Книга: золотой теленок (полная версия) — илья ильф

Глава IО том, как Паниковский нарушил конвенцию

Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того-лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд.


И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.

Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов.

— В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать.

В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда. Он выводит из строя целые шеренги членов профсоюзов и их семей. Если пешеходу иной раз удается выпорхнуть из-под серебряного носа машины — его штрафует милиция за нарушение правил уличного катехизиса.

И вообще авторитет пешеходов сильно пошатнулся. Они, давшие миру таких замечательных людей, как Гораций, Бойль, Мариотт, Лобачевский, Гутенберг и Анатоль Франс, принуждены теперь кривляться самым пошлым образом, чтобы только напомнить о своем существовании. Боже, боже, которого в сущности нет, до чего ты, которого на самом деле-то и нет, довел пешехода!

Вот идет он из Владивостока в Москву по сибирскому тракту, держа в одной руке знамя с надписью: «Перестроим быт текстильщиков», и перекинув через плечо палку, на конце которой болтаются резервные сандалии «Дядя Ваня» и жестяной чайник без крышки. Это советский пешеход-физкультурник, который вышел из Владивостока юношей и на склоне лет у самых ворот Москвы будет задавлен тяжелым автокаром, номер которого так и не успеют заметить.

От авторов

Обычно по поводу нашего обобществленного литературного хозяйства к нам обращаются с вопросами вполне законными, но весьма однообразными: «Как это вы пишете вдвоем?»

Сначала мы отвечали подробно, вдавались в детали, рассказывали даже о крупной ссоре, возникшей по следующему поводу: убить ли героя романа «12 стульев» Остапа Бендера или оставить в живых? Не забывали упомянуть о том, что участь героя решилась жребием. В сахарницу были положены две бумажки, на одной из которых дрожащей рукой был изображен череп и две куриные косточки. Вынулся череп – и через полчаса великого комбинатора не стало. Он был прирезан бритвой.

Потом мы стали отвечать менее подробно. О ссоре уже не рассказывали. Еще потом перестали вдаваться в детали. И наконец, отвечали совсем уже без воодушевления:

– Как мы пишем вдвоем? Да так и пишем вдвоем. Как братья Гонкуры*. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые.

И вдруг единообразие вопросов было нарушено.


– Скажите, – спросил нас некий строгий гражданин из числа тех, что признали советскую власть несколько позже Англии и чуть раньше Греции, – скажите, почему вы пишете смешно? Что за смешки в реконструктивный период? Вы что, с ума сошли?

После этого он долго и сердито убеждал нас в том, что сейчас смех вреден.

– Смеяться грешно! – говорил он. – Да, смеяться нельзя! И улыбаться нельзя! Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!

– Но ведь мы не просто смеемся, – возражали мы. – Наша цель – сатира именно на тех людей, которые не понимают реконструктивного периода.

– Сатира не может быть смешной* – сказал строгий товарищ и, подхватив под руку какого-то кустаря-баптиста, которого он принял за стопроцентного пролетария, повел его к себе на квартиру.

Повел описывать скучными словами, повел вставлять в шеститомный роман под названием: «А паразиты никогда!»*

Все рассказанное не выдумка. Выдумать можно было бы и посмешнее.

Дайте такому гражданину-аллилуйщику волю, и он даже на мужчин наденет паранджу, а сам с утра будет играть на трубе гимны и псалмы, считая, что именно таким образом надо помогать строительству социализма.

И все время, покуда мы сочиняли «Золотого теленка», над нами реял лик строгого гражданина:

а вдруг эта глава выйдет смешной? Что скажет строгий гражданин?

И в конце концов мы постановили:

а) роман написать по возможности веселый;


б) буде строгий гражданин снова заявит, что сатира не должна быть смешной, просить прокурора республики привлечь помянутого гражданина к уголовной ответственности по статье, карающей за головотяпство со взломом.

