Флейта

Действие флейты

Звуки флейты затрагивают самые тонкие внутренние резонаторы, настраивая сопереживать прекрасному и улавливать едва заметные оттенки и переходы чувства. Флейта – один из самых изящных по звучанию музыкальных инструментов, способный очищать, давать просветление, помогать прожить сдержанные эмоции и приходить к умиротворению.


Звучание флейты позволяет отрешиться от мирской суеты, задаёт медитативный тон, помогает сконцентрироваться на утончённых деталях, расслабиться, почувствовать себя возвышенно. Мелодичные переливы прививают любовь к прекрасному, настраивают на духовное сопереживание и естественным образом учат ценить утончённое и высокое.

Сонник — Игра на музыкальном инструменте

ИГРАТЬ во сне на музыкальном инструменте означает сигнал о надвигающейся опасности, которая грозит вам и вашей семье из-за неискренности и лживости ваших подчиненных, готовых предать вас в любую минуту, лишь только вы окажетесь в слабом и уязвимом положении

Берегитесь удара в спину от ваших сослуживцев и коллег!.Если вам приснилась игра на балалайке, значит, наяву вы окажетесь в состоянии преодолеть все тяготы, горести, испытания и лишения, выпавшие на вашу долю.Играть на флейте означает, что скоро вы лишитесь покоя, возможно, даже и рассудка, если не прекратите обращать внимание на глупые и никчёмные вещи.Если вы играете по нотам, то это значит, наяву вы будете беспредельно счастливы и благополучны во всем. Вскоре станете собственником огромных плодородных земель и пастбищ

Кроме того, возможно приобретение недвижимости, а также движимого имущества. Словом, подобный сон сулит богатство и процветание.Играть во сне гимны – свидетельство того, что в отношениях с окружающими людьми вы не всегда корректны и внимательны, очень часто у вас напрочь отсутствует чувство такта, поэтому вы стараетесь заставить всех ваших близких беспрекословно подчиняться вашим условиям, .Если сказать резче и грубее, но констатируя реальные факты – буквально плясать под вашу дудку. Одним словом, такой сон характеризует вас как человека очень взбалмошного, избалованного и капризного, привыкшего к исполнению всех его желаний.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Литература

  • Тризно Б. Флейта. — М.: Музыка, 1964
  • Платонов Н. И. — Пути развития исполнительского мастерства на флейте: Дис… докт. иск. — М., 1957
  • А. П. Баранцев «Мастера игры на флейте профессора Петербургско — Ленинградской консерватории 1862—1985 г.» — Петрозаводск, 1990
  • Болотин С. В. «Энциклопедический Биографический Словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах» — гл.редактор — Гехт Р. М.; изд.»Радуница», М., 1995
  • «Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории.» — Музыка, 1979
  • Липаев И. «Оркестровые музыканты» — СПб.,1904
  • Липаев И. «Из прошлого Московской консерватории». ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф.13 N 70
  • Усов Ю. «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах». — М., 1989

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Физик, который умеет играть на флейте

– Общедоступные музыкальные школы возникли в СССР в 30-е годы, то есть история не такая уж и длинная. Какая идея лежала в основе тогда и куда она улетучилась?

– Во-первых, была другая экономика, совсем не рыночная. Во-вторых, было представление о классическом образовании, которое должно включать в себя обучение изящным искусствам. Музыкальное образование признано психологами как наиболее развивающее мозговую деятельность, причем в раннем возрасте. Есть исследования о влиянии развития мелкой моторики в сочетании с рядом интеллектуальных действий, связанных с эмоциональной сферой, на мозг.

Обучение музыке, пусть звучит пафосно – это всеобъемлющий инструмент развития личности. В Советском Союзе это прекрасно понимали, поэтому-то и развивали сеть музыкальных школ по всей стране.

В-третьих, не забываем о политике. СССР стремился продемонстрировать миру, что его детям, вне зависимости от социального статуса, доступно то самое воспитание, которое до революции было уделом аристократии, а в других странах могли позволить себе лишь высшие слои общества. В СССР абсолютно любой ребенок мог стать музыкантом или художником, а простой учитель музыки – получать достойные деньги.


