический метод Гегеля, создали материалистическую диалектику, которая отражает наиболее общие законы развития объективного мира и человеческого мышления.  

Энгельс, В. И. Ленин, критически переработав диалектический метод Гегеля, создали материалистическую диалектику, которая отражает наиболее общие каковы развития объективного мира и человеческого мышления.  

Энгельс, В. И. Ленин, критически переработао диалектический метод Гегеля, создали материалистическую диалектику, которая отражает наиболее общие законы развития объективного мира и человеческого мышления.  

Энгельс, В. И. Ленин, критически переработав диалектический метод Гегеля, создали материалистическую диалектику, которая отражает наиболее общие законы развития объективного мира и человеческого мышления.  

Энгельс, В. И. Ленин, критически переработав диалектический метод Гегеля, создали материалистическую диалектику, которая отражает наиболее об-щио законы развития объективного мира и человеческого мышления.  

Нечего и говорить, что философская система Гегеля, опирающаяся на неизменную идею, является от начала до конца метафизической. Но ясно также и то, что диалектический метод Гегеля, отрицающий всякую неизменную идею, является от начала до конца научным и революционным.  

Критикуя работу Прудона, Маркс показал порочность самих ее методологических принципов. В своей книге Прудон, указывал он, пытался применить к политической экономии диалектический метод Гегеля. Однако, не уяснив самой сущности диалектики, не понимая, что ее научное применение к анализу экономических явлений предполагает раскрытие действительных противоречий, присущих самим этим явлениям, Прудон искусственно конструировал экономические противоречия из абстрактных категорий политической экономии.  

Гегеля, подавляется реакционной политической сущностью его философии и враждебной науке идеалистической догмой, господствующей в его системе. После смерти Гегеля немецкое г. распалось на две основные группы: правую — старогегельянцев и левую — младогегельянцев; правое г., отбрасывая диалектический метод Гегеля, выдвигало на первый план его реакционную философскую систему и отождествляло философию Гегеля с христианством; левое г. подвергло критике религию, но оставалось в рамках идеализма Гегеля.  

Когда читаешь Гегеля о каузальности, то кажется на первый взгляд странным, почему он так сравнительно мало остановился на этой излюбленной кантианцами теме. Да потому, что для него каузальность есть лишь одно из определений универсальной связи, которую он гораздо глубже и всестороннее охватил уже раньше, во всем своем изложении, всегда и с самого начала подчеркивая эту связь, взаимопереходы etc. Очень бы поучительно сопоставить потуг и новоэмпиризма ( respective физического идеализма) с решениями, вернее, с диалектическим методом Гегеля.  

Анализ категорий причина и следствие.

Причина – это взаимодействие между предметами, их сторонами и элемента­ми, вызывающее определенное изменение в них. Следствие – результат такого взаимодействия, в котором фиксируются ука­занные изменения. Причина, таким образом, первична по отно­шению к следствию.

Однако следует учитывать, что, во-первых, причи­на означает в философии генетическое отношение (первичное – определяющее, вторичное – определяемое). Во-вторых, временная последовательность далеко не всегда является показателем причинности (например, следование ночи за днем не означает, что день – причина ночи). В-третьих, лю­бой предмет или взаимодействие становятся причиной только тог­да, когда возникают его следствия.


Долгое время в науке и философии господствовал так называ­емый лапласовский детерминизм (по имени французского ученого XVIII в. Лапласа, четко сформулировавшего идеи механистичес­кой причинности). Он базировался на понимании причинной связи как однозначной (т. е. необходимой) и постоянной. Для механис­тического детерминизма характерно жесткое, исключающее слу­чайность, понимание причинных связей, не принимающее во вни­мание вероятностные формы детерминизма.

Развитие познания выявило ограниченность данной концеп­ции. Динамическая концепция причинности, на которой основы­валась классическая философия и наука, была дополнена вероят­ностной, в соответствии с которой причинно-следственная связь, во-первых, реализуется не во всех типичных для нее случаях, во-вторых, не всегда приводит к одному и тому же результату.

Ина­че говоря, причинность часто носит вероятностный, статистичес­кий характер, т.е. имеет в качестве своего основания не только необходимые, но и случайные отношения. Именно поэтому про­цесс развития всегда приводит к порождению нового и является необратимым.