Жанры

  • Карьера, кадры
  • Деловая литература
  • Маркетинг, PR
  • Экономика
  • Детективы
  • Триллер
  • Шпионский детектив
  • Боевик
  • Классический детектив
  • Исторический детектив
  • Иронический детектив, дамский детективный роман
  • Полицейский детектив
  • Криминальный детектив
  • Политический детектив
  • Про маньяков
  • Крутой детектив
  • Советский детектив
  • Публицистика
  • Биографии и Мемуары
  • Документальная литература
  • Военное дело
  • Военная документалистика и аналитика
  • География, путевые заметки
  • Семейные отношения, секс
  • Домашние животные
  • Здоровье
  • Педагогика, воспитание детей, литература для родителей
  • Кулинария
  • Боевые искусства, спорт
  • Хобби и ремесла
  • Развлечения
  • Домоводство
  • Семейные отношения
  • Сад и огород
  • Драматургия
  • Драма
  • Сценарий
  • Комедия
  • Критика
  • Культурология
  • Искусство и Дизайн
  • Скульптура и архитектура
  • Кино
  • Музыка

Зарубежная компьютерная, околокомпьютерная литература

  • Сказки народов мира
  • Проза для детей
  • Фантастика для детей
  • Детская литература
  • Детская образовательная литература
  • Стихи для детей
  • Зарубежная литература для детей
  • Детская остросюжетная литература
  • Русские сказки
  • Классическая детская литература
  • Короткие любовные романы
  • Современные любовные романы
  • Любовное фэнтези, любовно-фантастические романы
  • Исторические любовные романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Эротическая литература
  • Любовные романы
  • Порно
  • История
  • Психология и психотерапия
  • Зарубежная образовательная литература, зарубежная прикладная, научно-популярная литература
  • Философия
  • Политика
  • Научная литература
  • Языкознание, иностранные языки
  • Биология, биофизика, биохимия
  • Медицина
  • Военная история
  • Литературоведение
  • Физика
  • Обществознание, социология
  • Математика
  • Зоология
  • Юриспруденция
  • Астрономия и Космос
  • Геология и география
  • Альтернативные науки и научные теории
  • Химия
  • Экономика
  • Альтернативная медицина
  • Государство и право
  • Поэзия
  • Юмористические стихи, басни
  • Лирика
  • Классическая зарубежная поэзия
  • Исторические приключения
  • Приключения
  • Приключения для детей и подростков
  • Путешествия и география
  • Морские приключения
  • Природа и животные
  • Вестерн, про индейцев
  • Приключения в современном мире
  • Русская классическая проза
  • Классическая проза
  • Современная русская и зарубежная проза
  • Историческая проза
  • Советская классическая проза
  • Проза о войне
  • Классическая проза ХIX века
  • Классическая проза ХX века
  • Проза
  • Малые литературные формы прозы: рассказы, эссе, новеллы, феерия
  • Зарубежная классическая проза
  • Контркультура
  • Роман, повесть
  • Магический реализм
  • Средневековая классическая проза
  • Классическая проза XVII-XVIII веков
  • Готический роман
  • Фантасмагория, абсурдистская проза
  • Афоризмы, цитаты
  • Эпистолярная проза
  • Экспериментальная, неформатная проза
  • Самиздат, сетевая литература
  • Фанфик
  • Журналы, газеты
  • Незавершенное
  • Неотсортированное
  • Религия, религиозная литература
  • Самосовершенствование
  • Религиоведение
  • Православие
  • Христианство
  • Эзотерика, эзотерическая литература
  • Руководства
  • Энциклопедии
  • Путеводители, карты, атласы
  • Справочная литература
  • Справочники
  • Словари
  • antique
  • Европейская старинная литература
  • Древнерусская литература
  • Древневосточная литература
  • Античная литература
  • Военное дело, военная техника и вооружение
  • Технические науки
  • Металлургия
  • Фэнтези
  • Научная Фантастика
  • Боевая фантастика
  • Альтернативная история
  • Юмористическая фантастика
  • Ужасы
  • Космическая фантастика
  • Социально-психологическая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Киберпанк
  • Детективная фантастика
  • Эпическая фантастика
  • Фантастика
  • Городское фэнтези
  • Мистика
  • Постапокалипсис
  • Славянское фэнтези
  • Книги о вампирах
  • Мифологическое фэнтези
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Современная сказка
  • Хроноопера
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Фольклор, загадки folklore
  • Народные сказки
  • Былины, эпопея
  • Юмористическая проза
  • Юмор
  • Анекдоты
  • Сатира