Когда все встало на рыночные рельсы, финансирование не просто резко упало, особенно это заметно было в 90-е, оно стало издевательским. Я приношу искреннюю благодарность и кланяюсь педагогам, которые в тяжелейшие годы, в середине 90-х, получая зарплату в 10$ в месяц, а хватало ее только на проезд в транспорте, продолжали воспитывать музыкантов и сохранять уникальную систему музыкального образования. Эта система продолжает работать и сейчас, стоит на плечах энтузиастов.

Лучшее подтверждение – международный конкурс Чайковского, на котором наши музыканты выступают просто феноменально. А ведь они и есть те самые дети, которые родились после перестройки.

– Вкладывая в музыкальное образование, мы отапливаем улицу. Сколько выпускников музыкальных школ становится выдающимися музыкантами? Подобные упреки довольно часто звучат. Как вы к этому относитесь?

– Мне и моим единомышленникам такие упреки очень помогают. Есть исследования, что среди юных правонарушителей процент учащихся музыкальных школ ничтожен. Это говорит о том, что мы воспитываем не будущих профессиональных музыкантов, да и задачи такой не ставится, хотя небольшой процент талантливых детей профессионалами все-таки становятся.

Музыкальные программы составлены так, что логическим продолжением обучения в школе становится обучение в училище, а потом и в консерватории. Это единое целое, это та самая преемственность образовательных программ. Но из музыкальной школы прежде всего выходит личность, гражданин, образованный человек.

Обвинения в пустой трате государственных денег кажутся мне нелепыми и свидетельствуют о полном непонимании сути образования. Как можно жалеть о потраченных деньгах, если ребенок становится не просто культурным, эмпатичным, но разносторонним, устойчивым к опасностям, которые подстерегают его вовне. Как можно это игнорировать? Если все-таки пренебрегаете, то, как сказал один из моих коллег, «закрывая музыкальную школу, не забудьте построить на ее месте тюрьму».

Однажды уважаемый мной Михаил Швыдкой, бывший министр культуры, сказал: «Физик, который умеет играть на флейте, талантливее того, который играть не умеет».

Оказывается, даже не став профессиональными музыкантами, выпускники музыкальных школ по статистике успешнее своих ровесников. Почему? Да потому что у них в разы богаче внутренний мир, в разы более развита эмоциональная сфера. У чиновников есть такое диковатое выражение – человеческий капитал. Так стоит вкладываться в этот капитал или мы отапливаем улицу?


У меня есть фестиваль Ассоциации студенческих клубов классической музыки. В ассоциацию входят студенты не-музыканты из МГУ, Бауманки, любых вузов, имеющие за плечами музыкальную школу. Ребята не забыли, как играли в детстве на инструментах, поэтому собираются в оркестры и ансамбли, музицируют. В этом их поддерживают профессиональные музыканты.

Такой фестиваль – это что-то удивительное. Но и в СССР, в доме ученых в Москве, в Новосибирске, были оркестры, которые помогали ученым расслабиться после трудовых будней. Они играли на очень хорошем уровне и даже выступали. Музыкальное образование – это признак культурного человека. Конечно, упрек про отапливание улицы возмутил, но он же позволил консолидироваться коллегам и четче высказать нашу позицию.

Описание

Свистковое устройство. А — блок (пыж), B — канал, C — заострённый край

В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются так называемые вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).

Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).

Блокфлейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII веку её популярность снизилась, так как предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким как современная поперечная флейта, обладающая более широким диапазоном и громким звуком.

По-немецки блокфлейта называется «флейта с блоком» (нем. Blockflöte), по-французски — «флейта с клювом» (фр. flûte à bec), по-итальянски — «нежная флейта» (итал. flauto dolce), по-английски — «рекордер» (англ. recorder; от record — учить наизусть, разучивать).

Современные блокфлейты изготавливаются не только из дерева, но и из пластика. Качественные пластиковые инструменты обладают хорошими музыкальными возможностями. Плюсом таких инструментов также является их дешевизна, прочность — они не так подвержены риску треснуть как дерево, точность изготовления методом горячего прессования с последующей доводкой с высокой точностью, гигиеничность (они не боятся влаги и отлично переносят «купание»). Тем не менее, по мнению большинства исполнителей, лучше всего звучат именно деревянные флейты. Для изготовления традиционно используется самшит или фруктовые деревья (груша, слива), для бюджетных моделей — как правило, клён, а профессиональные инструменты часто изготавливаются из пород красного дерева.