Переход к статистическому детерминизму не означает, одна­ко, произвольного характера переходов и отсутствия детермина­ции. Он только указывает на неоднозначность соответствия меж­ду причинами и следствиями. Эта неоднозначность проявляется, во-первых, в том, что предмет, как правило, выступает следствием действия целого ряда причин – внутренних и внешних, ос­новных и не основных. Во-вторых, следствие никогда не остается безразлично к своей причине, а по-своему влияет на нее, а зна­чит, причина и следствие как бы меняются местами. Наконец, в-третьих, то, что было следствием, в свою очередь становится причиной дальнейших изменений (следствий), и развитие, благо­даря этому, предстает как бесконечная цепь причинно-следствен­ных связей.

Собственно, причину следует отличать от условий, в которых она действует. Условия – это устойчивая сторона причинной обусловленности, в которой укоренена та или иная конкретная причина. Различие между непосредственной причиной и услови­ями относительно, а не абсолютно. Но разграничивать их все же необходимо.

Причину не следует смешивать так же и с поводом. Повод – это своеобразный катализатор, своеобразный толчок, запускающий движение ранее сложившегося причинно-следствен­ного обусловливания.

Категории причины и следствия имеют первостепенное значе­ние для процесса познания. Любая научная теория, независимо от того, что она изучает, обязательно предполагает выяснение причин исследуемого объекта. Знание причин способствует его предсказанию, а во многих случаях позволяет активно воздей­ствовать на ход того или иного процесса. В познании мы идем, как правило, от следствия к причине. И диалектическое их по­нимание делает эти категории необходимыми звеньями, ступень­ками научного познания действительности.

Кто открыл законы диалектики?

Первые наработки в сфере диалектики относятся ко времени существования древних государств: Китая, Индии и Греции. Античная диалектика не была структурированной и точной, но имела в себе зачатки современного понимания законов существования вселенной. Зенону Элейскому, Платону, Гераклиту и Аристотелю принадлежат первые попытки формирования законов диалектики.

Основной вклад в формирование диалектической мысли внесли немецкие философы

Важной составляющей работ немецких авторов, включая три закона диалектики Гегеля и теорию познания Канта, являются христианские доктрины. Философия того времени опиралась на средневековое понимание мира и рассматривала окружающую действительность в качестве предмета познания и деятельности

Прин­цип детерминизма

Познание сущности предмета с необходимостью предполагает уяснение причин, его порождающих и изменяющих, а также тех условий и обстоятельств, в которых это происходит. Это осуще­ствляется в диалектике через последовательное проведение прин­ципа детерминизма (от лат. «determinate» – определять), в основе которого лежит признание всеобщей обусловленности при­родных, общественных и психических явлений. Согласно этому принципу все реальные процессы детермини­рованы, т. е. развиваются в результате действия определенных причин.

Отрицание причинной обусловленности явлений состав­ляет основное содержание концепции индетерминизма, согласно которой невозможно рационально объяснить связи между явле­ниями и, соответственно, дать прогноз будущего, разумно ориен­тироваться в окружающем мире.

Важнейшими категориями, позволяющими последовательно провести принцип детерминизма в научном познании, наряду с уже рассмотренными понятиями необходимости и случайности, сущности и явления, являются причина и следствие.

Законы диалектики — примеры

Диалектические законы универсальны и могут применяться к различным сферам. Приведем примеры к трем диалектическим законам из разных сфер жизни и природы:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей. Ярким примером могут служить спортивные соревнования, в которых команды стараются достичь высоких результатов, но при этом являются конкурентами.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Большое количество примеров, подтверждающих этот закон, можно найти в экономической и политической сфере. Небольшие изменения в политическом устройстве страны могут со временем привести к смене социального строя.
  3. Закон отрицания отрицания. Смена поколений является точным и понятным примером этого закона. Каждое последующее поколение стремится быть более прогрессивным, и этот процесс никогда не останавливается.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Среди основных диалектических законов этот закон по праву считают главным. Он устанавливает характер самых фундаментальных отношений в мире – причинно-следственных, утверждая, что причина и движущая сила всех изменений – во взаимообусловленности и взаимодействии, единстве и борьбе диалектических противоположностей.

Изучение закона единства и борьбы противоположностей предполагает рассмотрение категорий «единство», «борьба», «противоположности», «тождество», «различие», «противоречие».


Категория «единство» подчеркивает взаимообусловленность тех диалектических противоположностей, которые образуют данное явление.

