Запретный плод слаще? запретный плод сладок: значение фразеологизма

Что такое запретный плод?

Каждому известно, что запретный плод – это фразеологизм из поговорки «Запретный плод сладок», означающий что-то желанное, доступ к чему ограничен запретом. Данное выражение связывают с известным ветхозаветным сюжетом о грехопадении первых людей Адама и Евы. В русском языке значение популярного фразеологизма основывается на оппозиции «то, чего кто-то хочет, но не может или не имеет права иметь». Первая часть представляется «желанным», «привлекательным», а вторая – «недозволенным», «недоступным».


Почему запретный плод всегда сладок?

В известном многими выражении «запретный плод всегда сладок» выделяют два важных момента. Это запретный плод, то есть такой, который человек может вкусить не тогда, когда ему этого хочется. При этом он является сладким по причине того же запрета. Возможно, если бы не было запрета, плод был бы неприятным и не таким интересным. Отсюда становится понятным, что он не является психофизиологической потребностью.

Здесь можно видеть определенную закономерность, заключающуюся в удовлетворении при нарушении каких-либо правил

Однако важно понимать, что, нарушая старые правила, человек осознанно становится творцом новых. Даже если специально он их не формирует, поступки это демонстрируют

Словари трактуют слово «искус» как испытание и проверка чьих-то качеств. В религиозном контексте понятие «искушение» принято трактовать как «испытание», которое человеку требуется пройти в качестве определенного этапа, тем самым доказав зрелость своих качеств.

Запретный плод в литературе


Образ особенного яблока нередко фигурирует в произведениях писателей и поэтов. Детская сказка о Белоснежке напоминает: прекрасный плод может таить яд. Вот так и в жизни: поддаваясь соблазну, нужно помнить об опасностях.

В произведении «Портрет Дориана Грея» Лорд Генри уверяет, что единственный способ справиться с любым искушением – это уступить, поддаться ему, вкусить запретный плод.

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин вкладывает в уста своего героя слова о том, что женщине и рай не рай без искусителя и запретного плода.

Булат Окуджава в произведении «Путешествие дилетантов» тоже касается этой темы. По словам одного из героев, висение на волоске и хождение по краю некоторым приносят неописуемое удовольствие. Его герой так и говорит: «Запретный плод всегда сладок!».

Подобных примеров множество. Ведь человеческой природе на самом деле свойственно мечтать о запретном.

Происхождение выражения «запретный плод сладок»

Согласно Книги Бытия Бог расположил рай, или иначе, сад Эдем на востоке: «Из Эдема выходила река для орошения сада; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Пишон (Фисон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Прат (Евфрат)» (Быт.2:10-14). В саду он поселил первых людей Адама и Еву. Бог разрешил им пользоваться всеми плодами растущих в саду деревьев, кроме плодов дерева жизни и дерева познания добра и зла. Видимо этот запрет и распылил воображение Евы, и заставил её задаться «вечным» столь разлагающим общество и вместе с тем двигающим его вперед вопросом «Почему». А тут ещё змей-искуситель, живущий в том же саду рядом с людьми, нашептал Еве мысль что, мол, если она отведает плода с дерева познания, ничего ей за то не будет, но мудростью она достанет бога. Ева послушалась змея, да ещё уговорила последовать её примеру Адама. Бог страшно разгневался. Змея он приговорил вечно ползать по земле и быть всеми презираемым, Еву — в муках рожать детей и жить в подчинении мужчине, Адама — бесконечно работать в поте лица в заботе о хлебе насущном. После чего изгнал грешников из рая.


Философ и богослов Моше бен Маймон (Рамбам) провозгласил легенду о поведении первых людей в Раю уроком того, что— неповиновение Творцу, оборачивается против человека— грех не может быть «мелким»— человеку дана свобода выбора

Психологический механизм

Это интересно и имеет прямое отношение к сущности вопроса. Обычно в лексиконе родителей при воспитании доминирует слово «Нельзя». Нельзя то, нельзя это и прочее. Всем это хорошо известно. На такое положение вещей еще накладывается и то, что в данный момент в России терпит кризис институт отцовства. Проще говоря, детей воспитывают только женщины, а это не очень хорошо, ибо основным агентом норм и правил общества выступает в семье отец. Но у России сейчас с этим напряженка, потому что отцы либо работают с утра до ночи — обеспечивают семью и их не бывает дома, либо они просто исчезают после появления ребенка на свет. Ни то, ни то благотворно не сказывается на развитии человека.