Блокфлейта обладает полным хроматическим звукорядом. Это позволяет играть музыку в разных тональностях.

Блокфлейта — инструмент нетранспонирующий, поэтому инструменты в строе до и фа записываются в реальном звучании или (для сопрано, сопранино и баса) на октаву ниже реального звучания. Гарантируемый производителями блокфлейт диапазон (так называемый стандартный диапазон) составляет чуть более двух октав: для сопрано он составляет от до второй октавы до ре четвёртой октавы.

Есть возможность расширить диапазон, на половину тона вниз, если частично закрыть раструб. Некоторые инструменты позволяют взять более высокие ноты, чем указано в стандартном диапазоне. Возможность такого расширения во многом зависит от качества блокфлейты, а аппликатура такого расширения может сильно разниться в зависимости от производителя. У профессиональных исполнителей дополнительный расширенный диапазон по качеству звучания не отличается от стандартного диапазона.

Некоторые современные модели, которые обладают расширенным диапазоном: Mollenhauer Modern Soprano/Alto; Helder Alto/Tenor (harmonic recorders — Mollenhauer & Maarten Helder).

Обучение игре на духовых музыкальных инструментах в российских музыкальных школах начинается с освоения игры на блокфлейте.

Примечания

  1. .
  2. ↑ , с. 622.
  3. .
  4. , с. 10.
  5. , с. 11.
  6. ↑ .
  7. . slovari.yandex.ru. Дата обращения 8 мая 2013. (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
  8. Larsen G. The essential guide to irish flute and tin whistle. — 2003.
  9. . slovari.yandex.ru. Дата обращения 8 мая 2013. (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
  10. Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — ISBN 5-7805-0537-3.
  11. Сопель // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. Симон — Хейлер. — С. 212. — 1054 с. — 102 200 экз.
  12. Например, в переводе «Поэтики» Аристотеля В.Аппельрота: «…только гармонией и ритмом пользуются авлетика и кифаристика и другие музыкальные искусства, относящиеся <к этому же роду>, например, искусство игры на свирели»(ἡ <τέχνη> τῶν συρίγγων). Так же в переводах данного места у Н. Новосадского и М. Гаспарова.
  13. Сиринга // Словарь античности : перевод с немецкого / отв. ред. В. И. Кузищин. — М.: Прогресс, 1989. — ISBN 5-01-001588-9.
  14. А. А. Розенберг. Флейта Пана // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. Симон — Хейлер. — С. 847—848. — 1054 с. — 102 200 экз.
  15. . slovari.yandex.ru. Дата обращения 8 мая 2013. (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
  16. Флейта // Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка (рус.). — 1990.
  17. Рогаль-Левицкий Д. Ч. I // Современный оркестр. — М: Государственное музыкальное издательство, 1953.
  18. The Essential Guide to Irish Flute and Tin Whistle by Grey Larsen
  19. О. Т. Леонтьева. Ди // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. Гондольера — Корсов. — С. 231. — 958 с. — 102 200 экз.

флейта I

В Викиданных есть лексема флейта (L175230).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. фле́йта фле́йты
Р. фле́йты фле́йт
Д. фле́йте фле́йтам
В. фле́йту фле́йты
Тв. фле́йтойфле́йтою фле́йтами
Пр. фле́йте фле́йтах

фле́й-та

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -флейт-; окончание: [].

Семантические свойства

Флейты

Значение

муз. деревянный или металлический, реже костяной духовой музыкальный инструмент высокого тембра, имеющий форму цилиндрической трубки с отверстиями и клапанами; фистула ◆ То флейта слышится, то будто фортепьяно. А. С. Грибоедов, «Горе от ума», 1824 г. (цитата из Викитеки) ◆ Итак, теперь могу сказать, что и я слышал многих виртуозов: Бема, Бианку и Кубишту на скрипке, Фильда и Кашина на фортепиано, Вальтера на флейте, Полиньи на кларнете. В. Н. Баснин, «Петербургские впечатления молодого сибиряка в 1828 г.», 1828 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см