Категория «борьба» отражает активное взаимодействие противоположностей. Единство противоположностей не означает упразднения их альтернативности. Оно определяет скорее форму их сосуществования. Борьба противоположностей абсолютна, в то время как их единство – относительно. Например, введение единой европейской валюты не свидетельствует о том, что преодолены противоречия экономических интересов стран, входящих в ЕЭС. Противоположность национальных интересов налицо, вот только реальная угроза попасть под долларовый прессинг заставляет усмирять национальные амбиции, искать компромисс.

Категория «противоположности» указывает на взаимоисключаемость явлений. Производство и потребление – взаимоисключающие процессы, но с точки зрения экономики их противоположность относительна: они – две стороны одного и того же явления.

Категория «тождество» противоположностей выражает такой уровень соотношения противоположностей, как их частичное совпадение, соответствие. Тождество противоположностей – состояние временное, относительное. Так, интересы работодателя и работника в условиях рыночной, либеральной экономики противоположны Работодатель стремится за счет сокращения затрат на зарплату снизить стоимость продукции, чтобы повысить ее конкурентоспособность и получить дополнительную прибыль.

Работник, требуя повышения зарплаты, одновременно выступает против политики сокращения занятости. В борьбу включаются профсоюзы и государство, заинтересованное в выполнении социальных программ. В результате работы трехсторонних комиссий достигается паритет интересов. На некоторое время устанавливается покой. Истекает срок договора – и все начинается сначала.

Категория «различие» противоположностей характеризует отношения противоположностей, проявляющиеся вслед за нарушением тождества. Собственно говоря, различия существуют и на этапе тождества противоположностей. По существу различия противоположностей универсальны. Различия могут быть несущественными и существенными. Нарастая, различия переходят в противоречие.

Развитие и разрешение противоречий проходит ряд этапов. На первом из них господствует тождество противоположностей. Различия несущественны и не нарушают устойчивости существования явления. Противоречия скрыты, но они существуют и развиваются.

Второй этап выявляет несоответствия в бытии явления. На смену сбалансированности, гармонии приходит напряжение, возникают конфликты. Если нарастание противоречий продолжается, то развитие вступает в заключительный для данного явления третий этап, завершающийся разрешением противоречий посредством перехода (превращения) его в другое состояние или в иное явление. С превращением явления старые противоречия сменяются новыми, так как новое явление должно иметь и новый источник развития.

Разрешение противоречий сопровождается рождением нового качества.

Статистические и динамические законы

С категориями «необходимость» и «случайность» непосредственным образом связано понимание динамических и статистических законов. Статистические (вероятностные) законы – это законы, выражающие некоторую тенденцию, сложившуюся в совокупности явлений во взаимодействии множества случайных факторов. Они позволяют с высокой точностью делать прогностические выводы о поведении больших совокупностей объектов, но не достигают такой точности при прогнозе поведения отдельных ее элементов.

Статистические законы широко используются в изучении пове­дения квантово-механических объектов, биологических популяций, различных социальных групп и социальных явлений. К ним отно­сят, например, законы демографии, законы экономической статис­тики и др.

Динамические законыхарактеризуют поведение отдельного объекта или системы, включающей небольшое число элементов, и раскрывают необходимую связь между состояниями этого объекта или системы. Они дают возможность вполне определенно предсказать бу­дущее состояние объекта, если известно его настоящее состояние.

К динамическим законам относятся законы, выражающие при­чинно-следственные связи, функциональные отношения и т.п. Та­ковы, например, законы классической механики и открытый в хи­мии закон сохранения вещества. Динамические законы проявляют себя во всех областях действительности, на всех уровнях органи­зации материи.

Противопоставление динамических и статистичес­ких законов друг другу неправомерно. Современные научные данные (квантовая физика, биология, синергетика, социология и др.) показывают, что границы между детерминизмом и индетерминизмом не абсолютны, что эти прин­ципы тесно связаны между собой и характеризуют различные ас­пекты одних и тех же материальных взаимодействий. Выбор каж­дого из них в конкретных исследованиях во многом зависит от специфики изучаемых явлений.

В своей практической деятельности человек использует как необходимые, так и случайные связи. В одних ситуациях он стремит­ся к исключению случайностей, например, в ситуациях управле­ния такими сложными объектами, как атомные электростанции; в системах слежения за полетом самолетов, ракет или спутников, в системах жизнеобеспечения государства и т.п. В других ситуаци­ях он пытается расширить имеющееся пространство возможностей, чтобы обеспечить большую свободу выбора тому, кто будет прини­мать решение.


С этим читают