Автор книги: Илья Ильф

Жанр: Юмористическая проза, Юмор

Язык:русскийИздательство:Русская книгаГод издания:ISBN:5-268-01053-0Размер:

  • Комментарии |
  • Просмотров: 27708 |
    • 84
    4.2 Оценок: 5

Скачать книгу бесплатно в форматах: fb2 rtf epub txt mobi html 

Описание книги

Вы читали «Золотой теленок» Ильфа и Петрова? Любой образованный человек скажет: «Конечно, читал!» Мы скажем: «Конечно, не читали!»

Потому что до сих пор «Золотой теленок» издавался не полностью и не в том виде, в каком его написали авторы, а в том, в каком его «разрешили» советские редакторы и советская цензура.

Два года назад впервые в истории увидело свет полное издание «Двенадцати стульев». Теперь – тоже впервые в истории – выходит полная версия «Золотого теленка», восстановленная известными филологами Давидом Фельдманом и Михаилом Одесским. Читатель узнает, что начинался роман совсем не так, как мы привыкли читать. И заканчивался тоже совсем не так. В приложении к издании будет помещена иная версия заключительной части.

А из предисловия, написанного Д.Фельдманом и М.Одесским, станет ясно, что история создания «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» – сама по себе захватывающий детективный роман, в котором в полной мере отразилась политическая жизнь страны конца 20-х – начала 30-х годов.

Последнее впечатление о книге

  • OksanaPeder:
  • 1-08-2020, 17:21

Книга, конечно, интересная. Но на фоне первой части приключений комбинатора-махинатора Евгений Петров, Илья Ильф — 12 стульев она блекнет. Временами мелькает мысль, что лучше бы авторы вообще не продолжали эту историю.

Ещё Во-первых, Остап Бендер тут получился слабой копией самого себя из первой части. Поэтому не удивительно, что большую часть истории ему просто не везет. А финал вообще откровенно провальный… Во-вторых, шутки здесь слабее, а местами возникает ощущение, что текст «высасывался из пальца» (лишние действия, расчеты, пространные размышления…). Но, несмотря на все недостатки, история все равно читабельная. По-прежнему здесь множество метких фразочек, которые легко «ушли в народ» и остались актуальными до наших дней «Командовать парадом буду я!» Чем меньше город, тем длиннее приветственные речи. Мы чужие на этом празднике жизни. «Автомобиль — не роскошь, в средство передвижения».

Кроме стеба над властью и человеческими поступками, характерного для первой книги, тут появляется некоторая натужная мораль: «Можно быть миллионером, но не всегда можно воспользоваться своим богатством». Последняя сцена — это вообще что-то … Почему я сомневаюсь, что Бендер с такими-то способностями и финансами вдруг не смог найти лазейку в государственной границе? Я бы больше поверила этой книге, если она стала приквелом к первой части, что-то вроде становления великого комбинатора, а не его падения. Почитать книгу стоит. Но лучше без завышенных ожиданий. Перечитывать скорее всего не буду.

Свернуть Остальные комментарии

Двойная автобиография

Составить автобиографию автора «Двенадцати стульев» довольно затруднительно. Дело в том, что автор родился дважды: в 1897 году и в 1903 году. В первый раз автор родился под видом Ильи Ильфа, а во второй раз – Евгения Петрова.

Оба эти события произошли в городе Одессе.

Таким образом, уже с младенческого возраста автор начал вести двойную жизнь. В то время как одна половина автора барахталась в пеленках, другой уже было шесть лет и она лазила через забор на кладбище, чтобы рвать сирень. Такое двойное существование продолжалось до 1925 года, когда обе половины впервые встретились в Москве.