) ◆ Наш барабан с флейтою хотя на некоторое время и обратил внимание ваших посетителей, но они равнодушно слушали звуки сих инструментов, и начальник объяснял, что и у них есть музыкальное орудие, звуком флейте подобное. Ф. Ф. Беллинсгаузен, «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах „Востоке“ и „Мирном“ под начальством капитана Беллинсгаузена командира шлюпа „Восток“, шлюпом „Мирным“ начальствовал лейтенант Лазарев», 1831 г

(цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Опыт, однако, показывает, что звуки флейты, несносные иногда и для здорового человека, могут привести больных в бешенство. Ю. В. Каннабих, «История психиатрии», 1928 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ На этот вопрос отвечает Гёте, — «дуть не значить играть на флейте; извольте пальцами перебирать». Ю. Писаренко, «Хрестоматия актёра», 1930 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )

Гипонимы

  1. блокфлейта, блок-флейта, блокфлёте, продольная флейта, двойная флейта, аккордовая флейта, флажолет, поперечная флейта, косая флейта, концертная флейта, малая флейта, октавная флейта, альтовая флейта, флейта-пикколо, свисток, сопель, сопелка, окарина, кувиклы, кувички, флейта Пана, панфлейта

Родственные слова

Ближайшее родство
  • уменьш.-ласк. формы: флейточка
  • пр. существительные: флейтист, флейтистка
  • прилагательные: флейтовый
Список всех слов с корнем «-флейт⁽ʲ⁾-/-флет-»
  • топонимы: Флейта
  • существительные: флейта (флейт; флета; блокфлёте; блок-флейта, блокфлейта; флейта-пикколо; флейт-траверс, траверс-флейта; флейточка); флейтист (флейтщик; флейтистка, флейтщица)
  • прилагательные: флейтный; флейтовый; флейтообразный; флейтщиков; флейтщичий

Этимология

Происходит от ст.-франц.  «флейта», далее из старопрованс. flaut, дальнейшая этимология неясна. Русск. флейта, стар. флейт — у Петра I, 1694 г., флета, Куракин, 1707 г. Форма м. рода — из голл. fluit «флейта», на -а — из нем. Flötе. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Перевод

Список переводов
  • az (кир.): флејта
  • az (лат.): fleyta
  • sq: flaut ж.
  • en: flute
  • ar: ناي ,الناي
  • hy: ֆլեյտա (flejta)
  • ast: flauta ж.
  • af: fluit
  • eu: flauta, xirula
  • be: ж.
  • bg: ж.
  • cy: ffliwt
  • hu: fuvola, furulya
  • vi: sáo, ống sáo, sáo ngang, kèn Phluýt
  • gl: flauta ж.
  • el: φλάουτο, φλάουτος
  • ka: ფლეიტა
  • da: fløjte
  • grc: αὐλός
  • vls: fluit
  • he: חליל
  • yi: פלייט
  • id: seruling, suling
  • иie: flaute
  • ga: fliúit ж.
  • is: flauta ж.
  • es: flauta ж.
  • it: flauto м.
  • kk: сырнай,
  • kn: ಕೊಳಲು (koḷalu)
  • ca: flauta ж.
  • ky: , най
  • zh: 长笛
  • (традиц.): 長笛
  • ko: 플루트 (peulluteu)
  • kw: whybonol
  • xh: ifleyiti
  • ku: bilûr ж., ney ж., fîq ж., bilûl ж.
  • km: ខ្លុយ (kloy)
  • lo: ຂຸ່ຍ (kʰūy)
  • la: tibia
  • lv: flauta ж.
  • li: fluit
  • lt: fleita ж.
  • mk: флаута ж., флејта (разг.) ж.,
  • ms: seruling, serunai
  • ml: ഓടക്കുഴൽ
  • mt: flawt
  • mi: tōrino, pūtōrino, kōauau
  • mn: лимбэ
  • gv: maireen
  • nv: tsʼisǫ́ǫ́s
  • de: Flöte ж.
  • nl: fluit
  • no: fløyte
  • oc: flaüta ж.
  • or: ବଂଶୀ (baṁśī)
  • os: флейтӕ
  • fa: فلوت
  • pl: flet м.
  • pt: flauta ж.
  • ro: flaut
  • sr (кир.): флаута ж.
  • sr (лат.): flauta ж.
  • sk: flauta ж.
  • sl: flavta ж.
  • fro: fleüte ж.
  • sw: filimbi, digali
  • tl: plauta, pluta, bansi
  • tg: най
  • th: ฟลุต (flút), ขลุ่ย (klùi)
  • ta: புல்லாங்குழல் (pullaanguzhal)
  • tt: сыбызгы
  • tt (лат.): sıbızğı
  • te: వంశి (vaṅśi)
  • tr: flüt
  • tk: tüýdük
  • udm:
  • uz: fleyta
  • uk: ж.
  • ur: بانسری (bānsurī) ж.
  • fo: floyta ж.
  • fi: huilu
  • fr: flûte ж.
  • ha: mabuusaa
  • hi: बंसी
  • hr: flauta ж.
  • chr: ᎠᏤᎷᎯᏍᏗ (atseluhisdi)
  • cs: flétna ж.
  • sv: flöjt
  • иeo: fluto
  • et: flööt
  • sah:
  • ja: フルート, 笛