А большинство матерей (да и что там греха таить отцов тоже) предпочитают не объяснять свои решения и спускать их сверху, директивно – без комментариев. В итоге у человека формируется стойкое ощущение, что, как ни крути, а запретный плод слаще

И совершенно неважно, какие у всего этого будут последствия. Человеку прежде всего хочется заявить о своих правах и сказать: «Я есть!» Его можно понять

Автор афоризма Овидий и его продолжатель Оскар Уайльд

Чуть раньше мы сказали, что эта мудрость народная, и это почти правда. В том смысле, что некоторое литературное произведение настолько шикарно, что оно уходит в народ почти полностью, и о происхождении тех или иных цитат знают только специалисты. Так и в нашем случае, но пора отрыть карты. Фразеологизм «запретный плод сладок» впервые встречается, согласно словарю, в творчестве Овидия.

Есть и интересная интерпретация сладкого плода. Она встречается в известнейшем произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Там один очень циничный персонаж так и сыпет афоризмами. Речь, разумеется, о лорде Генри. Среди прочего он говорит: «Единственный способ справиться с искушением, уступить ему». Несмотря на парадоксальность такой мысли, она имеет некоторые плюсы.


Например, человек в раннем возрасте случайно или намеренно попробовал алкоголь, и у него осталось стойкое отвращение к нему. С наркотиками та же история. Но тут, безусловно, можно пробовать только легкие, с тяжелых трудно отказаться даже после первое раза.

Кто-то скажет, что это опасная система воспитания. Конечно, опасная. Но все время запрещать ничуть не менее опасно. Вообще, безопасна только смерть. Вот там, за порогом, уже точно ничего не случается.

Так или иначе, но мы выяснили много интересных и познавательных вещей. Теперь читатель без труда ответит на вопрос, «запретный плод сладок», кто сказал? Помимо прочего, стало ясно, что «жизнь сложная штука» и неизвестно как нам отзовется наше слово или действия. Такие дела, как говорил Курт Воннегут.

Запретный плод в Библии

Нет такого человека, кто не знает, что запретный плод по Библии – это такой плод, который рос в Эдемском саду и был запрещен Богом. Однако змей-искуситель смог уговорить Еву таки попробовать его. Диавол нашептал первой женщине, что этот запретный плод Бог запрещает им с Адамом есть только потому, что они смогут стать такими же могущими, как и он сам, и им откроются многие тайны. Услышав это, Ева уговорила Адама попробовать такой желанный сочный запретный плод — яблоко. Нарушив запрет, первые люди были изгнаны Богом из рая. Помимо того, они стали смертными и отдалились от Бога.

Дерево с запретными плодами

Сейчас вопрос где найти запретный плод из Библии может и вправду звучать глупо, ведь не существует того самого описанного в Ветхом Завете Дерева познания добра и зла, на котором росли такие плоды. Согласно Библии это дерево было особенным, поскольку его наряду с Деревом жизни посреди Эдемского сада посадил Бог. Оно олицетворяет познание, а также способно различать такие две противоположности как добро и зло.

Кто вкусил запретный плод?

Первородный грех и последовавшее страшное наказание произошло в далекие описанные Библией времена. Нередко идут споры о том, кто же первым ослушался Творца и вкусил тот самый запретный плод – Адам или Ева. В Ветхом Завете Библии рассказывается о том, что Адам вкусил запретный плод, хотя Бог ему и не разрешил это делать. Можно уверенно говорить о том, что, поступив таким образом, мужчина предал своего Творца. Возможно, мужчина и не совершил бы такой поступок, если бы Ева его не уговорила попробовать то, что им так давно запрещено делать.


С этим читают