Илья Ильф родился в семье банковского служащего и в 1913 году окончил техническую школу. С тех пор он последовательно работал в чертежном бюро, на телефонной станции, на авиационном заводе и на фабрике ручных гранат. После этого был статистиком, редактором юмористического журнала «Синдетикон», в котором писал стихи под женским псевдонимом, бухгалтером и членом президиума Одесского союза поэтов. После подведения баланса выяснилось, что перевес оказался на литературной, а не бухгалтерской деятельности, и в 1923 году И. Ильф приехал в Москву, где и нашел свою, как видно окончательную, профессию – стал литератором, работал в газетах и юмористических журналах.

Евгений Петров родился в семье преподавателя и в 1920 году окончил классическую гимназию. В том же году сделался корреспондентом Украинского телеграфного агентства. После этого в течение трех лет служил инспектором уголовного розыска. Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины. В 1923 году Евг. Петров переехал в Москву, где продолжал образование и занялся журналистикой. Работал в газетах и юмористических журналах. Выпустил несколько книжечек юмористических рассказов.

После стольких приключений разрозненным частям удалось наконец встретиться. Прямым следствием этого и явился роман «Двенадцать стульев», написанный в 1927 году в Москве.

В таких случаях авторов обычно спрашивают, как это они пишут вдвоем? Интересующимся можем указать на пример певцов, которые поют дуэты и чувствуют себя при этом отлично.

После «Двенадцати стульев» нами выпущены в свет сатирическая повесть «Светлая личность» и две серии гротескных новелл: «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и «1001 день, или Новая Шахерезада».

Сейчас мы пишем роман под названием «Великий комбинатор» и работаем над повестью «Летучий голландец». Мы входим в недавно образовавшуюся литературную группу «Клуб чудаков».

Несмотря на такую согласованность действий, поступки авторов бывают иногда глубоко индивидуальными. Так, например, Илья Ильф женился в 1924-м, а Евгений Петров в 1929 году.

О книге «Золотой теленок» Евгений Петров, Илья Ильф

Жанр романа Евгения Ильфа и Ильи Петрова «Золотой теленок» определяют по-разному: плутовской роман, социальная сатира, роман-фельетон. Действительно, в произведении есть и продолжения приключений неуемного Остапа Бендера с его страстью к легкому обогащению, и сатира на советское общество 30-х годов, и высмеивание человеческих пороков. Роман Евгения Ильфа и Ильи Петрова был неоднократно экранизирован, а фразы из него стали крылатыми и вошли в массовую культуру.

«Золотой теленок» – это вторая книга о приключениях великого комбинатора Остапа Бендера. Жажда наживы снова движет обаятельного героя вперед. На этот раз он решил прикинуться сыном революционера Петра Шмидта. Однако, не одному ему пришла в голову такая идея. Шура Балаганов и Паниковский тоже хотят получить денег благодаря имени знаменитого «отца». Объединенные Остапом в одну команду, они находят водителя автомобиля Адама Козлевича и вместе отправляются в Черноморск, где, по заверению Бендера, живет настоящий подпольный миллионер. Путь от города Арбатова до Черноморска частично пролегает по трассе автопробега «Москва – Харьков – Москва», и команда героев «Золотого теленка» вливается в его ряды, назвавшись экипажем автомобиля «Антилопа».

Участие команды Остапа Бендера в автопробеге по бездорожью его необъятной родины – увлекательная история о том, как герои хитростью и смекалкой добывают себе бензин и провизию. Но она заканчивается, когда герои приближаются к цели своего путешествия – миллионам Александра Ивановича Корейко. Быть богачом в советское время смертельно опасно, особенно когда твое состояние нажито благодаря махинациям. Поэтому Бендер не видит ничего предосудительного в том, чтобы обмануть обманщика. Вот только получить у Корейко заветный чемоданчик с деньгами – непростая задача даже для хитреца Бендера.

Роман «Золотой теленок» – сатирический роман, изобилующий множеством аллюзий и реминисценций. Здесь есть перекличка с романами Дюма, Лескова, Булгакова и Олеши. Бесчисленны параллели с советской действительностью: коммунальный быт, мода и дефицит, первые кинотеатры, парадная живопись и многое другое. Вот почему роман Евгения Ильфа и Ильи Петрова стал культовым, а его главный герой – плут Остап Бендер – не вошел в число антигероев, а благодаря своему обаянию и жизнелюбию полюбился читателям.


С этим читают