Развитие флейтовой школы в России

Ранний период

Первыми профессиональными флейтистами в России были в основном приглашенные музыканты иностранного происхождения, многие из которых оставались в России до конца жизни. Так при дворе Екатерины II с 1792 по 1798 год служил известный слепой флейтист и композитор Фридрих Дюлон. Впоследствии солистами Императорского театра в Санкт-Петербурге были знаменитые немецкие и итальянские флейтисты — Генрих Зусман (с 1822 по 1838 гг.), Эрнст Вильгельм Хайнемайер (с 1847 по 1859 гг.), Чезаре Чиарди (с 1855 г.). С 1831 года в Санкт-Петербурге обосновался профессор Парижской консерватории Жозеф Гийу. Есть и ранние упоминания о русских флейтистах — так с 1827 г. по 1850 г. солистом Большого театра в Москве был Дмитрий Папков — крепостной, получивший вольную.

Вторая половина XIX века

Первым профессором Санкт-Петербургской консерватории (год основания — ) по классу флейты стал знаменитый итальянский флейтист и композитор Чезаре Чиарди, a Московской консерватории (год основания — ) — немецкий флейтист и композитор Фердинанд Бюхнер. Оба профессора преподавали на флейтах простых венских систем.

С 1877 года класс Чезаре Чиарди перенял немецкий флейтист и солист Императорских театров Карл Ватерстраат, ученики которого — первые известные русские профессиональные флейтисты Федор Степанов и Александр Семёнов — играли на флейтах системы Бёма. С 1882 года класс Бюхнера в Московской консерватории перешёл к немецкому флейтисту, солисту Большого театра Вильгельму Кречману, который также ввел обучение на флейте системы Бёма. Кречман воспитал первую плеяду крупных российских флейтистов, таких как В. Леонов, В. Цыбин, Н. Бакалейников, Ф. Левин, А. Стучевский, В. И. Глинский-Сафронов, Г. Я. Мадатов и другие.

Особо нужно отметить солистов Императорских театров того времени — известного немецкого флейтиста Карла Венера (с 1867 по 1884 гг.) и известного итальянского флейтиста и композитора Эрнесто Келера (с 1871 по 1907 гг.). С 1878 по 1880 год в оркестре Санкт-Петербургской королевской капеллы работал один из самых известных флейтистов XIX века Карл Иоахим Андерсен.

С гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские флейтисты — в 1880-x годах объездил всю Россию с концертами чешский флейтист-виртуоз Адольф Тершак, в 1887 и 1889 гг. посетил Москву и Санкт-Петербург известнейший французский флейтист Поль Таффанель.

XX век

Первым русским профессором Санкт-Петербургской консерватории стал в 1905 году солист Императорских театров Федор Степанов. В первой половине XX века солистами Императорских театров Санкт-Петербурга одновременно с отечественными исполнителями работали немцы Макс Берг и Карл Шваб, а также чех Юлиус Федерганс. После смерти Степанова в 1914 году его класс перешёл к флейтисту и композитору Владимиру Цыбину, внёсшему огромный вклад в развитие отечественного флейтового исполнительства в России. Владимира Цыбина по праву можно считать основателем русской флейтовой школы.

Педагогическое дело Цыбина продолжили его ученики, профессора Московской консерватории — Николай Платонов и Юлий Ягудин. В Санкт-Петербургской консерватории в начале XX века преподавал П. Я. Федотов и Роберт Ламберт, а позже ученики последнего — Борис Тризно и Иосиф Янус.

В 1950-х годах известные советские флейтисты Александр Корнеев, Валентин Зверев завоевали крупные международные премии.

В 1960-х годах значительный вклад в развитие отечественной школы игры на флейте внесли профессор Ленинградской консерватории, ученик Бориса Тризно, Глеб Никитин и профессор Московской консерватории, ученик Николая Платонова, Юрий Должиков.

Среди солистов крупных оркестров в Москве и Ленинграде в 1960—1970-x годах — Альберт Гофман, Александр Голышев, Альберт Рацбаум, Эдуард Щербачёв, Александра Вавилина и другие, а позже и более молодое поколение — Сергей Бубнов, Марина Ворожцова, Михаил Каширский и другие.

В настоящее время профессорами и доцентами Московской консерватории являются Александр Голышев, Олег Худяков, Ольга Ивушейкова, Леонид Лебедев, Элла Должикова; Санкт-Петербургской консерватории — Валентин Черенков, Александра Вавилина, Ольга Чернядьева. Более 50 российских молодых флейтистов, среди которых Денис Лупачёв, Николай Попов, Николай Мохов, Василий Большеротов, Ирина Алексеева, Алёна Ломова, Ян Старков, Денис Буряков, Александра Грот, Григорий Мордашов, Зоя Вязовская и другие, также получили или в данный момент продолжают образование за рубежом.

Польза, которую можно пощупать руками

– Общим местом в спорах об актуальности музыкальных школ является история детских травм. Бьют по рукам, орут, отбивают охоту к музыке. Что вы думаете о музыкальной повинности, которую еще недавно отбывали девочки и некоторые мальчики из интеллигентных семей?

– Бьют, унижают, кричат… с этим в профессиональной среде надо жестко бороться. Не знаю, с чем связано, может, это личностные особенности отдельных педагогов, хотя, действительно, у старшего поколения даже в высшем звене это случалось, кое-где бывает и теперь.


Но я не представляю, чтобы педагог сегодня, выезжая на мастер-класс в страны Юго-Восточной Азии, Европу или в Америку, прикрикивал бы на учеников. Если нечто подобное происходит – это вопиющий случай и исключение. Иными словами, кое-что меняется. Профессиональное сообщество обязано жестко противостоять такой манере обучения, бороться на всех уровнях, в том числе путем увольнения таких педагогов.

Есть, наверное, единственный повод повысить голос на уроке музыки – ситуация, когда ребенок играет громко, а тебе надо докричаться, чтобы он услышал. Но это следствие акустических особенностей игры на фортепиано и только. Поправить посадку, положение руки – это нормально. Прикосновения в музыке необходимы, здесь не может быть иначе. Но это делается, как вы понимаете, не с целью насилия.

Что касается «отбывает повинность», «оттрубил семь лет», то такое отношение идет из семьи. Если в семье внушают: «Ходить надо, не обсуждаем почему, пусть в жизни и не пригодится», неудивительно, что человек музыкальную школу воспринимает с неудовольствием.

Мы учились в ЦМШ и так же, как некоторые к музыке, мы относились к физике и алгебре, «которая зачем нужна вообще», «мне и тройки в аттестате хватит».

– И что предлагаете делать?

– Музыка воспитывает самодисциплину, способность к концентрации. Чтобы выйти на сцену с огромным произведением и сыграть его на публике, требуется много самоконтроля

Разве этот навык будет лишним в жизни? Разве не пригодится он, когда вы будете защищать диссертацию по физике или представлять проект реконструкции здания? Если в семье к музыке будут относиться как к важному, ведущему ребенка к большим вершинам, чем были бы они без музыкальной школы, то все изменится. Тогда и сами дети увидят в музыке достойный труд

Я ратую, чтобы окончившему музыкальную школу ребенку давали дополнительные баллы к ЕГЭ. Музыка – огромный труд, который оправдан, который влияет на личность. Он должен быть оценен, в том числе государством. Но тогда плюс к ЕГЭ, то есть польза, которую можно пощупать руками, станет очевидна и родителям.


С этим читают